город Самара |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А65-29953/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июля 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2015 года по делу N А65-29953/2014 (судья Андреев К.П.),
по иску открытого акционерного общества "Сетевая компания", г.Казань (ОГРН 1021602830930, ИНН 1655049111),
к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань (ОГРН 1071690010644, ИНН 1660098481),
при участии третьего лица - Яруллин Фанис Рашатович, Апастовский район, с. Чуру- Барышево,
о понуждении заключить краткосрочный договор аренды лесного участка на территории лесного фонда Тюбяк -Чирковсго участкового лесничества квартала N 24, выделы 26,27,
с участием в судебном заседании представителя истца - Хасанова Р.Ф. (доверенность от 30.12.2014),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - истец, ОАО "Сетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - ответчик, Министерство) о понуждении заключить краткосрочный договор аренды лесного участка на территории лесного фонда Тюбяк-Чирковского участкового лесничества квартала N 24, выделы 26, 27.
Определением суда от 19.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Яруллин Фанис Рашатович.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство заключить с ОАО "Сетевая компания" краткосрочный договор аренды лесного участка на территории лесного фонда Тюбяк-Чирковского участкового лесничества квартала N 24, выделы 26,27, примерной площадью 0,038 га, для строительства линии электропередач ВЛ-0,4 кВт.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что испрашиваемый лесной участок необходим ответчику для проведения линии электропередач на лесной участок, предоставленный в безвозмездное пользование Яруллину Ф.Р. для ведения сельского хозяйства (размещение пасеки). Вместе с тем, ни Лесной кодекс РФ, ни Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, ни Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р, не предусматривают строительство линий электропередач на лесном участке, предоставленном для ведения сельского хозяйства.
07.07.2015 в судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик и третье лицо не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
04.03.2011 между Министерством (арендодатель) и Яруллиным Ф.Р. (арендатор) заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком, в соответствии с которым Министерство во временное пользование арендатора предоставило лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0.4 га, местоположение: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, ГБУ "Буинское лесничество", Тюбяк-Чирковское участковое лесничество, квартал 24, выдел 32; кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре): 25900-2011-05.
Согласно пункту 4 договора безвозмездного пользования лесной участок предоставляется для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 для ведения сельского хозяйства (размещение пасеки) для собственных нужд.
В соответствии с подпунктом б пункта 10 договора арендатор вправе размещать на лесном участке ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки.
Арендатор обязан не допускать возведения капитальных строений и сооружений в соответствии с действующим законодательством (пункт 11 договора).
В силу пункта 19 договора, срок его действия с 04.03.2011 по 03.03.2021.
По акту приема-передачи от 04.03.2011 лесной участок передан арендатору.
25.12.2013 между ОАО "Сетевая компания" и Яруллиным Ф.Р. на основании заявки последнего заключен договор N 252-139-13АРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым истец принял на себя обязательства по оказанию услуги технологического присоединения к сетям ОАО "Сетевая компания" объекта третьего лица - "Пасеки", расположенной по адресу: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, ГБУ "Буинское лесничество", Тюбяк - Чирковское участковое лесничество, квартал 24, выдел 32 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 25900-2011-05).
На основании указанного договора истцом подготовлены технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям N 252-139-13 АРЭС от 25.12.2013, согласно которым сетевая организация осуществляет строительство ВЛИ-0,4 кВ от низковольтного щита протяженность 200 метров и разрабатывает проектную документацию.
Также истцом в материалы дела представлен рабочий проект "Строительство участка ВЛ-0,4-10 кВ с реконструкцией ВЛ-0,4 кВ КТП с. Апастово Апастовского района (для пасеки Яруллина Ф.Р.)".
Письмом от 09.06.2014 истец обратился к ответчику с просьбой предоставить часть лесного участка общей площадью 0,038 га в выделах 26, 27 квартала N 24 Тюбяк -Чирковского участкового лесничества ГКУ "Буинское лесничество" в краткосрочную аренду с целью строительства линии электропередач ВЛ-0,4 кВ для технологического присоединения энергопотребителя.
При этом истец исходил из того, что для технологического присоединения к электрическим сетям объекта третьего лица ему необходимо осуществить строительство воздушной линии электропередачи 0,4кВ до объекта третьего лица. Ввиду того, что пасека расположена на лесном участке, находящемся в безвозмездном пользовании третьего лица, внутри лесного массива, строительство ВЛ-0,4кВ до объекта присоединения (пасеки) возможно не иначе как путем прохождения воздушной линии электропередачи через лес.
Письмом от 23.06.2014 ответчик поручил ГКУ "Буинское лесничество" провести с выездом на место обследование на предмет возможности предоставления испрашиваемого участка в аренду.
