город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2015 г. |
дело N А01-690/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.В.,
при участии:
от ответчика: представителя Зехова А.Р. по доверенности от 26.01.2015 N 250,
от третьих лиц:
от Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея: представителя Меркушева Ю.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея, администрации муниципального образования "Город Майкоп"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 09 апреля 2014 года по делу N А01-690/2013 (судья Нефедов В.Н.)
по иску Министерства внутренних дел по Республике Адыгея (ИНН 0105020396, ОГРН 1020100704580)
к ответчику администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546)
при участии третьих лиц: Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
о передаче в федеральную собственность недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Республике Адыгея (далее - истец, МВД по Республике Адыгея) обратилось с иском к администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - ответчик, администрация) о передаче в федеральную собственность следующих объектов недвижимого имущества, находящихся в г. Майкопе: административного здания обшей площадью 1053,2 кв.м и административного здания общей площадью 130,2 кв.м, расположенных по ул. Краснооктябрьская, 23; административного здания площадью 301,6 кв.м, расположенного по ул. Советская, 186; административного здания (лит. Ж) площадью 271,7 кв.м, расположенного по ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205.
В обоснование иска истец указал, что спорные административные здания находятся в безвозмездном пользовании отдела МВД РФ по городу Майкопу. В соответствии с положениями статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность. Администрация МО "Город Майкоп" необоснованно отказывает в передаче федеральную собственность указанных в исковом заявлении объектов недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУГИ в Республике Адыгея).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены, суд обязал администрацию осуществить передачу в федеральную собственность земельных участков и находящихся на земельных участках административных зданий, расположенных в г. Майкопе, по адресам: ул. Краснооктябрьская, 23 (здания площадью 1053,2 кв.м и площадью 130,2 кв.м); ул. Советская, 186 (здание площадью 301,6 кв.м.);
ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205 (здание лит. Ж площадью 271,7 кв.м).
Суд указал, что обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ. Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом. Отказ в передаче спорных объектов недвижимости из муниципальной собственности в федеральную собственность со ссылкой на запланированный снос, не подтвержден документально.
Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп" и администрация МО "Город Майкоп" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционных жалобах заявители указали, что для передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность необходимо достижение согласия между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, не допускается. В письме от 24.08.2012 N 3414 администрация указала, что спорные здания в дальнейшем планируются к сносу в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Майкоп" и проектом детальной планировки центральной части города Майкопа. В случае освобождения зданий подразделениями МВД по Республике Адыгея здания планируется использовать для муниципальных нужд - для размещения структурных подразделений администрации.
В отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях к делу МВД по Республике Адыгея указало, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами части 9 статьи 54 Закона о полиции. Истец указал, что техническая документация на спорные объекты у МВД по Республике Адыгея отсутствует, так как субъектом права спорных объектов является муниципальное образование "Город Майкоп". Индивидуализация объектов истцом взята из имеющихся договоров безвозмездного пользования и выписок.
Определением от 30.07.2014 апелляционный суд по ходатайству администрации и Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп", руководствуясь положениями Закона Республики Адыгея "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе" N 153 от 27.02.2008, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.
В отзыве от 14.10.2014 на апелляционную жалобу Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям указал, что право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 01:08:0507065:17 (г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 23) и земельным участком с кадастровым номером 01:08:0507065:1 (г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская/Пионерская, д. 25/205) принадлежит Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям в силу Закона Республики Адыгея от 29.02.2008 N 153 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе". На земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507064:31 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Майкоп" (номер государственной регистрации 01-01-01/062/2009-502).
Вместе с тем, Законом Республики Адыгея от 26.02.2015 N 384 признаны утратившими силу Закон Республики Адыгея от 27.02.2008 N 153 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе"; Закон Республики Адыгея от 01.08.2008 N 207 "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Адыгея "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе"; Закон Республики Адыгея от 22.11.2011 N 52 "О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Адыгея "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе". Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Комитету по управлению имуществом МО "Город Майкоп".
От Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" поступили пояснения (л.д. 109-110 том 2), что права собственности муниципального образования "Город Майкоп" на земельные участки с кадастровым номером 01:08:0507065:17 (ул. Краснооктябрьская, 23) и с кадастровым номером 01:08:0507065:1 (ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205) не зарегистрированы. В отношении земельного участка по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская/ Пионерская, 25/205 сведения о правообладателе у комитета отсутствуют. Правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, является УВД администрации г. Майкопа (на праве постоянного бессрочного пользования).
