Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2015 г. N Ф06-1833/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А65-1196/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года по делу N А65-1196/2015 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Татинтер Кофейня", о признании недействительными решения УФАС по Республике Татарстан от 16.12.2014 по делу N06-497/2014 и предписания УФАС по РТ по делу N06-497/2014,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительными решения УФАС по Республике Татарстан от 16.12.2014 по делу N 06-497/2014 и предписания УФАС по РТ по делу N 06-497/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Татинтер Кофейня".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку в действиях заявителя отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, основания для осуществления органом местного самоуправления действий, связанных с демонтажем самовольно установленного нестационарного торгового объекта в отношении неизвестного лица отсутствовали.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина по вопросу правомерности выделения и застройки земельного участка в парке "Тысячелетия" г. Казани под строение объекта некапитального строительства - открытая веранда ресторана "Арт-Кофе". Из данного обращения следует, что на территории парка "Тысячелетия" г. Казани размещена открытая веранда ресторана "Арт-Кофе".
На основании изложенного в адрес Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани направлен соответствующий запрос о предоставлении информации по вышеуказанному факту.
В ходе изучения представленной информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани выявлено, что территория парка "Тысячелетия" передана МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани" согласно постановлению N 33443 от 07.07.2008 г. для организации благоустройства без права строительства капитальных сооружений.
В соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани территория парка "Тысячелетия" г. Казани расположена в 2-х зонах: территория действия ограничений по условиям охраны памятников (ДКИ) и зона парков (Р2И).
Вместе с тем из письменных пояснений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани следует, что на территории парка расположен объект некапитального строительства летнее кафе ресторана "Арт-Кофе". Данное здание на территории парка размещено без соответствующей разрешительной документации.
Кроме того, в акте обследования земельного участка N 333 от 02.06.2014 г. указано, что здание открытой веранды ресторана "Арт-Кофе" расположено на земельном участке с кадастровым номером N 16:50:011506:2, ориентировочная площадь, занимаемая зданием, составляет 500 кв. м, пользователем летнего кафе является ООО "Татинтер Кофейня". На дату обследования кафе "Арт-кофе" функционировало.
Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 7575 от 21.08.2013 об утверждении положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в том числе пунктов общественного питания, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на местах, определенных схемой размещения на территории г. Казани, путем проведения торгов в форме открытого аукциона. Основанием для установки нестационарного торгового объекта является заключенный с органом местного самоуправления г. Казани договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г. Казани на 2014 год, утвержденной Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.04.2014 N 1859 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г. Казани" размещение на территории парка "Тысячелетие" нестационарных торговых объектов не предусматривается.
Ответчик, усмотрев в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани признаки нарушения антимонопольного и земельного законодательства, возбудил дело N 06-497/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неосуществлении действий по демонтажу самовольно установленного нестационарного торгового объекта - летнего кафе от ресторана "Арт кофе" на территории парка "Тысячелетия" г. Казани, вследствие чего происходит незаконная коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта на рынке общественного питания, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом 16.12.2014 г. вынесено предписание N 06-497/2014, в соответствии с которым заявителю:
1. необходимо не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно:
- совершить действия, направленные на снос самовольной постройки -деревянное сооружение - веранда летнего кафе "Арт кафе", расположенное в парке "Тысячелетия" г. Казани в северной части со стороны ул. Островского, в том числе путем обращения соответствующих структурных подразделений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в суд с указанными требованиями.
2. в течение 10 дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Татарстанское УФАС России документы, подтверждающие доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Заявитель, полагая, что вынесенные ответчиком решение и предписание противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований сослался на проведение на постоянной основе Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 06.08.2012 N 5444 работы по выявлению самовольно установленных объектов движимого имущества с дальнейшим направлением актов обследований, материалов фотофиксаций, картографических материалов в Администрации районов г.Казани для организации соответствующей работы.
Заявитель также указал, что уполномоченными органами Исполнительного комитета г. Казани по организации демонтажа, перемещения и хранения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани являются администрации районов Исполнительного комитета г. Казани (постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 06.08.2012 N 5444).
Заявитель считает, что антимонопольным органом неверно определен субъект правонарушения.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Как указано в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 72 Земельного Кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно ст. 17.1 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль включает в себя:
1.контроль за выполнением землепользователями, собственниками, владельцами, арендаторами обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;
2.контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков;
3.контроль за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
4.контроль за своевременным освоением земельных участков;
5. контроль за использованием земель по целевому назначению;
6. контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;
7.контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;
8.выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
Судом установлено, что территория парка "Тысячелетия" передана МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани" согласно постановлению N 33443 от 07.07.2008 г. для организации благоустройства без права строительства капитальных сооружений.
Вместе с тем, на территории парка расположен объект некапитального строительства летнее кафе ресторана "Арт-Кофе". Данное здание на территории парка размещено без соответствующей разрешительной документации.
Согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г. Казани на 2014 год, утвержденной Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 07.04.2014 N 1859 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г. Казани" размещение на территории парка "Тысячелетие" нестационарных торговых объектов не предусматривается.
