г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А42-8623/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Мишина О.В. - доверенность от 01.01.2015, Туманова С.А. - доверенность от 13.11.2014
от ответчика: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8023/2015) ОАО "Мончегорскводоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.02.2015 по делу N А42-8623/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Мончегорскводоканал"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания
установил:
открытое акционерное общество "Мончегорскводоканал" (ОГРН 1055100086645, место нахождения: 184500, Мурманская обл., г.Мончегорск, наб.Комсомольская, д.52/9, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850, место нахождения: 183038, г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.25/26; далее - Инспекция, ответчик) от 08.09.2014 N 1479/08 об обязании Общества установить индивидуальные приборы учёта воды в жилых помещениях многоквартирного дома (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принятых судом к рассмотрению, требований).
Решением суда от 25.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае у Общества, как у ресурсоснабжающей организации, отсутствует обязанность по установлению индивидуальных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.09.2014 в ходе проведенной Инспекцией на основании распоряжения от 21.08.2014 N 1771 внеплановой документарной проверки по коллективному обращению жильцов на предмет несоблюдения законодательства об энергосбережении установлено, что жилые помещения NN 68 и 268 многоквартирного дома N 13 по набережной Климентьева города Мончегорска Мурманской области не оборудованы индивидуальными приборами учёта воды, что недопустимо Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 08.09.2014 N 1806.
Установив приведенные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом как ресурсоснабжающей организацией рассматриваемого дома требований законодательства об энергосбережении при снабжении этого дома коммунальным ресурсом - водой, а потому в отношении Общества вынесено предписание от 08.09.2014 N 1479/08, которым заявитель обязан в срок до 20.11.2014 установить индивидуальные приборы учёта расхода холодной и горячей воды в вышеназванных жилых помещениях.
Общество посчитав, что у него отсутствует обязанность устранять выявленные нарушения, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного предписания недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество как ресурсоснабжающая организация обязано оборудовать жилые помещения многоквартирных домов индивидуальными приборами учёта используемых (потреблённых) соответствующих энергетических (коммунальных) ресурсов, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении, Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, на энергоснабжающую организацию Законом N 261-ФЗ возложена обязанность по принудительному оснащению приборами учета: коллективными (общедомовыми) а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир). Иными словами, обязанность по установке индивидуальных приборов учета в квартирах многоквартирных жилых домов, названным Законом не предусмотрена.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы подателя жалобы об отсутствии у ресурсоснабжающей организации такой обязанности в силу следующего.
Обязанность по оснащению приборами учета воды до 01.07.2013 многоквартирных жилых домов, не оснащенных в установленный срок приборами учета, возложена на организации, которые отвечают двум признакам:
1) осуществляют снабжение водой либо осуществляют ее передачу;
2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования.
Вместе с тем, инженерно-техническое оборудование жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах не имеет непосредственного присоединения к принадлежащим заявителю централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, следовательно, обязанность по принудительному оснащению этих жилых помещений индивидуальными приборами учета воды у заявителя отсутствует.
В многоквартирных домах непосредственное присоединение к принадлежащим ресурсоснабжающей организации централизованным сетям инженерно-технического обеспечения могут иметь только внутридомовые инженерные системы многоквартирного дома, в состав которых индивидуальные приборы учета воды не входят, так как относятся к внутриквартирному оборудованию.
Значение понятий "централизованные сети инженерно-технического обеспечения", "внутридомовые инженерные системы" и "внутриквартирное оборудование" изложено в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N -354 (далее Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 централизованные сети инженерно-технического обеспечения предназначены для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем). Внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования. Внутриквартирное оборудование - это находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (в том числе индивидуальные приборы учета воды), с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Исходя из анализа вышеизложенных понятий следует, что инженерно-техническое оборудование жилых помещений (внутриквартирное оборудование) может быть непосредственно присоединено только к внутридомовым инженерным системам многоквартирного дома, которые ресурсоснабжающей организации не принадлежат, не эксплуатируются и не обслуживаются.
В соответствии с пунктом 21 вышеуказанных Правил N 354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела - внутридомовых инженерных систем централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме.
В связи с изложенным, обязание заявителя оспариваемыми предписаниями в принудительном порядке установить в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальные приборы учёта является неправомерным.
При изложенных обстоятельствах предписание от 08.09.2014 N 1479/08 нельзя признать законным, в связи с чем указанный ненормативный акт подлежит признанию недействительным как не соответствующий Закону N 261-ФЗ.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях относятся на Инспекцию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 февраля 2015 года по делу N А42-8623/2014 в части отказа в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Мончегорскводоканал" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 08.09.2014 N1479/08 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 08.09.2014 N 1479/08.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу Открытого акционерного общества "Мончегорскводоканал" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8623/2014
Истец: ОАО "Мончегорскводоканал"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Мурманской области