г. Саратов |
|
07 июля 2015 г. |
Дело N А12-47326/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы МинистерствА финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2015 года по делу N А12-47326/2014 (судья Прудникова Н.И.),
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" (ИНН 3435001291, ОГРН 1023402021455; 404130 г Волжский, ул. Им. Генерала Карбышева,47)
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922; 400066 г Волгоград, ул. Порт-Саида,7),
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636,109097, г. Москва, ул. Ильинка,9)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684 ОГРН 1023403453072, 400131 Г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5),
УФПС Волгоградской области - филиал ФГУП "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276,131000, г. Москва, Варшавское шоссе,д.37),
Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по г. Волжскому" (ИНН 3435105798, ОГРН 1103435005915, 404122, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Кирова,17),
Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области (ИНН 3444059322, ОГРН 1023403456570, 400136, г. Волгоград, ул. Новороссийская,41),
Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа г. Волжский (ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759, 404130, г. Волгоград, ул. 19-го Партсъезда,30),
Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555, 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая,28А)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Волжская автомобильная колонна N 1732" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о взыскании 500000 руб. убытков и к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет казны Волгоградской области 500000 руб. убытков.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и в окончательном варианте просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Волжская автомобильная колонна N 1732" убытки в размере 12454588,18 руб. и взыскать с Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в пользу МУП "Волжская автомобильная колонна N 1732" убытки в размере 20862896,81 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.04.2015 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" взысканы убытки в размере 853009,70 руб.
С Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет казны Волгоградской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" изысканы убытки в размере 1456487,57 руб.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
С муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 176 445 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" убытков в размере 853009,70 руб. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В свою очередь, муниципальное унитарное предприятие "Волжская автомобильная колонна N 1732" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа во взыскании 31007987,67 руб. отменить, исковые требования удовлетворить.
В отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле обжалуемый судебный акт пересматривается в части по правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В качестве правового обоснования заявленных требований истец указывает, что является организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан Администрацией Волгоградской области издано постановление от 26.01.2009 г. N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области".
Данным постановлением установлен порядок реализации и стоимость социальных проездных билетов, предоставляющих право проезда на транспорте истца.
По мнению истца, убытки последнего за 2011 год составляют 33 317 484,94 руб. и представляют собой разницу между суммой провозной платы, неполученной от граждан, имеющих социальный проездной билет (СПБ), и суммой компенсации из бюджета.
Оценивая заявленное к Российской Федерации требование суд первой инстанции пришел к выводу о том, что финансирование для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации.
При этом, при определении сумм, подлежащих взысканию, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 г. N 8-п введены несколько видов социальных проездных билетов, в том числе предоставляющих право проезда на транспорте истца: единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) стоимостью 240 рублей, единый социальный проездной билет для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения, в трамвае и троллейбусе, социальный проездной билет для проезда в автобусе городского сообщения (далее - СПБ-город) стоимостью 110 рублей, 60 рублей - социальный проездной билет для проезда в автобусе пригородного сообщения, социальный проездной билет для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения (далее - СПБ город-пригород) стоимостью 210 рублей.
Пунктом 4 указанного Постановления установлено, что возмещение транспортным организациям убытков от реализации социальных проездных билетов гражданам осуществляется за каждый проданный социальный проездной билет в следующем размере:100 рублей - за СПБ для проезда в автобусе городского сообщения; 145 рублей - за СПБ для проезда в автобусе пригородного сообщения; 275 рублей - за СПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения; 140 рублей - за СПБ для проезда в трамвае; 140 рублей - за СПБ для проезда в троллейбусе; в размере суммы убытков по СПБ по каждому из видов транспорта, входящих в его состав, но не более 525 рублей - за ЕСПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения, в трамвае и троллейбусе;
Согласно пункту 5 Постановления N 8-п возмещение "убытков от реализации социальных проездных билетов гражданам" транспортным организациям осуществляется Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области на основании договоров на организацию перевозок льготных категорий граждан.
Пунктом 3 постановления N 8-п определено, что стоимость социальных проездных билетов для. проезда на городском электрическом транспорте, автобусах городского сообщения в городских округах город-герой Волгоград и город Волжский и на автобусах городского сообщения в городском округе город Камышин устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 Порядка распределения средств от реализации СПБ, утвержденного постановлением N 8-п, доля средств отдельного вида транспорта в стоимости единого социального проездного билета (ЕСПБ) определяется как отношение стоимости социального проездного билета на данный вид транспорта к сумме стоимостей социальных проездных билетов на виды транспорта, действующих на территории муниципального образования.
Согласно пункту 5 Порядка распределения средств от реализации СПБ доля каждой транспортной организации одного вида транспорта в сумме средств от реализации социальных проездных билетов на территории муниципального образования определяется исходя из удельной доли пассажиров, перевезенных данной организацией, в общем объеме пассажирских перевозок на основании данных государственного статистического учета.
Как указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае допустимо для расчета расходов предприятия применение одновременно доли транспортной работы в общем объеме перевозок к количеству ЕСПБ и размера тарифа за разовую поездку в городе и количества поездок по ЕСПБ не более 30 (пункт 27 приказа Росстата от 18.08.2011 N 365) при отсутствии результатов натурных обследований.
