г. Киров |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А31-1595/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2015 по делу N А31-1595/2015, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" (ИНН: 4407009910; ОГРН: 1084436001286)
к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Шарьинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Скляниной Юлии Евгеньевне,
третье лицо - Департамент лесного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401071292; ОГРН: 1074401000112),
о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении исполнительного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Шарьинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Скляниной Юлии Евгеньевне (далее - ответчик, Судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от 13.02.2015 N 3581/15/44027-ИП (далее - Постановление от 13.02.2015).
Согласно определению от 27.02.2015 к участию в деле привлечены отдел судебных приставов по Шарьинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - ОСП по Шарьинскому району, УФССП России по Костромской области, Департамент; л.д. 1-2).
Решением от 03.04.2015 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество, не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, в частности, требования статей 61, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В жалобе пояснено, что согласно тексту обжалуемого решения в рассмотрении дела участвовал представитель, полномочия которого на представление интересов Судебного пристава-исполнителя не оформлены надлежащим образом. В настоящем деле оспаривалось Постановление от 13.02.2015 конкретного должностного лица, а потому участвовать в деле мог сам Судебный пристав-исполнитель или его представитель на основании доверенности, удостоверенной начальником ОСП по Шарьинскому району или УФССП России по Костромской области, с приложением приказов о назначении названных руководителей. Поскольку таких документов в деле не имеется, то представитель допущен к участию в деле незаконно.
Также заявитель обращает внимание на то, что в настоящем деле следовало установить, но судом первой инстанции не выяснялось наличие у Судебного пристава-исполнителя полномочий на возбуждение исполнительного производства, документы, подтверждающие указанные полномочия (копии приказа о назначении и должностной инструкции Судебного пристава-исполнителя), отсутствуют.
Кроме того, судом первой инстанции в резолютивной части обжалуемого решения не указано название закона или иного нормативного акта, на соответствие которому проверялось Постановление от 13.02.2015.
Департамент в отзыве просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу без удовлетворения, а также ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В силу статьи 156 и части 1 статьи 266 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 16.09.2014 N А31-7091/2014, принятым в порядке упрощенного производства, с Общества в пользу Департамента (далее также - должник и взыскатель) взысканы:
- арендная плата по договору аренды лесного участка от 31.12.2009 N 342 в сумме 179 661 рубль 51 копейка, пени за невнесение арендной платы в срок в сумме 24 690 рублей 65 копеек, итого: 204 352 рубля 16 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы основной задолженности (179 661 рубль 51 копейка) с 07.03.2014 по день фактической уплаты суммы основного долга, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день подачи искового заявления;
- проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 204 352 рубля 16 копеек по учетной ставке банковского процента 8,25% годовых, начиная с момента вступления настоящего решения в законную силу и до его фактического исполнения (далее - Решение от 16.09.2014).
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2014, апелляционная жалоба Общества на Решение от 16.09.2014 возвращена.
Для принудительного исполнения Решения от 16.09.2014, вступившего в законную силу 31.10.2014, выдан 28.11.2014 исполнительный лист серия АС N 006709071 (далее - Исполнительный лист от 28.11.2014; л.д. 52-53).
На основании данного исполнительного документа и заявления взыскателя от 27.01.2015, поступившего в ОСП по Шарьинскому району 11.02.2015, Судебный пристав-исполнитель вынес Постановление от 13.02.2015 (л.д. 50-51).
Общество, не согласившись с возбуждением в отношении него исполнительного производства, обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании Постановления от 13.02.2015 незаконным (л.д. 8-10).
В обоснование заявитель указал, что Постановление от 13.02.2015 вынесено по исполнительному документу, не соответствующему требованиям статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), а именно: не содержащему сведений о дате государственной регистрации должника в качестве юридического лица. В данном случае в возбуждении исполнительного производства следовало отказать.
ОСП по Шарьинскому району, УФССП России по Костромской области возражали против удовлетворения требований Общества по основаниям, приведенным в отзыве. В том числе поясняли, что в Исполнительном листе от 28.11.2014 указана дата регистрации должника в качестве юридического лица - 28.05.2008 (л.д. 46-49).
