г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А21-11084/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14685/2015) УПФР (ГУ) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное) на определение Арбитражного суда Калининградской области от 14.05.2015 по делу N А21-11084/2014 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению УПФР (ГУ) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное)
к Администрации МО "Зоринское сельское поселение"
о процессуальном правопреемстве
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023902270930, место нахождения: 238210, Калининградская область, Гвардейский район, г. Гвардейск, ул. Калининградская, д. 10; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Зоринское сельское поселение" (ОГРН 1023902272316, место нахождения: 238214, Калининградская область, Гвардейский район, п. Талпаки, ул. Советская, д. 1; далее - Администрация Зоринского сельского поселения, должник) недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 117 406 руб. 37 коп.
Решением от 05.03.2015 суд удовлетворил заявленное требование.
10.04.2015 Управление подало в суд заявление о замене должника его правопреемником - Администрацией муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1023902272327, место нахождения: 238210, Калининградская область, Гвардейский район, Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6; далее - Администрация Гвардейского городского округа).
Определением суда от 14.05.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Управление, не согласившись с определением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил определение суда отменить. Податель жалобы полагает, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней входит в круг вопросов местного значения, в отношении которых нормативно определено правопреемство органов местного самоуправления.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность определение суда проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24.10.2014 Главой муниципального образования "Зоринское сельское поселение" принято решение N 22 о ликвидации Администрации Зоринского сельского поселения.
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) видно, что Администрация Зоринского сельского поселения на настоящий момент находится в стадии ликвидации.
Соответствующая запись об этом внесена в ЕГРЮЛ 11.11.2014.
Законом Калининградской области от 29 мая 2014 года N 319 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Гвардейский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории", с 01.01.2015 г. объединены территории МО "Гвардейское городское поселение", МО "Знаменское сельское поселение", МО "Славинское сельское поселение", МО "Озерковское сельское поселение" и МО "Зоринское сельское поселение" без изменения границ общей территории муниципального образования "Гвардейский район".
Решением Совета депутатов Гвардейского района от 19.12.2014 N 363 "О правопреемстве МО "Гвардейский городской округ" установлено, что к органам местного самоуправления МО "Гвардейский городской округ" переходят права и обязанности органов местного самоуправления муниципальных образований, входивших в состав МО "Гвардейский район" по решению вопросов местного значения, возникшие с органами государственной власти РФ, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Полагая, что уплата страховых взносов является вопросом местного значения, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно п. 5 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае создания на межселенных территориях (территориях, находящихся вне границ поселений) вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования структура органов местного самоуправления определяется представительным органом и закрепляется в уставе муниципального образования.
Лишь в указанных случаях органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Администрация МО "Гвардейский район" не является вновь образованным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).
В рассматриваемом споре имеет место ликвидация Администрации Зоринского сельского поселения, осуществление её функций и полномочий передано соответствующему органу муниципального образования "Гвардейский городской округ" только в части решения вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, уплата страховых взносов неразрывно связана с выплатой вознаграждений (заработной платы) лицам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В нарушение приведенных положений законов администрация МО "Зоринское сельское поселение" не перечислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в то время как заработные платы были выплачены в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является непосредственной обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, суд в своем определении правомерно сделал вывод о невозможности установления правопреемства в отношении администрации МО "Гвардейский городской округ" в связи с тем, что оплата страховых взносов и пеней не входит в перечень вопросов местного значения сельского поселения.
Согласно позиций ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 N 15419/12 по делу N А04-5355/2010, основанием для процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении.
В рассматриваемом случае правопреемства в материальном правоотношении не произошло.
При таких обстоятельствам, администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" не является правопреемником администрации муниципального образования "Зоринское сельское поселение" по данному делу.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции основаны на исследованных надлежащим образом доказательствах, имеющихся в материалах дела, судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 14.05.2015 по делу N А21-11084/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11084/2014
Истец: УПФР (ГУ) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное)
Ответчик: Администрация МО "Зоринское сельское поселение"
Третье лицо: Администрация Гвардейского района