Натуральные обследования количества поездок в месяц, согласованные с органами государственной статистики, органами местного самоуправления количества поездок в месяц в спорный период не проводились и не устанавливались. Результаты натурных обследований пассажиропотоков в городе Волгограде и его пригородах отсутствуют.
В этой связи суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией Президиума ВАС РФ о допустимости применения расчетного способа для расчета убытков транспортных организаций пассажирского общественного транспорта, изложенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, счел возможным применение данного способа для составления контррасчета иска и применения сведений о среднестатистическом количестве поездок, совершаемых льготными категориями граждан по ЕСПБ в пассажирском транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщениях (суммарно) 50 поездок в месяц (из них 30 в городском сообщении, 20 - поездок в пригородном сообщении), установленного пунктом 27 приказа Росстата от 18.08.2011 N 365, а к социальному проездному билету (не единому) для проезда на трамвае или троллейбусе - 20 поездок, поскольку данное количество поездок является предельным в отсутствие результатов натурных обследований.
Истцу в счет компенсации убытков за перевозку федеральных льготников и региональных льготников выплачено 35658905 руб.
Согласно контррасчету суммарный объем убытков организации истца в 2011 году за перевозку федеральных льготников, без учета выплаченной компенсации, составил 853009,70 рублей и за перевозку региональных льготников, без учета выплаченной компенсации, составил 1456487,57 руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования МУП "Волжская автомобильная колонна N 1732" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков обоснованы в размере 853009,70 руб. и с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет казны Волгоградской области убытков в размере 1456487,57 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований истца в заявленном размере суд первой инстанции признал расчет истца необоснованным.
При этом суд обоснованно указал, что возникновение на стороне нарушителя обязательства по возмещению убытков гражданское законодательство (статьи 15 и 16 ГК РФ) связывает с фактом их причинения, а не с фактом отражения либо не отражения размера убытков в данных бухгалтерского учета.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца в размере 31007987,67 руб. суд апелляционной инстанции находит не соглашается с выводами суда в остальной обжалуемой части удовлетворения требований к Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 786, статьи 789 ГК РФ следует, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Исковые требования касались возмещения убытков (выпадающих доходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате.
С целью реализации положений Федерального закона N 122-ФЗ было принято Постановление Администрации Волгоградской обл. от 26.01.2009 N8-п, на основании которого на территории Волгоградской области введены социальны проездные билеты.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 26 января 20С года N 8-п "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области" установлено, что возмещение транспортным организациям убытков от реализации социальных проездных билетов осуществляется за каждый проданный социальный проездной билет в следующем размере (в отношении проезда на городском автобусном транспорте): 210 рублей - за социальный проездной билет для проезда в автобусе городского сообщения; 368 рублей - за социальный проездной билет для проезда в автобусе пригородного сообщения (пункт 4).
Возмещение транспортным организациям недополученных доходов от реализации социальных проездных билетов гражданам осуществляется министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на основании соответствующих договоров (пункт 5).
Из пунктов 2,3,5,6 Порядка распределения средств от реализации социальных проездных билетов, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п следует, что компенсация определялась по каждому муниципальному образованию из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество проездных билетов, выданных в муниципальном образовании, и впоследствии распределялась между перевозчиками на основании показателей фактической транспортной работы.
Таким образом, льготные пассажиры, покупая проездной билет, оплачивали часть его стоимости. Эта плата перечислялась перевозчикам. Оставшаяся часть полной стоимости проезда компенсирована перевозчикам (истцу в частности) из бюджета в виде компенсации выпадающих доходов.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п на основании договора истцу в счет компенсации убытков за перевозку федеральных и региональных льготников выплачено 35 658 905 рублей.
Постановление Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п является нормативным правовым актом, установившим размер возмещения транспортным организациям недополученных доходов от реализации социальных проездных билетов. Постановление истцом не оспорено и не признано недействующим, является действующим.
Не оспаривая факт получения компенсации, исчисленной в соответствии с постановлением N 8-п, предприятие полагает, что выплаченная из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме имущественные потери истца, представляющие собой сумму неполученной от потребителей - льготников провозной платы. Заявленные ко взысканию убытки представляют собой разницу между суммой провозной платы, неполученной от граждан имеющих СПБ и суммой компенсации из бюджета.
Таким образом исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, предприятию надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Однако достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде суду не представлено, равно как и не представлено доказательств в подтверждение фактически понесенных расходов на перевозку льготных пассажиров.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска предприятия к Российской Федерации следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене в обжалуемой части взыскания с взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" убытков в размере 853009,70 руб.
В остальной обжалуемой части решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2015 года по делу N А12-47326/2014 в обжалуемой части в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" убытков в размере 853009,70 руб. отменить.
В иске в отмененной части отказать.
В остальной обжалуемой части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Решение в части взыскания с муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" (ИНН 3435001291, ОГРН 1023402021455) в доход федерального бюджета государственной пошлины изменить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" (ИНН 3435001291, ОГРН 1023402021455) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 181 283,49 руб.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Волжская автомобильная колонна N 1732" (ИНН 3435001291, ОГРН 1023402021455) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционным жалобам в размере 6 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47326/2014
Истец: МУП "Волжская А/К 1732"
Ответчик: Комитет финансов администрации Волгограда, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: ГКУ "Центр социальной защиты населения по г. Волжскому", ГКУ "Центр социальной защиты населения", Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Волгоградской области, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, ФГУП "Почта России"