г. Воронеж |
|
9 июля 2015 г. |
Дело N А14-466/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.07.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Департамента культуры Воронежской области (в настоящее время полномочия переданы Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области): Тюрина Ю.Н., представитель по доверенности от 08.06.2015 N 71-01-08/53. выдана на срок 1 год.
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Литвинова Р.О., представитель по доверенности от 24.02.2015 N 51, выдана до 29.02.2016.
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента культуры Воронежской области (в настоящее время полномочия переданы Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2015 по делу N А14-466/2015 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610), г. Москва, в лице УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России", г. Воронеж к Департаменту культуры и архивного дела Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987), г. Воронеж третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670) о признании недействительным предписания N83-03-08/65 от 02.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - заявитель, ФГУП "Почта России", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента культуры и архивного дела Воронежской области (далее - административный орган, Департамент) N 83-03-08/65 от 02.12.2014.
Определением суда от 17.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Департамент культуры Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с п. 4 ст. 48, п. 4 ст. 50, п. 5 ст. 55, п. 4 ст. 56 Закона N 73-ФЗ обязанность принять на себя ограничения (обременения) права собственности на объект культурного наследия или права пользования таким объектом возложена на собственника (пользователя). Из чего следует его обязанность обратиться в уполномоченный орган власти за оформлением данного обязательства. Кроме того, с момента проверки Департаментом УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России" в 2011 году объект культурного наследия заявителем не использовался (предпринимательская и иная экономическая деятельность не осуществлялась), минимально необходимых мер к его сохранению, в частности, консервации, не проводилось. Техническое состояние объекта ухудшалось, что в итоге привело к его утрате.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции 04.06.2015 представитель Департамента заявил ходатайство о процессуальной замене Департамента культуры и архивного дела Воронежской области на Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области.
Департаментом в суд апелляционной инстанции представлены: Указ губернатора Воронежской области от 17.10.2014 N 395-у "О структуре исполнительных органов государственной власти Воронежской области", указ губернатора Воронежской области от 10.03.2015 N 89-у "Об оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Воронежской области", постановление Правительства Воронежской области от 13.04.2015 N 275 "Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области", постановление Правительства Воронежской области от 13.04.2015 N 273 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 02.12.2014 N 1082".
Из содержания названных документов следует, что в структуре исполнительных органов государственной власти создано Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области.
Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Функции и полномочия в отношении объектов культурного наследия Воронежской области переданы из Департамента культуры Воронежской области в Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области.
В судебном заседании 02.07.2015 апелляционным судом произведена процессуальная замена Департамента на Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В период с 05.11.2014 по 02.12.2014 департаментом культуры и архивного дела Воронежской области во исполнение приказа N 808-ОД от 17.10.2014 проведена плановая выездная и документарная проверки в отношении ФГУП "Почта России" по вопросу соблюдения требований законодательства в области охраны культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом Чершенина", расположенного по адресу: Воронежская область, г. Бобров, ул. Кирова, д.77, с целью исполнения ежегодного плана проверок юридических лиц согласно приказу Департамента от 23.10.2013 N 784-1-ОД "Об утверждении ежегодного плана проведения проверок на 2014 год".
Согласно представленному в материалы дела уведомлению о вручении, о предстоящей проверке заявитель был извещен 27.10.2014.
В ходе проведения проверки установлено, что:
1) объект культурного наследия регионального значения "Доходный дом Чершенина" входит в список памятников истории, архитектуры и археологии Воронежской области, принятых под государственную охрану согласно приложению N 1 к постановлению администрации Воронежской области от 18.04.1994 N 510 "О мерах по сохранению историко-культурного наследия Воронежской области";
2) "Доходный дом Чершенина" находится в собственности Российской Федерации и хозяйственном ведении ФГУП "Почта России" согласно выписке из ЕГРП от 20.09.2012 N 01/076/2012-445: ограничение (обременение) права не зарегистрировано;
3) охранное обязательство между ФГУП "Почта России" и Департаментом на объект культурного наследия отсутствует.
В ходе осмотра установлено, что здание "Доходный дом Чершенина" разрушено.
Постановлением от 22.08.2014 ОМВД России по Бобровскому району в возбуждении уголовного дела по факту сноса здания объекта культурного наследия было отказано за отсутствием события преступления: установлен факт самообрушения здания в связи с большой степенью износа (85% износа перекрытий и 90% износа несущих стен).
Принимая во внимание, что спорное здание не используется и не будет использоваться для хозяйственных нужд предприятия, ФГУП "Почта России" обратилось в Департамент с просьбой рассмотреть вопрос о передаче здания "Доходный дом Чершенина" из собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения Предприятия в собственность Бобровского муниципального района или собственность городского поселения г. Бобров.
Письмом от 23.11.2012 N 01-20/260 департамент культуры и архивного дела Воронежской области сообщил, что администрация Бобровского муниципального района готова принять объект культурного наследия в муниципальную собственность Бобровского района при условии проведения ФГУП "Почта России" работ по его восстановлению.
Учитывая отсутствие необходимости в использовании указанного здания для хозяйственных нужд Предприятия, а также очевидную нецелесообразность его восстановления для дальнейшей передачи в муниципальную собственность, филиалом был проработан вопрос об его исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в порядке, установленном п.п. 8 п. 2 Закона Воронежской области от 04.10.2005 N 63-0З (в ред. Закона от 02.06.2010 N 51-0З) с целью дальнейшего списания и демонтажа здания.
