г. Чита |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А58-6846/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2015 года по делу N А19-15541/2015 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) к Главному контрольному управлению Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435135742, ОГРН 1031402048710) о признании незаконным представления в части,
(суд первой инстанции судья Устинова А.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя:
муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" (ОГРН 1061435000692 ИНН 1435166660): не было;
муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений": (ОГРН 1031402054793 1435138020): не было;
открытого акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195 ИНН 7707083893): не было;
Оленовой Екатерины Ивановны, Курчевой Марины Анатольевны, Гончаровой Анны Александровны, Федорова Руслана Алексеевича, Федоровой Виктории Никифоровны, Курбатова Алексея Васильевича, Курбатовой Марины Валерьевны, Налыйдырова Альберта Матвеевича, Налыйдыровой Саргыланы Никифоровны, Николаева Николая Николаевича, Николаевой Ульяны Егоровны: не было;
установил:
Заявитель, Окружная администрация города Якутска, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Главному контрольному управлению Республики Саха (Якутия) о признании недействительным представления от 21.07.2014 N 28 - пункта 1 в части нарушений бюджетного законодательства:
по подпрограмме "Повышение доступности рынка многоквартирных жилых домов" в части неправомерного предоставления социальных выплат Оленовой Екатерине Ивановне на сумму 606, 4 тыс. рублей, Курчевой Марине Анатольевне на сумму 720, 2 тыс. рублей, Гончаровой Анне Александровне на сумму 476, 4 тыс. рублей;
по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в части неправомерного предоставления социальной выплаты семье Федоровых Руслана Алексеевича и Виктории Никифоровны для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, договор на который был заключен позднее 31.12.2010, что не предусмотрено условиями использования социальной выплаты, на сумму 197, 8 тыс. рублей, в части допущения избыточных расходов бюджетных средств, выразившихся в оплате сверх остатка задолженности по кредитным договорам, семье Налыйдыровых Альберта Матвеевича и Саргыланы Никифоровны на сумму 5, 9 тыс. рублей и семье Николаевых Николая Николаевича и Ульяны Егоровны на сумму 10, 4 тыс. рублей.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2015 требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал п. 1 представления Главного контрольного управления Республики Саха (Якутия) от 21.07.2014 N 28 недействительным в части нарушений бюджетного законодательства по подпрограмме "Повышение доступности рынка многоквартирных жилых домов" в части неправомерного предоставления социальных выплат Оленовой Екатерине Ивановне на сумму 606, 4 тыс. рублей, Курчевой Марине Анатольевне на сумму 720, 2 тыс. рублей, Гончаровой Анне Александровне на сумму 476, 4 тыс. рублей; по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в части допущения избыточных расходов бюджетных средств, выразившихся в оплате сверх остатка задолженности по кредитным договорам, семье Налыйдыровых Альберта Матвеевича и Саргыланы Никифоровны на сумму 5, 9 тыс. рублей и семье Николаевых Николая Николаевича и Ульяны Егоровны на сумму 10, 4 тыс. рублей.
В удовлетворении в остальной части заявленных требований отказано.
Принимая указанное решение суд первой инстанции исходил из следующего.
Подпунктом "е" пункта 2 Порядка N 673 предусмотрено, что социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией допущено неправомерное предоставление социальной выплаты из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 197, 8 тыс. рублей, доводы Администрации подлежат отклонению, оспариваемое Администрацией представление в указанной части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Администрации в иной экономической деятельности.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части которой отказано в удовлетворении требований. В указанной части принять новое решение и удовлетворить требования.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286764169.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства по делу в части выплаты социальной выплаты Федоровым Руслану Алексеевичу и Виктории Никифоровне.
Представитель Главного контрольного управления Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286799956.
Представленным ходатайством Главного контрольного управления Республики Саха (Якутия) просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Главное контрольное управление Республики Саха (Якутия) просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель открытого акционерного общества "Сбербанк России" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286799987.
Представитель муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286799918.
Представитель муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200286799932.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 16.06.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Оспариваемым представлением N 28 от 21.07.2014 Администрации вменяется нарушение бюджетного законодательства на сумму 197,8 тыс. руб. (т.1, л. 35 ), выразившееся в том, что в 2012 году указанная сумма предоставлена в качестве социальной выплаты гражданам Федорову Руслану Алексеевичу и Виктории Никифоровне для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, который был заключен позднее 31.12.2010, что не предусмотрено условиями использования социальной выплаты.
Администрация посчитав, что в указанной части нарушаются ее права и законные интересы, а сами выводы не соответствуют нормам действующего законодательства обратилась в суд с рассматриваемым требованием. Администрации предложено сумму 197, 8 тыс. руб. восстановить в бюджет Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из акта проверки (т. 1, л. 64 оборотная сторона ) в нарушение ст. 38 БК РФ, п. 2 Порядка (приложение N 1), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 N 673, социальная выплата на сумму 676,1 тыс. руб. (из них средства бюджета Республики Саха (Якутия) 197,8 тыс. руб.) предоставлена для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, договор который был заключен позднее 31.12.2010, что предусмотрено условиями использования социальной выплаты.