Представители администрации и Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" поддержали доводы апелляционных жалоб.
МВД по Республике Адыгея явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ТУ ФАУГИ в Республике Адыгея и Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям явку представителей не обеспечили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. От третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае просило отказать заявителям в удовлетворении их апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца и неявившихся в заседание третьих лиц.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 30.06.2015 до 07.07.2015.
До рассмотрения апелляционных жалоб по существу от МВД по Республике Адыгея поступило заявление об отказе от иска и о прекращении производства по делу, мотивированное тем, что отдел МВД России по г. Майкопу переехал из спорных объектов недвижимости в новое административное здание, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Жуковского, 25, и находящееся в федеральной собственности. Заявитель указал, что установленные статьей 150 АПК РФ последствия прекращения производства по делу ему известны и понятны (л.д. 104 том 3).
В письменных пояснениях от 01.06.2015 N 11/2525 (л.д. 152-153 том 4) и от 29.06.2015 (л.д. 159 том 4) министерство указало, что отказ от иска поддерживает в полном объеме ввиду ветхости спорных объектов недвижимости и ввиду отсутствия возможности в дальнейшем проведения там реконструкции или нового строительства для нужд МВД по причине исторической ценности данного объекта архитектурного наследия. Муниципальное образование "Город Майкоп" для урегулирования возникшего спора передало МВД по Республике Адыгея нежилые помещения по адресу: г. Майкоп, ул. Ленина, д. 139. В настоящее время в спорных объектах недвижимости располагаются некоторые подразделения МВД. Основная часть отдела МВД России по г. Майкопу переехала в новое административное здание, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Жуковского, 25.
Обсудив ходатайство истца об отказе от иска, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения данного ходатайства в части отказа от иска в отношении здания, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, д. 186.
Ходатайство об отказе от иска подписано представителем Радченко С.А., действующим от имени истца на основании доверенности N 1/69 от 10.10.2014 (л.д. 114 том 1). Письменные пояснения от 01.06.2015 и от 29.06.2015, подтверждающие отказ от иска, также подписаны Радченко С.А., действующим по доверенности N 1/44 от 12.01.2015 (л.д. 129 том 3).
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Принимая частично отказ МВД по Республике Адыгея от иска, суд принимает во внимание, что договор безвозмездного пользования помещением по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, д. 186 расторгнут дополнительным соглашением от 25.02.2015. Актом от 25.02.2015 нежилое помещение площадью 301,6 кв.м, расположенное по ул. Советская, 186, передано Комитету по управлению имуществом МО "Город Майкоп" (л.д. 6-7 том 4).
Пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 АПК РФ, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Решение суда в части обязания администрации МО "Город Майкоп" передать в федеральную собственность земельный участок и расположенное на нем административное здание по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, 186 общей площадью 301,6 кв.м подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия отказа от иска в отношении иных объектов недвижимого имущества, указанных истцом в исковом заявлении. Судом установлено, что подразделения полиции продолжают занимать помещения в административном здании площадью 1053,2 кв.м и в административном здании общей площадью 130,2 кв.м, расположенных по ул. Краснооктябрьская, 23, а также в административном здании (лит. Ж) площадью 271,7 кв.м, расположенном по ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205.
Отказ МВД по Республике Адыгея от иска в отношении указанных зданий противоречит Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования "Город Майкоп" находятся объекты недвижимого имущества, находящихся в г. Майкопе, а именно: административное здание общей площадью 1053,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Краснооктябрьская, 23; административное здание общей площадью 130,2 кв.м, расположенное по адресу: ул. Краснооктябрьская, 23; административное здание общей площадью 301,6 кв.м., расположенное по ул. Советская, 186; административное здание (литер Ж) общей площадью 271,7 кв.м, расположенное по адресу: ул. Краснооктябрьская/ Пионерская, д.25/д.205, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.11.2006 серия 01-АА N 078411 (л.д. 162 том 1), от 22.09.2009 серия 01-АА N 245914 (л.д. 212 том 1), выпиской от 17.03.2014 N 1010 из реестра муниципальной собственности, утвержденного постановлением главы администрации от 11.02.2002 N 92 (л.д. 158 том 1).
