г. Киров |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А28-13825/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вотинцевой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 по делу N А28-13825/2014, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по иску сельскохозяйственного потребительского заготовительно-перерабатывающе-сбытового кооператива "Камский ЛЕС" (ИНН 4302003862, ОГРН 1094322000574. Кировская обл., Афанасьевский р-н, с. Гордино, ул. Мира, д. 31)
к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963, г. Киров, ул. Пятницкая, 32),
о внесении изменения в договор аренды лесного участка от 23.12.2009 N 1-24, находящегося в федеральной собственности,
установил:
сельскохозяйственный потребительский заготовительно-перерабатывающе-сбытовой кооператив "Камский ЛЕС" (далее - СПЗПСК "Камский лес", Кооператив, истец) обратился в Арбитражный суд Кировской области к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 23.12.2009 N 1-24 в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 исковые требования СПЗПСК "Камский ЛЕС" удовлетворены в полном объеме.
Департамент лесного хозяйства Кировской области с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 23.12.2009 N 1-24 в части изменения арендной платы в сторону уменьшения (изменение пункта 5 договора аренды, приложения N 4 к договору аренды).
По мнению Департамента, решение суда первой инстанции в части уменьшения размера арендной платы является незаконным и необоснованным. Заявитель полагает, что, исходя из положений части 2.1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Кроме этого, заявитель утверждает, что, исходя из целей проведения аукциона, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
СПЗПСК "Камский ЛЕС" отзыв на апелляционную жалобу не предоставил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.12.2009 между Департаментом (арендодатель) и СПЗПСК "Камский ЛЕС" (арендатор) заключен договор аренды N 1-24 (далее - договор аренды).
В соответствии с пунктом 1 договора аренды арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 1-8 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 18.12.2009 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее - лесной участок).
Пунктом 2 договора аренды сторонами согласовано, что лесной участок, площадью 6208 га имеет: местоположение: Кировская область, Афанасьевский район, Афанасьевское лесничество, Гординское участковое лесничество, кварталы 27, 29, 35, 36, 43, 44, 58, 59; условный номер 43-43-01/205/2008-221, учетная запись в государственном лесном реестре N 1.10-2008-03.
В силу пункта 3 договора аренды схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора).
В соответствии с пунктом 4 договора аренды лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору.
Согласно пунктам 5, 6 договора аренды арендная плата на момент подписания договора составила 828 337 рублей в год и подлежала внесению от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10 %, 15 июня - 10 %, 15 июля - 10 %, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15 %, 15 декабря - 15 %.
В пункте 7 договора аренды стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
Подпунктом "в" пункта 11 договора аренды установлена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно пункту 13 договора аренды, в случае неуплаты арендной платы в сроки установленные договором, арендатор уплачивает арендодателю в установленном порядке в соответствующий уровень бюджета неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент исполнения обязательств, за каждый день просрочки исполнения обязательства от суммы подлежащей к оплате арендной платы.
В пункте 19 договора аренды стороны предусмотрели возможность досрочного его расторжения по требованию арендодателя при невнесении арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленных настоящим договором сроков ее внесения; невыполнения любого из условий договора; в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 20 договора аренды срок действия договора аренды установлен в 15 лет с даты его государственной регистрации.
Обязанность арендодателя по предоставлению лесного участка выполнена, что подтверждается актом приема-передачи N 1-24/1 от 23.12.2009 (приложение N 5 к договору аренды).
Договор аренды с учетом приложений N 1 - 6, являющихся неотъемлемой его частью, зарегистрирован в соответствии с требованиями действующего законодательства Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 19.01.2010 за номером 43-43-01/612/2009-643.
Во исполнение требований подпункта "в" пункта 11 договора аренды Кооператив разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка, который на основании распоряжения Департамента от 29.12.2012 N 69 получил положительное заключение государственной экспертизы.
30.09.2014 Кооператив направил в адрес Департамента письмо с предложением внести изменения в договор аренды в связи с существенными изменениями качественных и количественных характеристик предоставленного в аренду лесного участка.
Письмом от 18.11.2014 Департамент, рассмотрев проект дополнительного соглашения, отказался от его заключения.
Полагая, что в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка, размер арендной платы также должен измениться, истец обратился в суд с настоящим иском.
Письмом N 40 от 10.03.2015 Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" подтвердило, что в ходе анализа количественных и качественных характеристик, рассчитанных на основании таксации лесов 2010 года, и предоставленных в разработанных проектах освоения лесов на лесные участки, переданные в аренду, в том числе, по спорному договору аренды, выявлено существенное изменение этих характеристик по сравнению с данными в договорах аренды, так как договоры аренды были составлены по данным предыдущего лесоустройства Афанасьевского лесничества.
В апелляционной жалобе Департамент обжалует решение суда в части изменения арендной платы в сторону уменьшения (изменение пункта 5 договора аренды, приложения N 4 к договору аренды).
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как следует из текста спорного договора, стороны согласовали все существенные условия договора, которые касаются аренды имущества, в связи с чем к правоотношениям сторон подлежат применению положения договора и установленные гражданским законодательством нормы об аренде.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и его победителем в день проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом N 250-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 250-ФЗ), редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Распоряжением Департамента от 29.12.2012 N 69 в отношении лесного участка, переданного истцу в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке.
Исходя из данных, содержащихся в проекте освоения лесов, а также из пояснений, содержащихся в письме ФГУП "Рослесинфорг", количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от предусмотренных договором.
Указанное обстоятельство Департаментом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору, что в соответствии с нормой пункта 2.1. статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения требований о внесении изменений в договор.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что указанное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в участи размера арендной платы.
Между тем, указанный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов в Российской Федерации является платным.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
С учетом указанных норм размер арендной платы по договору не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Примененный истцом в расчете размер арендной платы - 607 668 рублей в год в 2015 году; 634 281 рубль в год в 2016 году, 660 894 рубля в год в 2017 году, не ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таким образом, объем изъятия лесных ресурсов является одной из составляющих расчета арендной платы.
Толкование части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации как нормы, допускающей возможность вносить изменения только в количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, без приведения размера арендной платы в соответствии с указанными изменениями, нарушало бы баланс интересов сторон.
Кроме того, в силу норм действующего законодательства и условий договора, при использовании лесных участков следование проекту освоения лесов, получивших положительное заключение экспертизы, является обязательным, ввиду чего целесообразность рассмотрения судом подобных исков в рамках положений пункта 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации отсутствует.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьей 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2015 по делу N А28-13825/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13825/2014
Истец: СПЗПСК "Камский ЛЕС"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области