Согласно акту выбора участка лесного фонда N 5 от 07.07.2014 и акту натурного технического обследования участка лесного фонда N 5 от 08.07.2014, составленным комиссией в составе представителей ГКУ "Буинское лесничество" и истца, выделяемые лесные участки находятся в эксплуатационных лесах на территории Апастовского муниципального района РТ. Возражений и претензий нет, комиссия считает возможным предоставить испрашиваемый участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а именно для строительства ВЛ-0,4 кВ для технологического присоединения энергопотребителя. К актам приложены чертеж участка лесного фонда, схема расположения и границы лесного участка
Согласно справке руководителя ГКУ "Буинское лесничество", земельный участок, испрашиваемый в аренду, не используются другими гражданами и юридическими лицами.
Письмом от 18.07.2014 N 112/1356 истец направил ответчику с целью заключения договора аренды акт выбора участка лесного фонда, акт натурного технического обследования участка лесного фонда, справку и план лесного участка.
Вместе с тем, указанные акты не были утверждены Министерством.
Письмами от 10.09.2014 N 221/1742 и от 27.10.2014 N 223/2045 истец повторно обратился к ответчику с просьбой предоставить лесной участок в аренду с указанием цели такого предоставления.
В ответ на указанные обращения Министерство письмами от 24.09.2014 N 15-7021 и от 19.11.2014 N 15-8137 отказало в предоставлении лесного участка в аренду, указав, что предоставление участка под заявленные цели является незаконным и нецелесообразным, поскольку испрашиваемый лесной участок предоставлен Яруллину Ф.Р. в безвозмездное срочное пользование в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодство) сроком на 10 лет, что имеет временный характер.
Истец, полагая отказ в предоставлении участка лесного фонда в аренду незаконным, поскольку незаключение договора аренды нарушает права и законные интересы истца как сетевой организации, для которой оказание услуги технологического присоединения по договору с третьим лицом обязательно к исполнению, а прохождение ВЛ-0,4кВ через лес является единственной технической возможностью присоединения третьего лица к электрическим сетям, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требование, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования.
На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 45 названного Кодекса.
Частью 1 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 настоящего Кодекса.
На землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов (пункт 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 319).
В силу подпункта "н" пункта 3 Порядка N 319 по договору аренды лесной участок предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Порядка N 319 (пункт 18 Порядка N 319).
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду (пункт 23 Порядка N 319).
В пункте 23 Порядка N 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Данным пунктом установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка: наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях; подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; предоставление заявителем недостоверных сведений; запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Министерства в предоставлении спорного лесного участка в аренду не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца.
В письменных пояснениях третье лицо (Яруллин Ф.Р.) указывает, что электроэнергия ему необходима для использования в бытовых целях для обеспечения охраны пасеки и освещения территории пасеки в ночное время, поскольку лесной участок находится в отдаленности от населенных пунктов.
Договор N 252-139-13АРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 25.12.2013 между истцом и третьим лицом заключен на основании заявки последнего. По условиям данного договора истец, являющийся сетевой организацией, принял на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.
При этом истцом в материалы дела представлены подготовленные им технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям N 252-139-13 АРЭС от 25.12.2013.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), среди прочего, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и определяют особенности порядка заключения и существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый истцом лесной участок необходим истцу для строительства линии электропередач ВЛ-0,4 кВт, строительство которой должно осуществляться в рамках мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения объекта третьего лица к сетям истца.
Соответствующая обязанность истца по технологическому присоединению прямо установлена законодательством об электроэнергетике.
Ссылка ответчика на перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, и перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р, которые не предусматривают строительство линий электропередач на лесном участке, предоставленном для ведения сельского хозяйства, является не обоснованной.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ ведение сельского хозяйства и строительство линейных объектов (в том числе линий электропередач) являются отдельными самостоятельными видами использования лесов. В силу части 2 статьи 25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей.
К ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для цели строительства линии электропередач обратился именно истец, а не третье лицо. При этом цель предоставления лесного участка, которую указывает истец, обусловлена установленной законодательством обязанностью истца по технологическому присоединению и не связывается им с ведением сельского хозяйства третьим лицом на предоставленном ему лесном участке. Строительство линии электропередач на земельном участке третьего лица истцом не предполагается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, у Министерства отсутствовали основания для отказа ОАО "Сетевая компания" в заключении краткосрочного договора аренды лесного участка на территории лесного фонда Тюбяк-Чирковского участкового лесничества квартала N 24, выделы 26,27, примерной площадью 0,038 га, для строительства линии электропередач ВЛ-0,4 кВт., поскольку право Общества на заключение договора обусловлено положениями части 1 статьи 45 ЛК РФ.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2015 года по делу N А65-29953/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29953/2014
Истец: ОАО "Сетевая компания",г.Казань
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Яруллин Фанис Рашатович, Апастовский район, с. Чуру-Барышево