город Омск |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А70-735/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, иск общества с ограниченной ответственностью "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ" к открытому акционерному обществу "УПРСНАБСБЫТ" о взыскании 322 977 руб. 82 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ" Пацковой Т.С. по доверенности N 098/15 от 01.06.2015 сроком действия один год,
в отсутствие представителя открытого акционерного общества "УПРСНАБСБЫТ",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "УПРСНАБСБЫТ" (далее - ОАО "УпрСнабСбыт", ответчик) о взыскании 322 977 руб. 82 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2015 по делу N А70-735/2015 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 322 977 руб. 82 коп. задолженности, 9 460 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ОАО "УпрСнабСбыт" в апелляционной жалобе просило решение отменить, вынести новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
От ООО "Тюмень Водоканал" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А70-735/2015 апелляционная жалоба принята к производству.
Установив, что в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения ответчика о принятии искового заявления ООО "Тюмень Водоканал" к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, а также о месте и времени судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции определением от 04.06.2015 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
От ООО "Тюмень Водоканал" поступили ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств и заявление об изменении суммы исковых требований.
Отзыв на исковое заявление ОАО "УпрСнабСбыт" не представлен.
Ответчик, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения иска, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ иск рассмотрен в отсутствие представителя ОАО "УпрСнабСбыт".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал заявление об изменении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика 135 516 руб. 69 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.08.2014 по 31.10.2014.
Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд апелляционной инстанции принял указанное уточнение исковых требований как не противоречащее действующему законодательству и не нарушающее права других лиц.
Также суд апелляционной инстанции приобщает представленные истцом документы (копии уведомлений о фактическом объеме за период с января по октябрь 2014 года) к материалам настоящего дела с целью объективного и всестороннего рассмотрения иска.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
03.03.2008 ООО "Тюмень Водоканал" и ОАО "УпрСнабСбыт" (абонент) заключен договор N 00213/002 (л.д. 7-18), по условиям которого истец принял на себя обязательства по отпуску абоненту питьевой воды и по приему от него сточных вод, а абонент обязался оплачивать отпущенную питьевую воду и сброшенные сточные воды.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.10 договора N 00213/002 ООО "Тюмень Водоканал" имеет право беспрепятственного доступа к сетям, оборудованию абонента с целью отбора проб для контроля состава сточных вод, осуществления лабораторного контроля за составом сточных вод абонента путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время.
Абонент обязуется своевременно производить ООО "Тюмень Водоканал" оплату за полученную воду, отведенные сточные воды, сброс загрязняющих веществ в систему канализации в установленный настоящим договором срок (пункт 3.1.5 договора N 00213/002).
В силу пункта 3.1.23 договора N 00213/002 абонент обязан контролировать качественный состав сточных вод, поступающих в систему канализации ООО "Тюмень Водоканал".
Порядок контроля состава принимаемых от абонента сточных вод определён разделом 5 договора N 00213/002.
Плата за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах определяется по дифференцированным расчетам, исходя из фактической концентрации загрязняющих веществ (пункт 6.4 договора N 00213/002).
Как указывает истец, в ходе осуществления контрольных мероприятий в августе 2014 года ООО "Тюмень Водоканал" с составлением в присутствии представителя ОАО "УпрСнабСбыт" акта отбора проб сточных вод N 191 от 11.08.2014 (л.д. 30) отобрана проба сточных вод из контрольного колодца в месте нахождения объектов водоотведения ответчика.
Анализ отобранной ООО "Тюмень Водоканал" пробы показал несоответствие допустимым концентрациям, а именно превышение концентрации взвешенных веществ над нормой в 1,02 раза и концентрации БПК5 более чем в 3,3 раза, в подтверждение чего ООО "Тюмень Водоканал" в дело представило протокол испытаний N 256 от 18.08.2014 (л.д. 32).
На основании указанных документов истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.08.2014 по 31.10.2014 в размере 135 516 руб. 69 коп. и выставил ответчику платежные документы (л.д. 65-82).
Поскольку ОАО "УпрСнабСбыт" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период не внесло, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в суд с настоящим иском.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.
На основании части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения подлежат регулированию параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В силу части 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
На основании пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры о соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 114 указанных Правил установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Приведенные в приложении N 3 к Правилам N 644 нормативные показатели применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, следовательно, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствие в договоре указания на рассматриваемый вид ответственности не влияет на наличие установленной правовыми актами обязанности ответчика по внесению платы за сброс в централизованные сети водоотведения загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на такие сети.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644. При этом объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб. Предельный размер платы, рассчитанной в соответствии с настоящим пунктом, составляет 10-кратный тариф на водоотведение без учета налога на добавленную стоимость, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом, за период, указанный в настоящем пункте.
Объем сточных вод, отведенных абонентом за спорный период, подтверждается уведомлениями о фактическом объеме предоставляемых услуг по водоснабжению и водоотведению к договору N 00213/002, составленными ОАО "УпрСнабСбыт".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
На основании представленных в дело доказательств апелляционным судом установлено, что в присутствии представителя ответчика, 18.08.2014 истцом произведен контрольный отбор проб сточных вод, о чем составлен акт, подписанный представителем абонента безоговорочно.
В связи с тем, что по результатам лабораторного исследования отобранной пробы установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, установленных Приложением N 3 к Правилам N 644, ООО "Тюмень Водоканал" правомерно начислило ОАО "УпрСнабСбыт" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период в порядке пункта 123 Правил N 644.
При этом наличие обязанности по внесению спорной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия в договоре между сторонами такого условия, поскольку взыскание с абонентов указанной платы предусмотрено Правилами N 644. Для начисления платы имеет значение факт пользования услугами водоотведения и сброса стоков, содержащих загрязняющие вещества в концентрации, превышающей установленные Приложением N 3 к Правилам N 644.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.08.2014 по 31.10.2014 в размере 135 516 руб. 69 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая вышеприведенные нормы права и обстоятельства, исходя из руководящих разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2015 по делу N А70-735/2015 подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку исковые требования ООО "Тюмень Водоканал" удовлетворены в полном объеме, расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе ОАО "УпрСнабСбыт" относятся на ответчика.
Платежным поручением N 298 от 20.01.2015 ООО "Тюмень Водоканал" уплатило государственную пошлину по иску в размере 9 460 руб. Поскольку истец уменьшил размер исковых требований, возврату ООО "Тюмень Водоканал" из федерального бюджета подлежит излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 394 руб. 50 коп.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 ОАО "УпрСнабСбыт" предложено представить в дело надлежащие доказательства уплаты государственной пошлины при обращении с жалобой. Поскольку указанное определение не исполнено апеллянтом, оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины не представлен, в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ с ОАО "УпрСнабСбыт" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2015 по делу N А70-735/2015 отменить.
По результатам рассмотрения иска общества с ограниченной ответственностью "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ" к открытому акционерному обществу "УПРСНАБСБЫТ" по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "УПРСНАБСБЫТ" (ОГРН 1027200786689; ИНН 7204031553; место нахождения: г. Тюмень) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ" (ОГРН 1057200947253; ИНН 7204095194; место нахождения: г. Тюмень) 135 516 руб. 69 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 5 065 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ" из федерального бюджета 4 394 руб. 50 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 298 от 20.01.2015.
Взыскать с открытого акционерного общества "УПРСНАБСБЫТ" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
А. Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-735/2015
Истец: ООО "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ОАО "УПРСНАБСБЫТ"
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4010/15