г. Киров |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А28-13824/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вотинцевой А.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 по делу N А28-13824/2014, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по исковому заявлению сельскохозяйственного потребительского заготовительно - перерабатывающе - сбытового кооператива "Камский ЛЕС" (ИНН 4302003862, ОГРН 1094322000574) к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о внесении изменения в договор аренды лесного участка от 28.05.2010 N 1-23, находящегося в федеральной собственности,
установил:
сельскохозяйственный потребительский заготовительно - перерабатывающе - сбытовой кооператив "Камский ЛЕС" (далее - истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом уточнения от 14.04.2015, к департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 28.05.2010 N 1-23 в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части изменения размера арендной платы в сторону уменьшения (изменение пункта 5 договора аренды, приложения N 4 к последнему).
По мнению Департамента, исходя из положений части 2.1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Также, исходя из целей проведения аукциона, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 19.05.2010 N 1-5 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка Департамент (арендодатель) и Кооператив (арендатор) 28.05.2010 заключили договор аренды N 1-23, в соответствии с которым арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3953 га; местоположение: Кировская область, Афанасьевский район, Афанасьевское лесничество, Пашинское сельское участковое лесничество, кварталы 1-5, 7-9, 11-21, 23-37, 39, 41-43, 45-53, 55. 57, 59, 60, условный номер 43-43-01/227/2010-337, учетная запись в государственном лесном реестре N 1.78-2010-03 (пункты 1, 2 договора).
Схема расположения и границы лесного участка, а также его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 к договору (пункт 3 договора). Лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах, указанных в приложении N 3 к договору (пункт 4 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 28.05.2010 (приложение N 5 к договору).
Срок действия договора аренды установлен 15 (пятнадцать) лет с даты его государственной регистрации (пункт 20 договора). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 01.07.2010 за номером 43-43-01/362/2010-264.
Согласно пунктам 5, 6 стоимость арендной платы определена по результатам аукциона в сумме 219 476 рублей 00 копеек в год и подлежала внесению от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
В пункте 7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
Подпунктом "в" пункта 11 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект, который в соответствии с распоряжением Департамента от 15.02.2013 N 97 получил положительное заключение государственной экспертизы.
Истец направил в адрес ответчика письмо от 30.09.2014 с предложениями об изменении условий договора аренды от 28.05.2010, приложил проект дополнительного соглашения к договору.
Департамент письмом от 18.11.2014 отказался от заключения дополнительного соглашения в редакции, предложенной истцом.
Полагая, что изменение характеристик лесного участка влечет за собой необходимость внесения изменений в договор, в том числе и в части размера арендной платы, Общество обратился с иском в суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, в том числе сокращение объема заготавливаемой древесины, изменение состава лесных насаждений и уменьшение объема хвойных пород, изменение объема выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В апелляционной жалобе Департамент оспаривает решение суда части изменения размера арендной платы в сторону уменьшения (изменение пункта 5 договора аренды, приложения N 4 к последнему); поскольку от Общества не поступило соответствующих возражений, решение суда проверяется судом апелляционной инстанции только в указанной в жалобе части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Распоряжением Департамента от 15.02.2013 N 97 в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке.
Исходя из данных, содержащихся в проекте освоения лесов, количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от предусмотренных договором, в том числе по объему заготавливаемой древесины, возрасту и составу лесных насаждений, а также объему подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Указанное обстоятельство Департаментом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору, что в соответствии с нормой части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для заявления требований о внесении изменений в договор.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что указанное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы.
Между тем, указанный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
С учетом указанных норм размер арендной платы по договору не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таким образом, объем изъятия лесных ресурсов является одной из составляющих расчета арендной платы.
Толкование части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации как нормы, допускающей возможность вносить изменения только в количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, без приведения размера арендной платы в соответствии с указанными изменениями нарушало бы баланс интересов сторон.
Кроме того, в силу норм действующего законодательства и условий договора при использовании лесных участков следование проекту освоения лесов, получивших положительное заключение экспертизы, является обязательным, ввиду чего целесообразность рассмотрения судом подобных исков (исключительно об изменении параметров лесопользования для целей их приведения в соответствии с проектом освоения лесов) в рамках положений пункта 2.1. статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации отсутствовала бы.
Порядок определения (арифметика) размера арендной платы ответчиком проверен и не оспаривается.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 по делу N А28-13824/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13824/2014
Истец: СПЗПСК "Камский ЛЕС"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области