Анализируя вышеуказанные нормативно-правовые акты Российской Федерации с учетом представленной информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что органы местного самоуправления муниципального образования г. Казани бездействуют в части осуществления муниципального контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории г. Казани, вследствие чего происходит незаконная коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта на рынке общественного питания.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Исполнительном комитете муниципального образования города Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 20-3, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования города Казани.
Согласно ст. 34 Земельного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 40 Устава г. Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани относится управление муниципальной собственностью города Казани.
Согласно Градостроительному уставу г. Казани в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия:
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Согласно Градостроительному уставу г. Казани зона ДКИ - зона коммерческого ядра центра города на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.
Р2И - зона парков на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.
Ввиду расположения зоны ДКИ и Р2И на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры, здесь должны соблюдаться дополнительные требования, определенные статьей 64 Градостроительные регламенты по условиям охраны памятников истории и культуры, такие как:
- сомасштабность вновь возводимых и реконструируемых построек сложившемуся архитектурному окружению,
- архитектурно-художественные характеристики объектов, определяемые особенностями декорирования фасадов, установкой малых архитектурных форм и т.д.
Согласно ст. 29.1 Градостроительного устава г. Казани нестационарные торговые объекты являются основными разрешенными видами использования земельных участков для любой территориальной зоны, за исключением зон PI, Р2, РЗ, СХ, при условии, что их размещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и решениями Казанской городской Думы, регулирующими порядок размещения таких объектов. Нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 01.04.2010 года N 183 "Об утверждении Положения о характере использования территории достопримечательных мест, ограничениях на использование данной территории и требованиях к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательных мест города Казани" производство любых видов земляных работ осуществляется на основании письменного разрешения на производство указанных работ, выданных Министерством культуры Республики Татарстан с обязательным проведением охранно-спасательских археологических работ.
Согласно пояснениям Министерства Культуры Республики Татарстан антимонопольным органом было установлено, что документация и согласование передачи земельного участка (кадастровый номер: 16:50:011506:2) на территории парка "Тысячелетия" г. Казани и заявление на оформление охранного обязательства собственника (пользователя) указанного земельного участка в адрес Министерства культуры Республики Татарстан не поступало.
Из материалов дела следует, что согласно актам обследования земельного участка N 283 от 30.07.2013 г., N 333 от 02.06.2014 г. проводимых МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на территории парка "Тысячелетия" г. Казани с северной части со стороны ул. Островского расположено деревянное сооружение летнего кафе от ресторана "Арт кофе". Данное кафе функционирует и занимает ориентировочную площадь в 500 кв. м. На момент проведения обследования кафе функционировало. Фактическим пользователем данного участка является ООО "Татинтер Кофейня".
В ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что данный земельный участок Исполнительный комитет муниципального образования города Казани не предоставлял, разрешение на строительство не выдавал.
Также указал, что из представленных в антимонопольный орган пояснений представителя ООО "Булатов Групп" следует, что общество обращалось в адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с письмом от 10.04.2013 г. N 8 с просьбой рассмотреть предложение размещения летней веранды от ресторана "Арт кофе". Однако, не получив разрешения на строительство и не заключив договор ООО "Булатов Групп" возвело деревянное некапитальное строение летного кафе. Данное летнее кафе "Арт кофе" функционировало в летний сезон 2013-2014 гг.
Согласно Решению Казанской городской думы от 7 июня 2012 г. N 25-14 незаконно размещенный движимый объект - это движимое имущество, расположенное на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, право на размещение которого прекратилось. К объектам движимого имущества относятся: нестационарные торговые объекты, в том числе передвижные сооружения, некапитальные металлические гаражи, контейнеры, иные передвижные сооружения, конструкции, механизмы, строительные материалы, ограждения и иное движимое имущество.
Организация демонтажа, перемещения, хранения, транспортирования демонтированных объектов осуществляется уполномоченным органом Исполнительного комитета г. Казани. Самовольные (незаконные) объекты выявляются в рамках государственного и (или) муниципального земельного контроля. Информация о выявленных самовольных (незаконных) объектах направляется в уполномоченный орган по месту нахождения указанных объектов.
Уполномоченный орган ведет учет выявленных самовольных (незаконных) объектов и обеспечивает размещение на официальном сайте муниципального образования г. Казани и публикацию в "Сборнике документов и муниципальных правовых актов г. Казани" следующей информации: тип самовольного (незаконного) объекта, место его нахождения, дату его выявления и срок для добровольного демонтажа, владельца самовольного (незаконного) объекта (в случае, если он установлен).
Если владелец самовольных (незаконных) объектов неизвестен, уполномоченный орган размещает на данном объекте объявление с требованием о проведении добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта в установленный срок - 10 дней.
Срок для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта составляет 10 дней со дня размещения на официальном сайте муниципального образования г. Казани и публикации в "Сборнике документов и муниципальных правовых актов г. Казани" информации.
Если владелец самовольного (незаконного) объекта установлен, то уполномоченный орган помимо мер, указанных ранее, направляет владельцу самовольного (незаконного) объекта заказным письмом с уведомлением (либо вручает под расписку работнику) обращение с предложением добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта и о приведении территории в состояние, пригодное для ее дальнейшего использования.
Если владелец самовольного (незаконного) объекта неизвестен либо объект не демонтирован его владельцем в добровольном порядке в течение установленного 10-ти дневного срока, уполномоченный орган принимает муниципальный правовой акт о принудительном демонтаже такого объекта.
Распоряжение уполномоченного органа издается в течение 5 дней после дня окончания срока, установленного для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта, и содержит следующую информацию:
- тип и место расположения самовольного (незаконного) объекта, подлежащего демонтажу;
- дату и время начала работ по демонтажу самовольного (незаконного) объекта;
- место хранения самовольного (незаконного) объекта с указанием точного адреса (адресного ориентира);
- сведения о должностном лице уполномоченного органа, ответственного за организацию демонтажа, перемещения и хранения самовольного (незаконного) объекта.
Распоряжение уполномоченного органа публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов г. Казани.
Копия распоряжения направляется уполномоченным органом в соответствующий по подведомственности орган внутренних дел.
Принудительный демонтаж должен быть произведен в срок, указанный в распоряжении, но не позднее 10 дней со дня истечения срока, установленного для добровольного демонтажа.
Порядок демонтажа, перемещения, возврата владельцам самовольных (незаконных) объектов, а также порядок компенсации расходов, связанных с демонтажем, перемещением, хранением, транспортированием самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества, устанавливаются муниципальными правовыми актами Исполнительного комитета г. Казани.
Как установлено судом, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани меры по демонтажу самовольно установленного нестационарного торгового объекта, в том числе путем обращения соответствующих структурных подразделений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в суд с указанными требованиями не предприняты.
Следовательно, заявителем не осуществлены действия по демонтажу самовольно установленного нестационарного торгового объекта - летнего кафе от ресторана "Арт кофе" на территории парка" Тысячелетие" г.Казани, поскольку в соответствии с решением Казанской городской думы от 7.06.2012 г. N 25-14 "Об утверждении Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани", а также в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г.Казани и компенсации понесенных затрат" установлено, что контроль и обязанность по принятию, Администрациями районов Исполнительного комитета города Казани, соответствующих мер, по изъятию выявленных самовольно установленных и незаконно размещенных павильонов у недобросовестного пользователя на территории города Казани, в соответствии с действующим законодательством для дальнейшего рационального использования, лежит на Исполнительном комитете муниципального образования города Казани.
Исходя из изложенного, судом правомерно отклонены доводы заявителя о ненадлежащем субъекте.
Кроме того, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации признается самовольной постройкой.
Исходя из содержания статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, выделяют следующие нормативные признаки самовольной постройки:
- объект создан на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
- создание постройки без получения необходимых разрешений;
- создание постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольность строительства проявляется в уклонении застройщика от получения надлежащих документальных согласований и разрешений, создает существенную опасность жизни и здоровью граждан, прямо нарушает имущественные права и охраняемые законом интересы собственников земельных участков и иных лиц.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, строительство нестационарного торгового объекта ООО "Татинтер Кофейня" без разрешительной документации и без подписания договоров аренды земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, вследствие чего происходит незаконная коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта на рынке общественного питания, что означает неосуществление обществом налоговых и иных платежей в соответствующие бюджеты, что в свою очередь дает обществу, преимущество перед остальными хозяйствующими субъектами осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на восстановление справедливых условий конкуренции для всех участников рынка.
Пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
На основании статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации при сносе самовольно построенного объекта недвижимости виновная сторона должна возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения земельных правонарушений, и привести земельный участок в пригодное для использования состояние за свой счет.
В случае неисполнения в добровольном порядке субъектом торговли демонтажа нестационарного торгового объекта или объекта по оказанию услуг по истечении срока действия Договора или при досрочном прекращении Договора, а также в случае самовольного размещения нестационарного торгового объекта или объекта по оказанию услуг без разрешительной документации в установленном порядке осуществляется его принудительный демонтаж в соответствии с Порядком демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат, утвержденным постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 06.08.2012 N 5444.
Пункт 3 статьи 25 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 8 Градостроительного кодекса РФ, статьи 11, 28 - 30, 32, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, определяют, что в компетенцию органов местного самоуправления входят: контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; выдача разрешений на строительство; предоставление земельных участков для строительства и реконструкции.
Исходя из содержания статей 2, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации правом на предъявление требований о сносе самовольной постройки обладают органы местного самоуправления.
Следовательно, антимонопольным органом Исполнительному комитету муниципального образования города Казани правомерно выдано предписание совершить действия, направленные на снос самовольной постройки - деревянное сооружение - веранда летнего кафе "Арт кафе", расположенное в парке "Тысячелетия" г. Казани в северной части со стороны ул. Островского, в том числе путем обращения соответствующих структурных подразделений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в суд с указанными требованиями.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание вынесены антимонопольным органом на основании полного и всестороннего изучения материалов проверки, соответствуют закону, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года по делу N А65-1196/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1196/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2015 г. N Ф06-1833/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани ,г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "Татинтер Кофейня"