город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2015 г. |
дело N А32-34086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Авдониной О.Г., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анистратенко А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13 марта 2015 года по делу N А32-34086/2014
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области
к обществу с ограниченной ответственностью "А.В."
при участии третьего лица: администрации города Рязани
о взыскании задолженности и пени,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "А.В." (далее - ООО "А.В.", ответчик) о взыскании задолженности по внесению арендной платы за период с 16.03.2012 по 24.09.2013 в размере 1 527 512 руб. и неустойки за период с 16.03.2012 по 24.09.2013 в размере 155 501 руб. 68 коп.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ООО "А.В." обязанности по внесению арендных платежей в рамках заключённого договора аренды земельного участка N С 013-09 от 13.03.2009 с учётом дополнительного соглашения к нему от 02.03.2012.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2015 исковые требования удовлетворены частично. В пользу министерства с ООО "А.В." взыскано 155 600 руб. 42 коп. задолженности по арендной плате за период с 16.03.2012 по 24.09.2013 и 13 722 руб. неустойки по состоянию на 24.09.2013. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ООО "А.В." в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. 90 коп. государственной пошлины по иску.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции указал, что при определении размера задолженности министерство необоснованно применило повышающий коэффициент 5, что не соответствует положениям федерального законодательства, которое предусматривает применение повышающих коэффициентов за не завершение строительства в установленные сроки только при возведении объектов жилого назначения.
С принятым судебным актом не согласилось министерство, в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска отменить, в данной части принять новое решение об удовлетворении иска в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно из расчётов задолженности исключил повышающий коэффициент 5, т.к. спорный земельный участок находится в неразграниченной публичной собственности, в связи с чем ставки арендной платы, в том числе повышающие и понижающие коэффициенты могут устанавливаться нормативными актами субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. От министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. В отношении сторон дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.03.2009 между администрацией г. Рязани (арендодатель) и ООО "А.В." (арендатор) заключён договор N С 013-09, по условиям которого обществу на праве аренды сроком с 11.02.2009 по 10.02.2012 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 62:29:0050004:1, площадью 6 607,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Рязань, Московское шоссе, 30. Цель предоставления земельного участка определена сторонами как завершение строительства объекта незавершённого строительства (комплекс торгово-автосервисных услуг). Договор в установленном порядке зарегистрирован в ЕГРП 13.04.2009.
В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата за участок рассчитывается арендодателем исходя из площади земельного участка на основании базового размера арендной платы, установленного администрацией для 29 градостроительной экономической оценочной зоны г. Рязани.
Согласно пункту 2.2 договора арендная плата вносится равными долями ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября по ставкам, действующим в расчётный период.
Пунктом 5.2 договора стороны закрепили, что в случае продления срока действия настоящего договора или заключения нового договора аренды для завершения строительства объекта ставка арендной платы применяется с использованием повышающего коэффициента в размере 5, начиная с момента истечения срока настоящего договора до регистрации факта ввода объекта в эксплуатацию.
В связи с тем, что ООО "А.В." не завершило строительство объекта недвижимого имущества, расположенного на арендуемом земельном участке в срок до 10.02.2012, между администрацией и обществом 02.03.2012 заключено соглашение о продлении срока действия договора аренды N С 013-09 от 13.03.2009 до 08.10.2012.
Сторонами также определено, что при расчёте арендной платы с 11.02.2012 будет применяться повышающий коэффициент в размере 5 к базовому размеру арендной платы. Дополнительное соглашение в установленном порядке зарегистрировано в ЕГРП 06.04.2012.
Согласно Закону Рязанской области N 62-ОЗ от 05.08.2011 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" полномочия арендодателя в отношении спорного земельного участка перешли к министерству.
Указывая на то, что ответчик ненадлежащим образом в спорный период исполнял принятые на себя обязательства по внесению арендных платежей за использование земельного участка, что привело к образованию задолженности, министерство обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В пункте 16 постановления N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал следующие разъяснения: при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Ввиду того, что договор аренды спорного земельного участка был заключён после вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающего механизм нормативного определения арендной платы за использование земель публичной собственности, стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
С учетом изложенного, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а также государственная собственность на которые не разграничена), подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства запрещен статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции проверил расчёт задолженности по арендной плате за заявленный период, подготовленный министерством, и находит его обоснованным по следующим обстоятельствам.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Аналогичное правовое предписание отражено в пункте 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.
