г. Чита |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А78-229/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Юдина С.И., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284, адрес: г. Москва, ул. Знаменка, 19) на определение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2014 года по делу N А78-229/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мириад Плюс" (ОГРН 1027501158893, ИНН 7536035287, 672001, г. Чита, ул.Ярославского, 1) о замене должника по исполнительному листу АС N 003878555 от 31.08.2010 правопреемником
по делу по иску открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (672000, Россия, г.Чита, Забайкальский край, ул.Смоленская, 41) к Федеральному бюджетному учреждению "Управление Сибирского военного округа" (ИНН 7536053529, ОГРН 1037550044531, адрес: 672000, Россия, г.Чита, Забайкальский край, ул.Лермонтова, д.13) о взыскании 14 885 384,00 рублей (суд первой инстанции: Л.В. Малышев),
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации представитель Григорьева Ю.Н.,
установил:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 июля 2010 года требования по исковому заявлению открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" удовлетворены, с Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" в пользу открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" взыскана задолженность в сумме 14 885 384,84 руб.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11 ноября 2010 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 июля 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании данного решения арбитражным судом 31 августа 2010 года был выдан исполнительный лист АС N 003878555.
Определением суда от 05 сентября 2011 года произведена замена взыскателя по исполнительному листу N АС 003878555 от 31 августа 2010 года по делу N А78-229/2010 открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на правопреемника - открытое акционерное общество "Строительное управление Сибирского военного округа".
Определением суда от 08 октября 2013 года произведена замена взыскателя по исполнительному листу N АС 003878555 от 31 августа 2010 года по делу N А78-229/2010 открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Мириад плюс".
31 октября 2014 года общество с ограниченной ответственностью "Мириад плюс" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о замене должника по исполнительному листу АС N 003878555 от 31 августа 2010 по делу А78-229/2010 ФБУ "Управление СибВО" на правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (с учетом уточнения).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 декабря 2014 года произведена замена должника по исполнительному листу N АС 003878555 от 31 августа 2010 года по делу N А78-229/2010 с федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" на правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Не согласившись с определением суда, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Из апелляционной жалобы следует, что на момент вынесения определения ФБУ "Управление СибВО" уже было ликвидировано; решение Арбитражного суда г.Москвы от 18 августа 2014 года по делу N А40-49988/2014 имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела; дополнительное соглашение от 01 декабря 2008 N 2 к государственному контракту от 23 марта 2007 года N 26/39-2007 не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель взыскателя в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Определение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 июля 2010 года требования по исковому заявлению открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" удовлетворены, с Федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" в пользу открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" взыскана задолженность в сумме 14 885 384,84 руб.
На основании данного решения арбитражным судом 31 августа 2010 года был выдан исполнительный лист АС N 003878555.
Определением суда от 5 сентября 2011 года произведена замена взыскателя по исполнительному листу N АС 003878555 по делу N А78-229/2010 - открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на правопреемника - открытое акционерное общество "Строительное управление Сибирского военного округа".
Определением суда от 8 октября 2013 года произведена замена взыскателя по исполнительному листу N АС 003878555 по делу N А78-229/2010 - открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Мириад плюс".
31 октября 2014 года общество с ограниченной ответственностью "Мириад плюс" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о замене должника по исполнительному листу АС N 003878555 от 31 августа 2010 года по делу А78-229/2010 - ФБУ "Управление СибВО" на правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал, что 21 декабря 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФБУ "Управление Сибирского военного округа" в связи с его ликвидацией.
Со ссылкой на статью 48 АПК РФ, статьи 61, 125 ГК РФ, указ Президента РФ N 1144 от 20 сентября 2010 года, приказ N 597 от 28 апреля 2011 года Министра обороны РФ суд первой инстанции указал, что ликвидация ФБУ "Управление Сибирского военного округа" являлось результатом реорганизации системы и структуры Министерства обороны РФ, функции и полномочия ликвидированного учреждения переданы другому органу.
Также суд отметил, что реорганизация системы и структуры органов исполнительной власти не может служить основанием для прекращения обязательств, принятых такими органами и (или) находящимися в их ведении юридическими лицами.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Существующее гражданско-правовое регулирование положения юридических лиц различает такие способы прекращения их деятельности как реорганизация и ликвидация.
В качестве основного правового последствия реорганизации выступает переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к другому лицу (вновь созданному или существующему) в порядке универсального правопреемства.
Суд при рассмотрении дела пришел к выводу, что на самом деле учреждение было реорганизовано, поскольку его функции в процессе реформирования органов государственной власти были переданы другому лицу.
В то же время судом ошибочно отождествлены нормы административного и гражданского права. Предусмотренный гражданским правом институт реорганизации предполагает совершение учредителями юридического лица (либо уполномоченным органом) последовательности определенных действий, включающих, в том числе, принятие соответствующего решения о реорганизации.
Пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) предусматривает, что реорганизация завершается с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судом установлено, что указанные действия собственниками имущества учреждения совершены не были. Вместо этого 21 декабря 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ФБУ "Управление Сибирского военного округа".
В отличие от реорганизации институт ликвидации юридических лиц исключает универсальное правопреемство. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Поскольку была осуществлена ликвидация юридического лица, вывод суда о состоявшейся реорганизации и переходе обязанности по оплате спорной задолженности к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации основан на неправильном применении норм материального права.
При этом осуществление реформы органов государственной власти Российской Федерации, даже если в их ведении находилось ликвидированное учреждение, не может рассматриваться как юридический факт, являющийся основанием для перевода спорной задолженности на публично-правовое образование.
В то же время гражданское законодательство предусматривает иной способ защиты прав лица, являющегося кредитором учреждения. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности у последнего денежных средств.
Однако ООО "Мириад плюс" обратилось в суд с заявлением о процессуальной замене. Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Таким образом, суд может произвести процессуальное правопреемство только при условии, если состоялось правопреемство в материально-правовом смысле.
Норма, содержащаяся в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает существование обязательства собственника имущества учреждения из субсидиарной ответственности наряду с основным долгом, что исключает возможность признания собственника имущества учреждения правопреемником учреждения по основному обязательству. Процессуальное правопреемство и привлечение лица к субсидиарной ответственности являются принципиально разными способами реализации и защиты права, данные правовые институты не могут применяться в порядке взаимозаменяемости.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о необходимости процессуальной замены сделан при неправильном применении положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция приведена в определении 302-ЭС15-493 Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 года по делу N А58-2339/1998.
В связи с нарушением норм материального и процессуального права, на основании части 1 статьи 270 АПК РФ определение подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 декабря 2014 года по делу N А78-229/2010 отменить полностью. Разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мириад Плюс" и замене должника по исполнительному листу N АС 003878555 от 31 августа 2010 года по делу N А78-229/2010 с федерального бюджетного учреждения "Управление Сибирского военного округа" на правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-229/2010
Истец: ОАО "Главное управление обустройства войск"
Ответчик: ФБУ "Управление СибВО"
Третье лицо: ОАО Строительное управление Сибирского военного округа, Министерство обороны РФ, ООО "Мириад Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-754/15
25.01.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-754/15
29.09.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5008/15
10.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-754/15
01.04.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-754/15
11.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-229/2010
29.07.2010 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-229/10