Департамент в отзыве также возражал против удовлетворения требований Общества, поясняя, что его доводы не имеют документального подтверждения (л.д. 56-57).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 4, 198, 200, 201, 329 АПК РФ, 2, 12, 13, 30, 31 Закона N 229-ФЗ. При этом суд, оценив материалы дела, исходил из того, что доводы заявителя об отсутствии в исполнительном документе даты государственной регистрации должника в качестве юридического лица и, как следствие, о наличии основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, бездоказательны.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В части 1 статьи 4 АПК РФ закреплено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
По смыслу части 1 статьи 197, части 1 статьи 199 АПК РФ предметом спора по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 АПК РФ, может быть требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения.
Под ненормативным правовым актом понимается документ, исходящий от уполномоченного органа или должностного лица, содержащий обязательные для исполнения властно-распорядительные требования, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретного лица.
Согласно разъяснениям в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты уполномоченных должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Из положений статей 65, 71, 198, 200, 201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, решение - незаконным, если не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы заявителя, влекут для него неблагоприятные последствия.
Доказывание фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя, а доказывание законности и обоснованности оспариваемого акта - на ответчика.
Суд, исходя из результатов оценки доказательств, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения - незаконным либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 121 Закона N 229-ФЗ и части 1 статьи 329 АПК РФ названные выше правила, установленные главой 24 АПК РФ, распространяются и на дела об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя.
В настоящем деле предметом оспаривания являлось Постановление от 13.02.2015, согласно которому Судебным приставом-исполнителем на основании Исполнительного листа от 28.11.2014, предусматривающего взыскание задолженности в пользу Департамента с Общества, возбуждено исполнительное производство N 3581/15/44027-ИП.
Апелляционный суд, повторно оценив в соответствии со статьей 268 АПК РФ имеющиеся в деле документы, считает, что у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Иная позиция Общества в жалобе несостоятельна.
По смыслу статей 1, 12, 13 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель, реализуя возложенную на него задачу по принудительному исполнению судебных актов, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего совершает исполнительные действия, в том числе принимает меры принудительного исполнения. При этом судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Закон N 229-ФЗ, исходя из статей 1, 4, определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также устанавливает принципы исполнительного производства, среди которых - законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно положениям статей 318, 320 АПК РФ, 12, 13 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебного акта арбитражного суда осуществляется на основании исполнительного листа, содержащего предусмотренные законом сведения, а именно:
- наименование и адрес арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист, фамилия и инициалы судьи;
- дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;
- дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;
- дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении;
- сведения о должнике и взыскателе, в том числе наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
- резолютивная часть судебного акта;
- дата выдачи исполнительного листа.
Из статей 30 и 31 Закона N 229-ФЗ следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Одним из оснований для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства является несоответствие исполнительного документа приведенным выше требованиям, предъявляемым к его содержанию.
Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя, если основано на исполнительном листе, в частности, содержащем предусмотренные законом сведения, соответствует Закону N 229-ФЗ.
В противном случае, если в исполнительном листе отсутствуют какие-либо предусмотренные законом сведения, указанное постановление не является законным, должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Общество, оспаривая Постановление от 13.02.2015, ссылалось на отсутствие в Исполнительном листе от 28.11.2014 такого сведения, которое подлежит обязательному указанию, как дата государственной регистрации должника в качестве юридического лица.
Суд первой инстанции, проверяя данный довод, изучил имеющуюся в деле копию упомянутого исполнительного документа в сопоставлении с информацией, приведенной в копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 16.01.2015 N 39В/2015. При этом суд установил, что на пятой странице Исполнительного листа от 28.11.2014 указаны следующие сведения о должнике: "Общество с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром", Костромская область, г. Шарья, ул. Межрайбаза, д. 9, ИНН 4407009910, ОГРН 1084436001286, дата регистрации: 28.05.2008", а названная дата регистрации соответствует данным ЕГРЮЛ (л.д. 36-39).
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что основание для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ, не подтверждается.
