Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф05-12231/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А41-39606/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант" - Орлов Д.Б. представитель по доверенности от 28 марта 2014 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Балашиха Московской области - Шмонин А.В. представитель оп доверенности от 25 декабря 2014 года N 38,
от заинтересованного лица Министерство строительного комплекса Московской области - Черненко А.М. представитель по доверенности от 25 декабря 2014 года,
от судебного пристава-исполнителя Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Яшина А.А. - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-39606/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант" о процессуальном правопреемстве по делу N А41-39606/14, по заявлению Закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант" к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным бездействия и обязании утвердить и выдать градостроительный план, заинтересованные лица - Министерство строительного комплекса Московской области, Судебный пристав-исполнитель Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Яшина А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Стройсевер Гарант" (далее - общество, ЗАО "Стройсевер Гарант") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в не утверждении и невыдаче Закрытому акционерному обществу "Стройсевер Гарант" в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную";
- признать незаконным решение Администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 16 апреля 2014 года N СП-2960-14, о вынесении на рассмотрение Градостроительного Совета Московской области проекта планировки территории квартала малоэтажной жилой застройки по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Стройсевер Гарант";
- обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Закрытому акционерному обществу "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", согласно заявлению Закрытого акционерного общества "Стройсевер Гарант" исх. N 13/01-14 от 28 марта 2014 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2014 года решение Арбитражного суда Московской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Арбитражным судом Московской области 21 ноября 2014 года был выдан исполнительный лист серии АС N 003271695, предъявленный на исполнение в службу судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области Яшиным А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) на основании указанного исполнительного листа в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N 22833/14/50049-ИП.
ЗАО "Стройсевер Гарант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о процессуальном правопреемстве по делу N А41-39606/14 в части требований об обязании утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную".
В обоснование заявления ЗАО "Стройсевер Гарант" указало на то, что с 01 января 2015 года в связи с изменением законодательства Московской области полномочия по выдаче разрешений на строительство от органов местного самоуправления поселений переданы Министерству строительного комплекса Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года заявление ЗАО "Стройсевер Гарант" о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена заинтересованного лица - Администрации городского округа Балашиха Московской области по делу N А41-39606/14 на правопреемника - Министерство строительного комплекса Московской области в части обязания утвердить и выдать Закрытому акционерному обществу "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную".
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя судебного пристава-исполнителя, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации возражал по доводам апелляционной жалобы, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ с 01 января 2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировок территорий, проектов межевания, территории градостроительных планов земельных участков) на основании генерального плана сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки сельского поселения (без учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий, предусмотренных частями 5-12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания подпункта 3 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03 октября 2013 года N 786/44, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по утверждению и выдача градостроительных планов земельных участков в Московской области в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Определении от 21 февраля 2007 года N 966/07, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство.
При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2014 года по делу N А40-67076/13.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На территории Московской области с 01 января 2015 года произошло перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, в соответствии с которым вопросы о утверждении и выдачи градостроительных планов земельных участков в Московской области в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства отнесены к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области, что изменяет субъектный состав лиц, призванных восстановить нарушенные права общества, замена которых возможна в порядке процессуального правопреемства в рамках настоящего дела.
В противном случае на заявителя была бы возложена повторная обязанность обращаться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство с повторным приложением соответствующего комплекта документов, что повлекло бы для него неблагоприятные последствия и возникновение возможных убытков в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министерство строительного комплекса Московской области в данном случае не является правопреемником по обязательствам органов местного самоуправления, поскольку переход прав и обязанностей произошел не по гражданско-правовому основанию, а в силу закона, то есть по основаниям публично-правового характера.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности возложения на него обязанности по утверждению и выдаче градостроительных планов в связи с отсутствием соответствующего заявления ЗАО "Стройсевер Гарант", направленного непосредственно в Министерство строительного комплекса Московской области, подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав заявителя.
Как указывалось выше, права и законные интересы ЗАО "Стройсевер Гарант" были нарушены путем бездействия, выразившегося в не утверждении и не выдаче градостроительных планов принадлежащих обществу земельных участков.
Учитывая положения статьи 201 АПК РФ, нарушенные права ЗАО "Стройсевер Гарант" должны быть восстановлены путем утверждения и выдаче ему запрошенных градостроительных планов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 года у администрации отсутствуют полномочия на выдачу градостроительных планов спорных земельных участков, то есть суд не вправе в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложить на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, данная обязанность правомерно была возложена на Министерство строительного комплекса Российской Федерации.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление ЗАО "Стройсевер Гарант" о процессуальном правопреемстве по делу N А41-39606/14 в части обязания утвердить и выдать Закрытому акционерному обществу "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Московская область, г. Балашиха, квартал Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную" подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-39606/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39606/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф05-12231/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Стройсевер Гарант"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха
Третье лицо: ЗАО "Стройсевер Гарант", Администрация городского округа Балашиха
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12231/15
08.07.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5881/15
28.10.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11498/14
21.08.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39606/14