Согласно письму Департамента от 18.04.2013 N 83-01-11/503 для инициации процедуры исключения памятников истории и культуры из реестра необходимо представить в административный орган заключение историко-культурной экспертизы об утрате объектов историко-культурного значения.
ФГУП "Почта России" письмом от 05.09.2013 N 3.2.1-06/22352 обратилось в адрес Министерства культуры Российской Федерации с просьбой оказать содействие в передаче в муниципальную собственность без предъявления администрацией Бобровского муниципального района дополнительных условий, либо рассмотреть возможность исключения здания из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с целью его дальнейшего списания и демонтажа.
Министерство культуры Российской Федерации письмом от 10.10.2013 N 4533-10-05 сообщило о невозможности оказания содействия в решении данного вопроса, поскольку функции управления и распоряжения зданием к компетенциям министерства не относятся.
УФПС Воронежской области - филиал ФГУП "Почта России" письмом от 19.03.2014 N 39.2.2-08/262 уведомило ФГУП "Почта России" о принятии администрацией г. Боброва решения о разрушении здания и очистки тротуара, и его последующей реализации.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки юридического лица N 30 от 02.12.2014.
Одновременно с составлением акта проверки должностным лицом Департамента было выдано предписание N 83-03-08/65 от 02.12.2014 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения плановой выездной и документарной проверки, согласно которому заявителю предписано в срок до 02.12.2016 восстановить объект культурного наследия регионального значения "Доходный дом Чершенина" на основании проектной документации и разрешительных документов административного органа.
Предписание получено заявителем 09.12.2014.
Несогласие с указанным предписанием послужило основанием для обращения ФГУП "Почта России" в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу пункта 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований названного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Закона N 73-ФЗ при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требований об обеспечении неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
Согласно пункту 3 статьи 64 Закона N 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ.
К числу объектов культурного наследия регионального значения отнесен "Доходный дом Чершенина", расположенный по адресу: Воронежская область, г. Бобров, ул. Кирова, д.77.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2011 N 36-АГ 299227 собственником объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом Чершенина" является Российская Федерация.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31.12.2003 N 7485-р 01.04.2004 спорное здание передано по акту N 1/327 на баланс и в хозяйственное ведение ФГУП "Почта России", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2007 N 36-АБ 518722.
ФГУП "Почта России" является пользователем объекта культурного наследия, следовательно, с ним должно быть заключено охранное обязательство, обязанность по оформлению которого возложена на Департамент.
Судом области обоснованно установлено, что охранное обязательство в отношении спорного здания с ФГУП "Почта России" не заключалось и Департаментом не оформлялось. При государственной регистрации права собственности на "Доходный дом Чершенина" какие-либо ограничения (обременения) не зарегистрированы.
Какие-либо виды работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения ФГУП "Почта России" не определены и в силу пункта 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ с ним не согласованы.
При этом согласно подпункту "а" пункта 14 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1204 (далее - Положение), в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, а также с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников объектов культурного наследия или пользователей этими объектами и срока устранения выявленных нарушений.
Данное Положение также предполагает обязательное указание в предписании на нарушение охранного обязательства, что означает обязательное его наличие.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что поскольку охранное обязательство с заявителем не было заключено, выдача предписания, обязывающего предприятие в установленные сроки восстановить объект культурного наследия, является необоснованной.
В данном случае судом обоснованно установлено отсутствие в действиях Предприятия нарушений требований охраны и сохранения указанного объекта культурного наследия и оснований для вынесения предписания.
Ссылка в апелляционной жалобе на п. 3 ст. 48 и п. 3 ст. 52 Закона N 73-ФЗ несостоятельна, так как на основании Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанные пункты утратили силу с 22.01.2015, и соответственно, не могли быть приняты судом во внимание на момент вынесения решения.
Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, в том числе и требований пожарной безопасности, указанные должностные лица вправе выдать названному юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу названной нормы выдаваемое органом государственного контроля (надзора) проверенному лицу предписание должно быть реально исполнимым посредством использования способов, не противоречащих действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться тем, что предписание должно содержать сведения о факте нарушения, правовое обоснование (нарушение какого нормативного акта допущено), конкретный срок для устранения нарушения. Предписание должно быть исполнимым. Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований.
В заседании апелляционного суда представитель Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области не обосновал установленного в предписании срока его исполнения (с учетом длительности разработки проекта, его согласования и финансирования) пояснил, что проектной документации на объект культурного наследия регионального значения "Доходный дом Чершенина" в архиве не имеется.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выданное Предприятию предписание не соответствует требованиям ст. 17 Закона N 294-ФЗ, поскольку является неисполнимым и соответственно не отвечает целям устранения нарушения и незаконно возлагает на заявителя указанные в нем обязанности.
В связи с указанными обстоятельствами суд правомерно признал незаконным оспариваемое предписание и удовлетворили требования заявителя.
Ссылки в апелляционной жалобе на судебную практику отклоняются, как не относящиеся к настоящему делу исходя из различия фактических обстоятельств дел.
В данном случае доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2015 по делу N А14-466/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-466/2015
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Департамент культуры и архивного дела Воронежской области
Третье лицо: ТУФА по УГИ в г. Москве