г. Москва |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А40-193320/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента городского имущества г. Москвы, Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 по делу N А40-193320/14 принятое судьей Мысак Н.Я. (шифр судьи: 82-1533)
по заявлению ОАО Энергетики и электрификации "Мосэнерго" (119526, Москва, пр-кт Вернадского, д. 101, корп. 3)
к Управлению Росреестра по Москве (115191, Москва, ул. Б. Тульская, д. 15) Третьи лица: 1) Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20). 2) Префектура ЮАО г. Москвы (115280, Москва, ул. Автозаводская, 10) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства
при участии:
от заявителя: |
Ларина С.В. по дов. от 06.03.2015; |
от ответчика: |
Алексеев М.В. по дов. от 30.12.2014; |
от ответчиков: |
1.Дзахоев М.С. по дов. от 30.12.2014; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений от 22.08.2014 N 22/024/2014-127, N 22/024/2014-169, N 22/024/2014-189 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства по адресу: г. Москва, Старокаширское ш., д. 4А, литера 45, литера 49,литера 58; об обязании произвести государственную регистрацию права собственности заявителя на следующие объекты незавершенного строительства:
технологические каналы и маслопроводы: кадастровый номер 77:05:0011014:1049, протяженность 218 м, степень готовности - 99% (г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, литера 49);
резервуар аварийного слива масла: кадастровый номер 77:05:0005003:5926; объем - 100 куб.м., степень готовности - 99% (г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, литера 45);
тепловая сеть: кадастровый номер 77:05:0005003:5927; протяженность 674 м, степень готовности - 99% (г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, литера 58).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 удовлетворены заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, Департамент городского имущества г. Москвы и Управление Росреестра по Москве обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представители апеллянтов поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Префектуры ЮАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с июня 1998 по декабрь 1998 открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Мосэнерго" осуществлена реконструкция завода РЭТО Мосэнерго, в результате которой в пределах территории завода возведены следующие объекты недвижимости (далее - объекты):
технологические каналы и маслопроводы: кадастровый номер 77:05:0011014:1049, протяженность 218 м, степень готовности - 99% (г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, литера 49);
резервуар аварийного слива масла: кадастровый номер 77:05:0005003:5926; объем - 100 куб.м., степень готовности - 99% (г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, литера 45);
тепловая сеть: кадастровый номер 77:05:0005003:5927; протяженность 674 м, степень готовности - 99% (г. Москва, Старокаширское шоссе, д. 4А, литера 58).
Заявитель 10.07.2014 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о государственной регистрации права собственности на Объекты.
Сообщениями от 22.07.2014 государственная регистрация права собственности на объекты приостановлена по следующим основаниям:
Заявителем не предоставлены документы, подтверждающие право на объекты до реконструкции, либо документы, подтверждающие, что объекты вновь созданы в рамках реконструкции завода РЭТО Мосэнерго;
Кадастровые паспорта объектов не содержат информации в отношении таких характеристик, как степень готовности в процентах и площадь застройки.
Заявителем для устранения замечаний Управления представлены дополнительные документы: пояснения по первому основанию приостановления и копии кадастровых паспортов, подтверждающих устранение технических ошибок (по заявлению ОАО "Мосэнерго") и внесение сведений о протяженности, объеме и степени готовности (в процентах) объектов в ГКН.
Решениями от 22.08.2014 заявителю отказано в государственной регистрации права по следующим основаниям: заявителем не предоставлены документы, подтверждающие право на объекты до реконструкции, либо документы, подтверждающие, что объекты вновь созданы в рамках реконструкции завода РЭТО Мосэнерго; кадастровые паспорта объектов не содержат информации о том, в пределах какого земельного участка они расположены.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из следующего.
В соответствии с ст. 12 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
В силу ст. 25 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе.
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Заявителем выполнена обязанность по предоставлению на государственную регистрацию документов, предусмотренных Законом о регистрации.