Введение данной нормы, не касающейся арендной платы для объектов незавершенного жилищного строительства, составляет предмет полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит актам большей юридической силы.
С учетом этого следует признать, что субъект Российской Федерации вправе установить повышенный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые для строительства нежилых помещений, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Данная позиция отражена в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Порядок определения размера арендной платы, условий и срока внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Рязанской области, утвержден постановлением Правительства Рязанской области от 26.02.2008 N 45 (ред. от 08.12.2010).
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка размер арендной платы за земельные участки рассчитывается по формуле: АП = Сб х S х К1 х К2. При этом в названном Порядке указано, что коэффициент К2 устанавливается органами местного самоуправления в случае возобновления договора на неопределенный срок, продления срока действия договора аренды земельного участка, переданного под объекты строительства.
Подпунктом 2 пункта 1.1 решения Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 923-I "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань" также предусмотрено, что администрация города Рязани устанавливает в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 26.02.2008 N 45, базовую ставку арендной платы за один квадратный метр площади земельного участка в расчете на год (Сб), коэффициенты (К1, К2).
Согласно постановлениям администрации г. Рязани N 5988 от 29.12.2011 и N 6661 от 24.12.2012 базовый размер арендной платы в отношении 29 градостроительной оценочной зоны установлен в размере: 30,7763 руб. за 1 кв.м. в 2012 году и 32,4690 за 1 кв.м. в 2013 году.
На основании постановления Правительства Рязанской области от 26.02.2008 N 45 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и срока внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Рязанской области", руководствуясь статьями 39 и 41 устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, распоряжения администрации города Рязани от 28.12.2011 N 268к, администрация города Рязани приняла постановление от 29.12.2011 N 5989 "Об установлении коэффициента К2 к базовым размерам арендной платы за землю" (в редакции, действовавшей в спорный период, подпунктом 1.1 пункта 1 которого постановила с 01.01.2012 установить коэффициент К2 по всем земельным участкам, предоставленным юридическим и физическим лицам в аренду на время строительства, за исключением жилищного и коллективного гаражного строительства, в размере 5,0 к базовым размерам арендной платы в течение всего периода строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
С учетом выше изложенного и того факта, что спорным договором аренды N С 013-09 от 13.03.2009 земельный участок был предоставлен обществу для целей завершения строительства комплекса торгово-автосервисных услуг с 11.02.2009 по 10.02.2012, и до указанной даты строительство объектов не завершена, министерство правомерно исчислила арендную плату за спорный период, использовав коэффициент К2 в повышенном размере 5 (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 17.06.2015 N Ф10-1800/2015).
Согласно пункту 1 статьи 330 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 5.1 договора аренды за неуплату арендной платы в установленный договором срок начисляется пеня в размере 0,04% от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Суд апелляционной инстанции проверил расчёт неустойки, подготовленный министерством, и признаёт его арифметически и методологически правильным, контрасчёт размера неустойки ответчиком не представлен.
С учётом изложенного, иск министерства подлежал удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ООО "А.В.", в связи с чем с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать 32 830 руб.
14 коп. государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 марта 2015 года по делу N А32-34086/2014 в части отказа в удовлетворении иска отменить, в данной части принять новое решение об удовлетворении иска.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "А.В." (ОГРН 1086234004240, ИНН 6234052950) в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551) 1 527 512 руб. 89 коп. задолженности по арендной плате за период с 16.03.2012 по 24.09.2013, 155 501 руб. 68 коп. неустойки по состоянию на 24.09.2013.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "А.В." (ОГРН 1086234004240, ИНН 6234052950) в доход федерального бюджета 32 830 руб. 14 коп. государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34086/2014
Истец: Министерство имущ. и земельных отношений, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "А.В.", ООО А. В.
Третье лицо: администрация г. Рязани, Администрация Рязани