Приведенные обстоятельства и вывод, изложенные в обжалуемом решении, заявитель в жалобе не опровергает, правовых и фактических оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
Иных оснований, свидетельствующих о том, что Постановление от 13.02.2015 вынесено незаконно, в возбуждении исполнительного производства следовало отказать, Общество не указывало, из материалов дела не следует.
Принимая во внимание сказанное, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции правомерно, оценив представленные доказательства с соблюдением статьи 71 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях, в частности о нарушениях положений статей 61, 200, 201 АПК РФ, отклоняются как не являющиеся достаточными основаниями для отмены обжалуемого решения.
Ссылки на то, что суд первой инстанции не выяснял наличие у Судебного пристава-исполнителя полномочий на возбуждение исполнительного производства, на отсутствие документов, подтверждающих указанные полномочия (копии приказа о назначении и должностной инструкции Судебного пристава-исполнителя), несостоятельны.
По смыслу статей 65, 70, 133, 135, 200 АПК РФ в числе обстоятельств, подлежащим выяснению по спорам, разрешаемым в порядке главы 24 АПК РФ, может быть наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Между тем, существенность данного обстоятельства, то есть необходимость его выяснения и подтверждения соответствующими доказательствами, определяется судом в каждом конкретном деле, исходя из заявленных требований и возражений.
Апелляционный суд считает, что в настоящем деле указанное обстоятельство не является существенным. Заявитель в суде первой инстанции не ссылался на то, что Постановление от 13.02.2015 вынесено лицом, не имеющим соответствующих полномочий, а иные лица, участвующие в деле подтверждали законность оспариваемого акта, принятого Судебным приставом-исполнителем. Соответственно, что касается полномочий последнего, то основания для сомнений и истребования подтверждающих документов отсутствовали, а равно из пояснений в жалобе не возникли.
Аргумент о том, что в резолютивной части обжалуемого решения не указано название закона или иного нормативного акта, на соответствие которому проверялось Постановление от 13.02.2015, не принимается.
Нормы права, на соответствие которым проверен оспариваемый акт, отражены в мотивировочной части, а их отсутствие в резолютивной части не означает, что спор разрешен неправильно.
С мнением заявителя о том, что в рассмотрении дела участвовал представитель, полномочия которого на представление интересов Судебного пристава-исполнителя не оформлены надлежащим образом, не представляется возможным согласиться.
Из материалов дела следует и с требованиями части 6 статьи 46 АПК РФ согласуется, что в настоящем споре фактически участвовали в качестве соответчиков (заинтересованных лиц) ОСП по Шарьинскому району, УФССП России по Костромской области. Данные лица извещались о рассмотрении дела и во исполнение требования суда первой инстанции представляли отзыв, в котором, среди прочего, подтверждали свой указанный выше процессуальный статус. Именно в интересах ОСП по Шарьинскому району, УФССП России по Костромской области, а не Судебного пристава-исполнителя, действовал представитель на основании доверенностей, соответственно, от 12.03.2015 N 9 и от 27.12.2013 N 607, упомянутых в обжалуемом решении (л.д. 46, 54-55, 69, 71, 87, 91, 92).
В связи с этим отсутствие доверенности от имени Судебного пристава-исполнителя, удостоверенной начальником ОСП по Шарьинскому району или УФССП России по Костромской области, с приложением приказов о назначении названных руководителей, не свидетельствует о том, что представитель допущен к участию в деле незаконно.
Таким образом, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
В силу статьи 329 АПК РФ и с учетом разъяснений в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не уплачивается.
В связи с этим и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 3000 рублей, излишне уплаченная ответчиком при обращении с жалобой по платежному поручению от 29.04.2015 N 78, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2015 по делу N А31-1595/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВетлугаЛесПром" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (трех тысяч) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.04.2015 N 78.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1595/2015
Истец: ООО "ВетлугаЛесПром"
Ответчик: Судебный пристав Склянина Юлия Евгеньевна ОСП по Шарьинскому району УФССП по Костромской области
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Костромской области, ОСП по Шарьинскому району УФССП по Костромской области