Спорные административные здания были предоставлены в безвозмездное пользование отделу МВД РФ по городу Майкопу на основании договоров от 01.01.2012 N 18БП (л.д. 231 том 1), от 01.01.2013 N 18БП (л.д. 231 том 1), от 01.01.2012 N 25 БП (л.д. 243-245 том 1), от 01.01.2013 N 25БП (л.д. 240-242 том 1), от 01.01.2012 N 15БП (л.д. 249-251 том1), от 01.01.2013 N 15БП (л.д. 246-248 том 1), от 01.01.2012 N 23БП (л.д. 255-257 том 1), от 01.01.2013 N 23БП (л.д. 252-254 том 1), заключенных с Комитетом по управлению имуществом МО "Город Майкоп".
МВД по Республике Адыгея обращалось к администрации (исх. N 1/2720 от 10.05.2011, N 1/4274 от 26.07.2011) с просьбой о передаче спорных объектов в федеральную собственность (л.д. 19, 21 том 1).
На указанные обращения администрацией были даны ответы (исх. N 1678 от 02.06.2011, N 2637 от 22.08.2011), согласно которым истцу предложено принять данные объекты в федеральную собственность без правоустанавливающих документов после принятия положительного решения на сессии Совета народных депутатов о передаче объектов, находящихся в пользовании МВД по Республике Адыгея (л.д. 20, 22-23 том 1).
21.09.2011 решением N 936 Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" было дано согласие администрации на передачу из муниципальной собственности в федеральную собственность ряда объектов недвижимого имущества, в том числе спорных, находящихся в пользовании МВД по Республике Адыгея(л.д. 24 том 1).
03.11.2011 распоряжением главы МО "Город Майкоп" N 3651-р "О передаче в федеральную собственность муниципальных нежилых помещений, находящихся в пользовании Министерства внутренних дел по Республике Адыгея" было принято решение о передаче спорных объектов недвижимости из собственности муниципального образования в федеральную собственность (л.д. 25 том 1).
С учетом согласия собственника, МВД по Республике Адыгея получило одобрение Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (вх. N 22/4/1 -5760 от 16.12.2011) о передаче имущества в федеральную собственность (л.д. 26 том 1).
Как следует из имеющейся в материалах дела переписки, стороны согласовывали порядок действий по передаче спорных объектов в федеральную собственность.
По итогам рассмотрения предложения главы МО "Город Майкоп" Советом народных депутатов МО "Город Майкоп" 25.07.2012 принято решение N 1119 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" от 21.09.2011 N 936 "О даче согласия администрации МО "Город Майкоп" на передачу из муниципальной собственности МО "Город Майкоп" в федеральную собственность... ", согласно которому спорные объекты недвижимости исключены из списка имущества, передаваемого в федеральную собственность (л.д. 36 том 1).
24.08.2012 администрация направила в адрес истца письмо N 3414, в котором указала, что спорные объекты недвижимости не могут быть переданы в федеральную собственность, поскольку планируются к сносу (л.д. 46 том 1).
21.12.2012 распоряжением главы МО "Город Майкоп" N 3765-р внесены изменения в распоряжение N 3651-р от 03.11.2011 "О передаче в федеральную собственность муниципальных нежилых помещений, находящихся в пользовании Министерства внутренних дел по Республике Адыгея", согласно которому спорные объекты недвижимости исключены из перечня объектов, передаваемых в федеральную собственность (л.д. 44-45 том 1).
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения МВД по Республике Адыгея в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Требования МВД по Республике Адыгея основаны на положениях части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), в соответствии с которыми используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).
Как правильно указал суд первой инстанции, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно данной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13 по делу N А50-7933/2012 выработан правовой подход о порядке рассмотрения дел по искам о передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность.
В постановлении указано, что в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
При этом истцом или заявителем по указанным спорам может выступать как соответствующее подразделение Росимущества - управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), так и министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что МВД по Республике Адыгея является надлежащим истцом по делу.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
Причины непринятия такого решения собственником имущества должны устанавливаться арбитражным судом в рамках каждого конкретного дела (постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 10278/13 по делу N А50-7933/2012).
Как следует из письма администрации от 24.08.2012 N 3414, отказ от передачи спорных объектов в федеральную собственность был обусловлен тем, что Генеральным планом муниципального образования "Город Майкоп" и Проектом детальной планировки центральной части города Майкопа запланирован снос указанных объектов.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрация МО "Город Майкоп" и Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп" не представили доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность спорных объектов недвижимости, занимаемых подразделениями полиции. Довод о сносе спорных объектов недвижимости документально не подтвержден.