В частности, представлены заявления о государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства (ст. 16 Закона о регистрации), к которым заявитель приложил:
1) Документы, подтверждающие наличие оснований возникновения права собственности на Объекты:
разрешение на строительство: Разрешение Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы Москомархитектуры Правительства Москвы N 03169 от 30.06.1998 на производство подготовительных и основных строительно-монтажных работ, сроком действия до 31.12.1998 г.;
документы, подтверждающие право пользования земельным участком под объектом: договор аренды земельного участка от 26.06.1996 N М-05-005860;
кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005003:22 от 15.11.2011 г.
2) Документы, содержащие описание объектов незавершенного строительства:
кадастровые паспорта от 18.12.2012, изготовленные Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и от 23.07.2013, выданные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (далее - ФКП Росреестра по Москве), содержащие описание объектов, необходимое для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Дополнительные документы, предоставленные заявителем по собственной инициативе (что не противоречит Закону о регистрации), с целью пояснения отдельных правовых моментов, связанных с проводимой регистрацией прав, и в совокупности с правоустанавливающими документами подтверждающие возникновение права собственности (абз. 9 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации), в том числе:
Распоряжение Мосгорисполкома от 16.07.1980 N 1332р;
Протоколы N 74-пром. от 11.03.1981, N 48-пром. от 23.03.1984, N54-пром. от 06.04.1988 Экспертного управления ГлавАПУ г. Москвы о согласовании технического проекта на реконструкцию и расширение завода РЭТО Мосэнерго;
Разрешительное письмо Управления регулирования застройки и отвода земель ГлавАПУ г. Москвы Исполнительного комитета Мосгорисполкома от 11.08.1980 N 8/1008-р (со штампами, подтверждающими неоднократное продление срока действия разрешения до 31.12.1988);
Приказ о переутверждении проекта реконструкции и расширения завода РЭТО Мосэнерго в г. Москве от 24.06.1985 N 130пс;
Технический проект (титульный лист) на реконструкцию и расширение завода РЭТО Мосэнерго в г. Москве, разработанный, институтом "Гипроэнергоремонт" (г. Ульяновск), заказчик Министерство энергетики и электрификации СССР (для завода РЭТО Мосэнерго) (приложение N 14 к заявлению);
Рабочие чертежи, разработанные в соответствии с техническим проектом: Выкопировка из Генплана N 682-3-09 НВК, лист 1; Генплан завода с сетями ВК (экспликация зданий и сооружений) N 682-3-02 НВК, лист 2 (далее - рабочие чертежи). Платежные поручения об оплате госпошлины (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации) (подлинник с отметками банка об исполнении и копия). Учредительные документы Заявителя со всеми изменениями и дополнениями (нотариальные копии), помещенные ранее в регистрационное дело N 12/010/2013-402, о чем сделана ссылка в заявлении о регистрации права (что является достаточным в силу абз. 4 и 5 п. 4 ст. 16 Закона о регистрации).
Предоставленные заявителем в Государственный орган документы являются необходимыми и достаточными для регистрации права собственности на объекты, потому как они: подтверждают наличие оснований возникновения прав на объекты; содержат информацию, необходимую для государственной регистрации прав на объекты в ЕГРП, в том числе описание объектов и вид регистрируемого права; соответствуют по содержанию и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации (абз. 4, 5 п. 6 ст. 12, ст.ст. 17, 18, п. 2 ст. 25 Закона о регистрации).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у административного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства.
Доводы апеллянтов о том, что возведенные объекты построены на земельном участке, не отведенном для целей капитального строительства, подлежит отклонению ввиду того, что согласие собственника спорного земельного участка подтверждается выдачей в период возведения объектов разрешением Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы Москомархитектуры Правительства Москвы N 03169 от 30.06.1998 (сроком действия до 31.12.1998), в котором в качестве оснований разрешения указан договор аренды от 26.06.1996 N М-05-005860, а также Протокол N 54 - пром от 06.04.1988.
Указанным договором аренды заявителю на 49 лет представлен спорный земельный участок для использования территории и эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений под административно-технические, производственные.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанными выше документами подтверждается воля собственника земельного участка на предоставление его заявителю для возведения объектов.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии разрешительной документации был предметом исследования в суде первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой коллегия судей согласна.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 по делу N А40-193320/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193320/2014
Истец: ОАО Энергетики и электрификации "Мосэнерго"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Префектура ЮАО по г. Москве, ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, Префектура ЮАО г. Москвы