г. Пермь |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А50-738/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - Арланова К.А., доверенность от 27.10.2014, Красильникова О.В., доверенность от 24.02.2015
от ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" - Мусаева К.К., доверенность от 17.02.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 апреля 2015 года
по делу N А50-738/2015
принятое судьей Власовой О.Г.
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1115908002594, ИНН 5902293805)
о возврате в бюджет денежных средств в сумме 10 142 162 руб. 13 коп., взыскании пени в сумме 476 984 руб. 67 коп., штрафа в сумме 7 958 799 руб. 46 коп.
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - ответчик, учреждение) с иском о возврате в бюджет денежных средств в сумме 10 142 162 руб. 13 коп., взыскании пени в сумме 476 984 руб. 67 коп., штрафа в сумме 7 958 799 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2015 с учетом определения об исправлении опечатки от 20.05.2015 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края взысканы денежные средства, использованные не по назначению, в сумме 10 142 162 руб. 13 коп., пени в сумме 476 984 руб. 67 коп., штраф в сумме 1 015 216 руб. 21 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также суд взыскал с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 81 172 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает на отсутствие у фонда оснований для вывода об использовании истцом денежных средств не по целевому назначению. Ссылается на то, что расходы ответчика на приобретение в 2011-2013 годах медицинского оборудования и мебели, согласовывались ответчиком с учредителем, оборудование и мебель указаны в смете расходов и их приобретение необходимо было для организации медицинской деятельности и лечебно-диагностического процесса. Указывает на то, что в обжалуемом решении содержатся ссылки на реквизиты договоров (от 23.02.1998 N 07/180, от 17.12.2002 N 07/219, от 27.12.2005 N 03/357 и без даты заключения N07/612), которые в деле отсутствуют и не имеют отношения к ответчику. Сообщает, что с ответчика взыскан штраф в размере 1 015 216, 21 руб., тогда как в иске фонд просил взыскать штраф в размере 795 799, 46 руб.
Фонд в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к судебному разбирательству на 01.07.2015 с 14 час. 00 мин.
В судебном заседании (01.07.2015) представители ответчика и истца поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 07.07.2015 до 16. час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 07.07.2015 в том же состава суда, при участии того же секретаря судебного заседания и при явке представителей от сторон.
В судебном заседании представители ответчика и истца поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2011 по 31.112.2013, по результатам которой составлен акт от 11.04.2014, в котором зафиксированы нарушения допущенные ответчиком, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 10 152 162, 13 руб., в том числе за 2011 год - 7 715 092, 50 руб., за 2012 года - 1 394 388, 33 руб., за 2013 год - 1 042 681, 30 руб.
В связи с тем, что требование фонда о добровольном перечислении денежных средств, использованных не по целевому назначению, учреждение исполнило в размере 10 000 руб., фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 10 142 162 руб. 13 коп., пени в сумме 476 984 руб. 67 коп., штрафа в сумме 7 958 799 руб. 46 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, пришел к выводу об отсутствии доказательств, использования денежных средств в размере 10 142 162, 13 руб. в соответствии с целевым назначением, признал неправоверным взыскание с ответчика штрафа за 2011 год в размере суммы нецелевого использования денежных средств 7 715 092, 50 руб. и рассчитал штраф за 2011 год в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения явившихся представителей, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд ОМС (п. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ).
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (пункт 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании изложенного, подлежат отклонению доводы ответчика, о том, что истец не имеет право на обращение к ответчику с настоящим иском.
В соответствии со статьями 16,81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Суд первой инстанции установил, что ответчик в 2011 году средства ОМС в сумме 7 715 092, 50 руб. использовал на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы, то есть использовал не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Программ государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, 2012 год, утвержденных Законами Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК, от 21.12.2011 г. N 887-ПК, расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС от 25.05.2010 г., утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и ТФОМС Пермского края (далее Порядок).
В соответствии с Тарифными соглашениями на 2011 год, являющимся Приложением N 3 к решению согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС от 28.01.2011 года, протокол N 39 (далее - Тарифное соглашение на 2011 год), Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2012 года, являющимся приложением N 2 к решению комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 31.01.2012 г., протокол N 1 (далее - Тарифное соглашение на 2012 год) за счет средств ОМС в 2011 году по статье 290 "прочие расходы" допускались следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС, в том числе: расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством Российской Федерации случаях (в том числе связанные с получением лицензий на осуществление медицинской деятельности), возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) медицинских организаций в части возмещения застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО, а по ст. 300 расходы на приобретение машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, стоимостью до ста тысяч рублей. Расходование средств по данной статье разрешено производить при условии письменного согласования с учредителем, определяющим целесообразность приобретения средств и их стоимость, и при условии внесения расходов в смету доходов и расходов, утвержденную и согласованную учредителем в установленном порядке.
Таким образом, нормативными документами, предусматривающими возможность оплаты расходом за счет средств ОМС на 2011 год не предусмотрена возможность оплаты расходов, заявленных учреждением.
С учетом изложенного расходы на приобретение медицинского оборудования в размере 7 715 092, 50 руб. правомерно признаны фондом нецелевым использованием денежных средств.
Из акта фонда следует, что фонд расходы ответчика в 2012 году в сумме 1 394 388, 33 руб. признал нецелевым использованием бюджетных средств на том основании, что они направлены на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. без согласования с Министерством здравоохранения Пермского края.
Поддержав выводы фонда в указанной части, суд первой инстанции ошибочно не учел следующее.
Тарифным соглашением на 2012 год по ст. 300 допускались расходы на приобретение машин и оборудования, прочих основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей производилось в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Пермского края. Такой порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 21.05.2012 г. N СЭД-34-01-06-239.
Обосновывая вывод о нецелевом характере денежных средств, суд первой инстанции указал на отсутствие факта согласования приобретения оборудования с Министерством здравоохранения Пермского края.
Между тем в деле имеется согласование расходов учреждения, направленных за приобретение оборудования, с учредителем - Федеральным медико-биологическим агентством России.
При этом суд отмечает, что приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей в 2012 году было предусмотрено соответствующими нормативными документами (Тарифным соглашением на 2012 год) и производилось в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Пермского края. При этом отсутствие согласования с Министерством само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании данных средств, а может лишь указывать на несоблюдение порядка приобретения оборудования (определение Верховного суда РФ от 27.02.2015 N 309-ЭС15-43).
При названных обстоятельствах вывод фонда о нецелевом использовании учреждением средств за 2012 год в размере 1 394 388, 33 руб., поддержанный судом первой инстанции, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 3.1. Тарифного соглашения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в части содержания медицинской организации (по отделениям, финансируемым за счет средств ОМС) по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" включаются расходы по оплате контрактов, договоров на приобретение оборудования, в том числе не медицинского стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 N 1 и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 359.
При этом за счет средств обязательного медицинского страхования не возмещаются расходы медицинской организации по оплате контрактов, договоров на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной мебели, прочих объектов основных средств, учитываемых медицинским учреждением и не относящихся к оборудованию; по оплате контрактов, договоров на приобретение кондиционеров, холодильников, электрообогревательных приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных машин; на приобретение текстильных, швейных изделий (шторы, тюль) жалюзи и другие предметы хозяйственного назначения.
В нарушение указанных положений учреждением средства обязательного медицинского страхования направлены на приобретение медицинской мебели, указанных в акте, на общую сумму 1 032 681,30 руб.
Следовательно, суд первой инстанции, верно, указал, что в 2013 году ответчиком средства обязательного медицинского страхования в сумме 1 032 681, 30 руб. использованы не по целевому назначению.
Таким образом, нецелевой характер использования денежных средств подтверждается в сумме 8 747 733, 80 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в 2011 и в 2013 году возможность приобретения советующего оборудования и мебели не была предусмотрена тарифными соглашениями на 2011 и 2013 годы, что свидетельствует о законности требований фонда.
В 2012 году возможность направления денежных средств на оплату оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей была предусмотрена тарифным соглашением на 2012 год. При этом несоблюдение порядка согласования с Министерством, при возможности направления средств на оплату спорных расходов в 2012 году и при условии соблюдения требования о согласовании соответствующей сметы с учредителем не свидетельствует о нецелевом характере расходов.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В связи с тем, что сумма нецелевого использования определена судом апелляционной инстанции в размере 8 747 733, 80 руб., размер пени за заявленный истцом период с 26.04.2014 по 13.10.2014 исходя из 8,25 % составит 336 787, 75 руб.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон.
Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.
Фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в новой редакции, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, следовательно, Фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона, т.е. с применением санкции в размере десяти процентов.
В связи с чем, штраф фонду следовало исчислить в размере 10 % от суммы нецелевого использования денежных средств, что по расчетам суда апелляционной инстанции составит 874 773, 38 руб. (8 747 733, 80 руб. х 10%).
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, взысканию с ответчика в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края подлежат денежные средства, использованные не по назначению, в сумме 8 747 773 руб. 80 коп., пени в сумме 336 787, 75 руб., штраф в сумме 874 773, 38 руб. В остальной части исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене в указанной части с изложением резолютивной части в новой редакции.
Довод заявителя жалобы о том, что в обжалуемом решении содержатся ссылки на реквизиты договоров (от 23.02.1998 N 07/180, от 17.12.2002 N 07/219, от 27.12.2005 N 03/357 и без даты заключения N07/612), которые в деле отсутствуют и не имеют отношения к ответчику, отклоняются, поскольку являются опечаткой, исправленной судом первой инстанции определением от 20.05.2015.
Довод заявителя жалобы о том, что с ответчика взыскан штраф в размере 1 015 216, 21 руб., тогда как в иске фонд просил взыскать штраф в размере 795 799, 46 руб., подлежит отклонению, так как в иске фонд, кроме прочего, заявил штраф в размере 7 958 799, 46 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
С иском обращался фонд, который не уплачивал государственную пошлину. С апелляционной жалобой обратилось учреждение, заплатив государственную пошлину в размере 2000 руб. (чек-ордер от 15.05.2015).
Принимая во внимание размер удовлетворенных истцом требований (9 959 334, 51 руб.), с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 72 796, 67 руб.
Распределение государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится, относится на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 апреля 2015 года по делу N А50-738/2015 изменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края удовлетворить частично.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медико- биологического агентства" (ОГРН 1115908002594, ИНН 5902293805) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края денежные средства, использованные не по назначению, в сумме 8 747 773 руб. 8 коп. (восемь миллионов семьсот сорок семь тысяч семьсот семьдесят три руб. 8 коп.), пени в сумме 411 413 руб. 56 коп. (четыреста одиннадцать тысяч четыреста тринадцать руб. 56 коп.), штраф в сумме 656 360 руб. 63 коп. (шестьсот пятьдесят шесть тысяч триста шестьдесят руб. 63 коп.).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медико- биологического агентства" (ОГРН 1115908002594, ИНН 5902293805) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 72 078 руб. (семьдесят две тысячи семьдесят восемь руб.).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-738/2015
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПЕРМСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА", ФГБУ здравоохранения "Пермский клинический центр Федерального медтко-биологического агенства"