город Москва |
|
13 июля 2015 г. |
дело N А40-209482/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2015
по делу N А40-209482/14, принятое судьей Пуловой Л.В.
по заявлению Государственного природоохранного учреждения г. Москвы "Московское городское управление природными территориями" (ОГРН 1047796250710, 119192, Москва, проспект Мичуринский, 13)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (115191, Москва, улица Большая Тульская, 15, ОГРН 1097746680822),
третье лицо - Правительство г. Москвы (125032, Москва, улица Тверская, 13)
об оспаривании решения;
при участии:
от заявителя: |
Ильин Ю.В. по доверенности от 31.12.2014; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по доверенности от 30.12.2014; Кадыков А.Ю. по доверенности от 30.12.2014; |
от третьего лица: Гридчин О.В. по доверенности от 24.12.2014; Дубчак Р.В. по доверенности от 17.02.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2015 признаны незаконными отказы Управления Росреестра по г. Москве от 07.11.2014 N 77-77-12/053/2014-864, 867, 878, 880, 881 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами: 77:07:0014010:59; 77:07:0014010:60; 77:07:0014010:61; 77:07:0014010:62 по адресу: Москва, Тропаревский лесопарк, а также земельный участок 77:07:0014008:138, расположенного по адресу: Москва, Тропаревский лесопарк, квартал N 2 и на Управление возложена обязанность зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы Росреесра о том, что документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации прав. В случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для ее проведения в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, а также должны быть скреплены печатями и иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Регистрирующим органом указано, что в ЕГРП имеются записи о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Государственного учреждения г. Москвы "Специализированный лесхоз Экспериментальный Москворецкий" на объекты и указано на то, что право постоянного (бессрочного) пользования Государственного учреждения г. Москвы "Московское управление особо охраняемыми территориями по Западному административному округу" на земельные участки по указанным адресам не зарегистрировано. Указанные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствуют о невозможности осуществления заявленных регистрационных действий.
Не согласившись с выводами регистрирующего органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые отказы не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что к заявлению обществом представлены приказ Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 19.09.2013 N 292 "О реорганизации государственных природоохранных бюджетных учреждений г. Москвы "Управления особо охраняемыми природными территориями по административным округам г. Москвы", передаточный акт от 20.01.2014, согласно которому ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО" передает все имущество ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО" в результате реорганизации в форме присоединения; постановление Правительства г. Москвы от 18.08.2009 N 782-ПП "Об образовании государственных природоохранных бюджетных учреждений г. Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями по административно-территориальному принципу"; передаточный акт от 10.02.2010, подписанный Государственным учреждением г. Москвы "Специализированный лесхоз "Экспериментальный Москворецкий" и Государственным природоохранным учреждением г. Москвы "Долина реки Сетунь".
Абзацем 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, а именно в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных п. 1 данной статьи и органов по государственной регистрации, относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав, у подготовившего документ лица или органа власти, а также, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Регистрирующий орган устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона о государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с данным Федеральным законом, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в данном Федеральном законе, а также, за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав, или уклонение от государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); свидетельства о праве на наследство (абз. 5); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абз. 7). Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно постановлению Правительства г. Москвы от 18.08.2009 N 782-ПП от 18.08.2009 реорганизовано Государственное природоохранное учреждение г. Москвы "Долина р.Сетунь" путем присоединения к нему Государственного учреждения г. Москвы "Специализированный лесхоз "Экспериментальный Москворецкий" и Государственное природоохранное бюджетное учреждение г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Западному административному округу г. Москвы" (ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО").
В соответствии с приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 19.09.2013 N 292, ГПБУ Мосприрода, является правопреемником ГПБУ "Управление ООПТ по САО", ГПБУ "Управление ГПБУ ООПТ по СВАО", ГПБУ "Управление ООПТ по ВАО", ГПБУ "Управление ООПТ по ЮВАО", ГПБУ "Управление ООПТ по ЮАО", ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО", ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО", ГПБУ "Управление ООПТ по СЗАО", ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО" по всем правам и обязанностям.
Согласно п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (ч. 2 ст. 58 ГК РФ).
Земельные участки с кадастровыми номерами: 77:07:0014010:59; 77:07:0014010:60; 77:07:0014010:61; 77:07:0014010:62 по адресу: Москва, Тропаревский лесопарк переданы по соответствующим передаточным актам ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО", затем ГПБУ "Мосприрода".
Государственное учреждение г. Москвы "Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями" ликвидировано в соответствии с распоряжением Правительства г. Москвы от 20.03.2009 N 474-РП.
Земельный участок с кадастровым номером: 77:07:0014008:138 включен в перечень к постановлению Правительства г. Москвы от 07.09.2010 N 778-ПП "О мерах по оформлению государственным бюджетным учреждениям г. Москвы на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков".
Регистрация перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимое имущество.
В данном случае наличия спора о праве на земельные участки, о регистрации которых просит заявитель, не установлено и в соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит применению аналогия закона, поскольку единственным основанием отказа регистратора в государственной регистрации права явилось отсутствие заявления ГПБУ "Управление ООПТ по ЗАО" в настоящее время прекратившего свое существование.
Таким образом, оспариваемыми отказами Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку заявителем соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе и судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на регистрирующий орган устранить нарушения законных прав и интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2015 по делу N А40-209482/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-209482/2014
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИРОДООХРАННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ", ГПБУ "Мосприрода"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управления Росреестра по г. Москва
Третье лицо: Правительство Москвы