г. Хабаровск |
|
08 июля 2015 г. |
А73-10704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": Андриянова В.П., представитель, доверенность от 25.02.2015 N 245;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтуна"
на решение от 09.02.2015
по делу N А73-10704/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Алтуна"
о взыскании штрафа в размере 179 945 руб.
третье лицо открытое акционерное общество "Первая грузовая компания"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алтуна" (ОГРН 1102724001170 ИНН 2724138688, далее - ООО "Алтуна") о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона в размере 179 945 руб.
Определением суда от 21.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Первая грузовая компания".
Решением суда от 09.02.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось ООО "Алтуна", в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В доводах жалобы заявитель ссылается на несоответствие грузоподъемности вагона N 58036716 указанной на борту и грузоподъемности указанной в коммерческом акте. Полагает, что при установлении перегруза вагона необходимо руководствоваться рекомендациями Ми 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем". Не согласен с возможностью применения к спорным отношениям пункта 8.2.3 Рекомендаций, поскольку вагон не достиг станции назначения, а контрольная перевеска осуществлена на станции отправления. Обратил внимание, что доказательств полной вместимости вагона истцом не представлено.
В отзывах на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" и АО "ПГК" отклонили доводы жалобы как несостоятельные, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции ОАО "РЖД" поддержало доводы отзыва, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что 29.05.2014 по накладной N АУ688568 со станции отправления Хабаровск-2 ДВЖД до станции назначения Суйфэньхэ Харбинской КЖД в вагоне N58036716 грузоотправителем - ООО "Алтуна" направлен груз.
Согласно отметке в накладной, масса груза определена отправителем в размере 53 346 кг.
Грузоподъемность вагона, согласно накладной, составила 70 000 кг.
На станции Хабаровск-2 ДВЖД 01.06.2014 при контрольной перевеске вагона определен вес груза 71 150 кг, при грузоподъемности вагона - 69 500 кг. Обнаружен излишек массы груза свыше грузоподъемности вагона на 1 650 кг, о чем составлен коммерческий акт от 01.06.2014 N ДВС1419044/939.
На основании коммерческого акта ответчику начислен штраф в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, который составил 179 945 руб.
В адрес ООО "Алтуна" направлено уведомление от 11.06.2014 N 299 об оплате штрафа на указанную сумму.
Неоплата ООО "Алтуна" штрафа послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
К спорным правоотношениям, при перевозке груза в прямом международном сообщении из России в Китай, применению подлежат положения Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
В силу статьи 2 СМГС, данный документ применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов.
Согласно §2 статьи 12 СМГС железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной. Если в результате проверки груза, произведенной в пути следования или на станции назначения, выяснилось, что сведения, указанные в накладной отправителем, не соответствуют действительности, то станция, производившая проверку, должна составить об этом коммерческий акт в соответствии со статьей 18 и сделать отметку об акте в накладной в графе "Коммерческий акт".
Из материалов дела следует, что взвешивание вагона проводилось на 100-тонных тензометрических вагонных весах ВЕСТА-СД-100, со свидетельством о поверке до 18.09.2014.
Статья 18 СМГС допускает отклонение от массы груза указанной в накладной не более чем на 0,2%, в случае превышения которого составляется коммерческий акт.
Факт превышения массы груза в вагоне N 58036716 над его грузоподъемностью зафиксирован в коммерческом акте от 01.06.2014 NДВС1419044/939.
Согласно пункту 3 § 3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).
Таким образом, заявленный истцом штраф взыскивается не при любом искажении сведений о массе груза, а только в том случае, если отправителем допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.
В соответствии с техническим паспортом вагона, грузоподъемность вагона составила 69,5 т.
В апелляционной жалобе заявитель привел возражения о том, что согласно трафарету грузоподъемность вагона составила 70 т.
Вместе с тем, соответствующие изменения в технический паспорт вагона не внесены. Иные доказательства, подтверждающие грузоподъемность равной 70 000 кг, ответчиком не представлены.
Для настоящей перевозки учитывается масса груза, проставленная в графе 13 накладной N АУ688568 - 53346 кг, а также масса при перевеске груза установленная 01.06.2014 - 71 150 кг
Как видно из материалов дела, в результате контрольной перевески спорного вагона установлено превышение максимальной грузоподъемности на 1 650 кг.
При этом фиксация результатов контрольной перевески вагона является надлежащей, учитывая наличие и содержание коммерческого акта, отвечающего требованиям статьи 18 СМГС.
Возражая против исковых требований, ООО "Алтуна" сослалось на то, что расчет не соответствует Рекомендациям МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем". По мнению ответчика, для определения массы груза, подвергаемого контрольной проверке, необходимо применять предельное отклонение результата измерений массы груза, рассчитывая его исходя из массы указанной в накладной.
По расчету ответчика, с учетом применения указанных Рекомендаций, превышение грузоподъемности отсутствует.
Вместе с тем, произведенный ответчиком расчет апелляционная инстанция находит ошибочным и несоответствующим указанным Рекомендациям.
Такие Рекомендации являются внутренними документами истца и носят рекомендательный характер, учитывая отсутствие в самих Рекомендациях или отдельном нормативном акте ссылок на обязательность их соблюдения при выполнении перевозок в соответствии с СМГС.
В связи с изложенным, апелляционная инстанция приходит к выводу о достоверности данных указанных при взвешивании.
Согласно пункту 3 §3 статьи 12 СМГС штраф взыскивается в соответствии со статьей 15 СМГС в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек.
Истец в материалы дела представил расчет штрафа в размере 179 945 руб. исходя из размера провозной платы 35 989 руб.
Проверив расчет истца, суд апелляционной инстанции признает его верным.
В суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о применении положений статьи 333 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Бремя предоставления доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства возложено на ответчика.
Отказывая в удовлетворении ходатайства об уменьшении штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что перевозчик является владельцем объекта повышенной опасности, а превышение грузоподъемности вагонов создает потенциальную опасность возникновения обстоятельств, негативно влияющих на безопасность грузоперевозок, сохранность подвижного состава, устройств инфраструктуры.
Возражений в части не применения судом положений статьи 333 ГК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенном, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 февраля 2015 года по делу N А73-10704/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10704/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога
Ответчик: ООО "Алтуна"
Третье лицо: ОАО "Первая грузовая компания", Представитель ответчика Макаренко Наталья Валерьевна