Как указал суд первой инстанции, МВД по Республике Адыгея является государственным учреждением в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии со статьей 4 Закона N 3-ФЗ входит в систему государственных органов исполнительной власти, является специальным субъектом правоотношений, через которые Российская Федерация реализует государственные функции по обеспечению безопасности, охраны собственности и общественного порядка, выявлению, предупреждению пресечению преступлений и административных правонарушений на территории Республики Адыгея.
Спорное имущество, используемое истцом в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, подлежит передаче муниципальным образованием Российской Федерации в федеральную собственность.
Отсутствие волеизъявления (согласия) муниципального образования на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности, подтверждены материалами дела.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что при разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса. Суд обязал передать в федеральную собственность спорные объекты недвижимости вместе с земельными участками, на которых объекты расположены.
Вместе с тем, судом в решении не указаны индивидуализирующие признаки земельных участков, подлежащих передаче в федеральную собственность одновременно со зданиями, находящимися в пользовании полиции. Указанное обстоятельство делает решение в части передачи земельных участков в федеральную собственность неисполнимым.
Судебные акты должны отвечать общеправовому принципу исполнимости (статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 05.02.2007, исполнимость вынесенных судебных решений наряду со стабильностью правового регулирования выражает принцип правовой определенности, который является общеправовым.
В силу изложенного принятие неисполнимого судебного акта противоречит принципу правовой определенности.
В пояснениях по делу от 07.07.2014 (л.д. 100 том 2) МВД по Республике Адыгея указала индивидуализирующие признаки земельных участков, на которых расположены находящиеся в пользовании полиции административные здания:
- земельный участок, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507065:24,
- земельный участок, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507065:17,
- земельный участок, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507065:1,
- земельный участок, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, 186, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507064:31.
Судом получена информация от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея об указанных земельных участках.
Кадастровая палата указала, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507065:24 площадью 3857 кв.м (г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23) с видом разрешенного использования - административное здание. Сведения о земельном участке внесены в базу данных АИС ГКН со статусом - ранее учтенный. Местоположение границ участка не соответствует требованиям земельного законодательства. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 01:08:0507065:1, 01:08:0507065:16, 01:08:0507065:17, 01:08:0507065:24, 01:08:0507065:25 являются самостоятельными землепользованиями. Каких-либо преобразований (выдел, раздел, перераспределение) с объектом недвижимости с кадастровым номером 01:08:0507065:24 не осуществлялось (л.д. 46-48 том 3).
В целях установления факта, на каких конкретных земельных участках расположены спорные объекты недвижимого имущества, судом апелляционной инстанции МВД по Республике Адыгея в определениях от 14.10.2014, 11.11.2014, 29.12.2014, 03.03.2015 и 17.03.2015, 14.04.2015 было разъяснено о необходимости назначении по делу землеустроительной экспертизы.
Истцом в материалы дела представлены заключения кадастрового инженера Бзасежевой С.А. по уточнению местоположения спорных объектов недвижимости (л.д. 107-124 том 4).
Согласно заключениям кадастрового инженера здание площадью 271,7 кв.м (кадастровый номер 01:08:0507065:61), расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская/Пионерская, д. 25/д. 205, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 01:08:0507065:1 площадью 761 кв.м (кадастровый квартал 01:08:0507065) (л.д. 113-118 том 4).
Здание площадью 1053,2 кв.м (кадастровый номер отсутствует), расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 23, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 01:08:0507065:17 площадью 2603 кв.м (л.д. 119-124 том 4).
Здание площадью 130,2 кв.м (кадастровый номер отсутствует), расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, д. 23, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 01:08:0507065:17 площадью 2603 кв.м.
В письменных пояснениях от 25.05.2015 к заключению (л.д. 126-127 том 4) кадастровый инженер Бзасежева С.А. указала, что при выполнении кадастровых работ и при подготовке технических планов на перечисленные в заключении объекты недвижимости в их состав были включены координаты характерных точек контуров зданий, представляющие замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли.
Согласно полученным судом выпискам из ЕГРП от 16.09.2014 на земельные участки с кадастровым номером 01:08:0507065:17 (ул. Краснооктябрьская, 23) и с кадастровым номером 01:08:0507065:1 (ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205) сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 80-81 том 3).