Пунктом 2 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2016 годы", утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 30.12.2011 N 673 установлено, что социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Между тем как установлено в ходе проверки, Администрацией указанным гражданам была выплачена социальная выплата для погашения основного долга и остатков задолженности по выплате процентов за пользование кредитом, образовавшейся по кредитному договору N 634/1056-0000220 от 29.03.2012.
Оценив указанное суд апелляционной инстанции усматривает, что действительно, социальная выплата в размере 197,8 тыс. руб. указанным гражданам, совершена Администрацией в нарушение п.п. е) п. 2 указанного Порядка, т.к. данные социальные выплаты подлежали выплате для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что Сберегательный банк в соответствии с п. 50 указанного Порядка должен был осуществить проверку кредитного договора N 634/1056-0000220 от 29.03.2012 и установить его несоответствие п.п. е) п. 2 указанного Порядка и отказать гражданам в выдаче социальных выплат и что нарушение совершено кредитной организацией, по следующим основаниям.
Пунктом 36 Порядка установлено, что в течение 3 дней с даты предоставления социальной выплаты участникам подпрограммы орган местного самоуправления направляет в ответственный орган формирования и ведения единого реестра получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений в электронном и бумажном виде список получателей поддержки по установленной форме для включения в единый реестр получателей государственной и муниципальной поддержки на приобретение жилых помещений.
Пунктом 37 Порядка предусмотрено, что государственный заказчик подпрограммы в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Пункт 38 Порядка устанавливает, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Пункт 42 Порядка предусматривает, что Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - банк), на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Пунктом 50 Порядка установлено, что Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 44 - 47 и 49 настоящего Порядка, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.
В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 г., либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и приложением документов, принятых банком для проверки.
Из указанного следует, что получателями социальных выплат открываются счета в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы.
Таким образом между банком, получившим право на обслуживание средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы и заказчиком складываются гражданско-правовые отношения. Между тем в данном деле рассматриваются и оцениваются правоотношения связанные исключительно с выделением из соответствующего бюджета социальных выплат указанным гражданам, а не гражданско-правовые отношения по исполнению договоренностей между заказчиком программы и кредитным учреждением.
Сам факт выдачи Социальной выплаты с нарушением установленного порядка подтверждается, в связи с чем представление Главного контрольного управления Республики Саха (Якутия) от 21.07.2014 N 28 в рассматриваемой части является законным и обоснованным, соответствующим действующему законодательству.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований в рассматриваемой части.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "24" апреля 2015 года по делу N А58-6846/2014 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6846/2014
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Борисов Игорь Анатольевич, Борисов Игорь Анатольевич Игорь Анатольевич, Борисова Василена Васильевна, Васильев Руслан Валентинович, Васильев Руслан Валентинович Руслан Валентинович, Васильева Анна Эдуардовна, Гончарова Анна Александровна, Друзьянов Иван Иванович, Друзьянова Вера Афанасьевна, Каратаев Сергей Дмитриевич, Каратаева Марианна Степановна, Керемясов Александр Ильич, Керемясова Сардаана Ивановна, Колосова Маргарита Яновна, Контоев Станислав Степанович, Контоева Виктория Геннадьевна, Котов Александр Александрович, Котова Наталья Викторовна, Курбатов Алексей Васильевич, Курбатов Алексей Васильевич Курбатова Марина Валерьевна, Курбатова Марина Валерьевна, Курчева Марина Анатольевна, Макаров Ариан Павлович, Макарова Аэлита Дмитриевна, Миндаев Александр Фанисович, Миндаева Парасковья Анатольевна, МКУ "Департамент жилищных отношений", МУП "Агентство по развитию территорий", Налыйдыров Альберт Матвеевич, Налыйдыров Альберт Матвеевич, Налыйдырова Саргылана Никифоровна, Налыйдырова Саргылана Никифоровна, Николаев Николай Николаевич, Николаев Николай Николаевич, Николаева Ульяна Егоровна, Николаева Ульяна Егоровна, ОАО "Сбербанк России", Оленова Екатерина Ивановна, Пестерев Гаврил Николаевич, Самаганова Бермет Мелисовна, Семенов Дмитрий Николаевич, Семенова Евгения Ивановна, Слепцов Тимур Константинович, Слепцова Наталья Олеговна, Соловьева Анна Григорьевна, Софронеев Петр Иванович, Софронеева Марина Михайловна, Тырина Виктория Валерьевна, Федоров Руслан Алексеевич, Федорова Виктория Никифоровна, Федорова Виктория Никифоровна, Федоров Руслан Алексеевич