По итогам представленных кадастровым инженером заключений МВД по Республике Адыгея в письменных пояснениях от 01.06.2015 конкретизировало объекты недвижимости и индивидуализирующие признаки земельных участков, которые подлежат передаче в федеральную собственность (л.д. 152-153 том 4):
- административное здание площадью 1053,2 кв.м и земельный участок, расположенные по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507065:17, площадь земельного участка 2603 кв.м,
- административное здание площадью 130,2 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507065:17, площадь земельного участка 2603 кв.м,
- административное здание (лит. Ж) площадью 271,7 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205, кадастровый номер земельного участка 01:08:0507065:1, площадь земельного участка 761 кв.м.
МВД по Республике Адыгея указало, что не имеет притязаний на ранее указанный земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507065:24 площадью 3857 кв.м, данный земельный участок был истцом указан ошибочно (л.д. 152-153 том 4).
При определении соразмерности площадей земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:0507065:17, 01:08:0507065:1 с площадями земельных участков, необходимых для эксплуатации подлежащих передаче в федеральную собственность административных зданий, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно кадастровой выписке от 20.03.2014 N 0100/401/2014-28425 земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507065:17 площадью 2603 кв.м, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, имеет разрешенный вид использования - для размещения административного здания и служебных строений (л.д. 199-206 том 1), что подтверждает факт его формирования под эксплуатацию расположенных на нем административных зданий площадью 1053,2 кв.м и 130,2 кв.м.
Кадастровым инженером Бзасежевой С.А. при проведении исследования местоположения спорных объектов недвижимого имущества установлен факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507065:17 площадью 2603 кв.м кроме зданий, обозначенных МВД по Республике Адыгея, объекта недвижимости площадью 93,6 кв.м.
Определением от 02.06.2015 апелляционный суд предложил сторонам представить данные о принадлежности находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером 01:08:0507065:17 здания площадью 93,6 кв.м.
Представители администрации и Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" в судебном заседании пояснили, что в границах земельного участка с кадастровым номером 01:08:0507065:17 расположены находящиеся в пользовании МВД по Республике Адыгея гаражи. Представили свидетельство от 11.02.2013 о государственной регистрации за Отделом МВД по городу Майкопу права собственности на помещения гаражей площадью 63,5 кв.м.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507065:17 занят объектами, находящимися в собственности и в пользовании полиции.
Земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507065:1 согласно кадастровой выписке от 20.03.2014 N 0100/401/2014-28400 площадью 762 кв.м (кадастровым инженером площадь указана 761 кв.м.) сформирован с разрешенным использованием - для размещения административного здания и служебных строений, что также подтверждает факт его формирования под эксплуатацию расположенного на нем административного здания литер Ж.
Администрация МО "Город Майкоп" и Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп" не привели доводов о несоразмерности площадей земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:0507065:17, 01:08:0507065:1 целям эксплуатации расположенных на указанных участках административных зданий и вспомогательных сооружений, занимаемых полицией.
С учетом изложенного, одновременно с указанными МВД по Республике Адыгея административными зданиями в федеральную собственность подлежат передаче земельные участки с кадастровыми номерами 01:08:0507065:17, 01:08:0507065:1 в сформированных и постановленных на кадастровый учет границах.
С учетом уточнения индивидуализирующих признаков земельных участков, подлежащих передаче в федеральную собственность, резолютивная часть решения подлежит изложению в новой редакции.
На основании изложенного, руководствуясь частями 2, 5 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Министерства внутренних дел по Республике Адыгея от иска об обязании передать в федеральную собственность здание площадью 301,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, 186.
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 09 апреля 2014 года по делу N А01-690/2013 в части обязания администрации муниципального образования "Город Майкоп" передать в федеральную собственность земельный участок и расположенное на нем административное здание по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, 186 общей площадью 301,6 кв.м отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 09 апреля 2014 года по делу N А01-690/2013 изложить в следующей редакции:
"Обязать администрацию муниципального образования "Город Майкоп" осуществить передачу в федеральную собственность следующее недвижимое имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507065:17 площадью 2603 кв.м, находящийся по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 23, и расположенные на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0507065:17 административное здание обшей площадью 1053,2 кв.м и административное здание общей площадью 130,2 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 01:08:0507065:1 площадью 761 кв.м, находящийся по адресу: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская/Пионерская, 25/205, и расположенное на указанном земельном участке административное здание (лит. Ж) площадью 271,7 кв.м (кадастровый номер 01:08:0507065:61)".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-690/2013
Истец: Министерство внутренних дел по Республике Адыгея
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Майкоп"
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЙКОП", Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Кадастровый инженер Бзасежева Светлана Александровна, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея