г. Москва |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А41-65367/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Ляшенко Д.И., по доверенности от 08.12.2014 N 40/77,
от заинтересованного лица - Олейник А.П., по доверенности от 25.12.2014,
от третьих лиц:
от МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс" - Терехова О.А., по доверенности от 30.12.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, ООО "Весна" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Томилино на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-65367/14, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина" к администрации муниципального образования городское поселение Томилино, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс", ООО "Весна", о признании незаконным бездействия администрации,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина" (далее - общество, ОАО "НПП "Звезда", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, к администрации муниципального образования городское поселение Томилино с требованиями:
- о признании незаконным отказа администрации муниципального образования городское поселение Томилино (далее - администрация, заинтересованное лицо), выраженного в письме за исх. N 11.1-4/636 от 13.08.2014, от обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества теплотрассы, протяженностью 155,8 м от ДК "Звездный" до ТК-59 сущ., за кадастровым номером 50-50-22/005/2012-030, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г/пос. Томилино, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 3;
- об обязании администрации в течение 30-ти дней с даты вступления с силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества теплотрассы, протяженностью 155,8 м от ДК "Звездный" до ТК-59 сущ., за кадастровым номером 50-50-22/005/2012-030, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г/пос. Томилино, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 3.
Решением от 20 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация муниципального образования городское поселение Томилино обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель администрации указал, что спорная теплотрасса эксплуатируется ДК "Звездный", следовательно, является частью системы теплоснабжения ДК "Звездный", что подтверждается действующим договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 134 от 12.07.2013, заключенным с энергоснабжающей организацией МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс". При таких обстоятельствах данная теплотрасса не может быть признана бесхозяйной, поскольку она присоединена к тепловым сетям, имеющей собственника, доходит и подает тепло в здание ДК "Звездный". Кроме того, обществом подано заявление в суд первой инстанции с пропуском процессуального срока, поскольку ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени Г.И. Северина" в Управление была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.05.2014 N 22/022/2014-239 о зарегистрированных правах заявителя на указанную теплотрассу. Таким образом, датой предполагаемого ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени Г.И. Северина" нарушения его прав и законных интересов является 03.05.2014, следовательно, трехмесячный срок подачи заявления о признании незаконным бездействия администрации истек 03.08.2014. Заявление в Арбитражный суд Московской области было направлено 17.10.2014. Также суд первой инстанции необоснованно удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, поскольку были изменены предмет и основание заявленных требований.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Представитель МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс" поддержал позицию администрации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, ООО "Весна", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "НПП "Звезда" 08.08.2012 обратилось в администрацию с заявлением об отказе от права собственности на объект недвижимости: теплотрассу протяженностью 155,8 м от ДК "Звездный" до ТК-19 сущ., за кадастровым номером 50-50-22/005/2012-030, расположенную по адресу: Московская область, Люберецкий район, г/пос. Томилино, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 3.
Указанная теплотрасса проходит по муниципальным землям, являясь частью единого комплекса тепловых сетей г.п. Томилино.
Постановлением администрации от 18.07.2013 N 287-ПА объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе котельные и тепловые сети, переданы в хозяйственное ведение МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс".
Спорная теплотрасса используется МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс" для поставки теплоносителя в ДК "Звездный", принадлежащий на праве собственности ООО "Весна". Однако, как следует из выписки из ЕГРП от 03.05.2014 право собственности на теплотрассу зарегистрировано за ОАО "НПП "Звезда".
В связи с изложенным 19.05.2014 ОАО "НПП "Звезда" повторно обратилось в администрацию с просьбой произвести все необходимые юридически значимые действия для принятия теплотрассы в муниципальную собственность.
В письме от 13.08.2014 N 11.1-4/636 администрация указала, что в силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, то есть многоквартирных домов и жилых домов, а также социально значимых объектов. Теплотрасса снабжает теплом только один объект - ДК "Звездный", который не является многоквартирным или жилым домом и не относится к объектам социальной инфраструктуры городского поселения Томилино.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа администрации муниципального образования городское поселение Томилино, выраженного в письме за исх. N 11.1-4/636 от 13.08.2014, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Как верно установлено судом первой инстанции, спорный объект недвижимости находится в границах муниципального образования городское поселение Томилино.
В силу пунктов 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пункту 2 приложения 1, подпункту 1 пункта 5 приложения 2 (Классификация опасных производственных объектов) Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для ряда объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установлен III класс опасности как опасных производственных объектов.
Отсутствие собственника тепловых сетей влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности тепловых сетей, и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайной ситуации в силу Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Как следует из материалов дела, ОАО "НПП "Звезда" 08.08.2012 обратилось в администрацию с заявлением об отказе от права собственности на объект недвижимости: теплотрассу протяженностью 155,8 м от ДК "Звездный" до ТК-19 сущ., за кадастровым номером 50-50-22/005/2012-030, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г/пос. Томилино, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 3.
Согласно части 1 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим право подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, поскольку законодательно не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления. Следовательно, органы местного самоуправления в силу требований действующего законодательства и целей, в которых они создаются, обязаны решать вопросы местного значения и принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Порядок принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей на момент обращения заявителя в администрацию был установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
Согласно Положению N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
С 01.01.2015 порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регламентируется приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 701 от 22.11.2013 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что орган местного самоуправления обязан совершить действия по подаче заявления по постановке бесхозяйного имущества на учет в силу возложенных на него законом полномочий.
На основании изложенного необоснованны доводы администрации об отсутствии у нее законных оснований для обращения в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества теплотрассы протяженностью 155,8 м от ДК "Звездный" до ТК-59 сущ., за кадастровым номером 50-50-22/005/2012-030, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г/пос. Томилино, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 3.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности отказа администрации муниципального образования городское поселение Томилино, выраженного в письме за исх. N 11.1-4/636 от 13.08.2014, от обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества теплотрассы, протяженностью 155,8 м от ДК "Звездный" до ТК-59 сущ., за кадастровым номером 50-50-22/005/2012-030, расположенной по адресу: Московская область, Люберецкий район, г/пос. Томилино, рп. Томилино, ул. Гаршина, д. 3.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции правомерно обязал администрацию обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного спорного объекта недвижимого имущества.
Довод администрации о пропуске процессуального срока обращения в суд с заявлением апелляционный суд отклоняет.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, ОАО "НПП "Звезда" 08.08.2012 обратилось в администрацию с заявлением об отказе от права собственности на спорный объект недвижимости. 19.05.2014 ОАО "НПП "Звезда" повторно обратилось в администрацию с просьбой произвести все необходимые юридически значимые действия для принятия теплотрассы в муниципальную собственность.
Отказ администрации от обращения в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии был окончательно выражен в письме от 13.08.2014 N 11.1-4/636.
Таким образом, срок для оспаривания указанного ненормативного правового акта в судебном акте исчисляется с 13.08.2014.
Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании отказа администрации 21.10.2014, что подтверждается соответствующим оттиском штампа Арбитражного суда Московской области, то есть в пределах установленного трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта.
Довод администрации о том, что датой нарушения прав и законных интересов ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени Г.И. Северина", с которой должен исчисляться процессуальный срок, является 03.05.2014 - момент получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах заявителя на спорную теплотрассу, апелляционный суд не принимает, поскольку в настоящем деле общество оспаривает отказ администрации муниципального образования городское поселение Томилино, который выражен в письме за исх. N 11.1-4/636 от 13.08.2014.
Довод заинтересованного лица о том, что принятыми судом первой инстанции уточнениями заявленных требований были изменены предмет и основание заявленных требований, что нарушает статью 49 АПК Российской Федерации, апелляционный суд не принимает.
Первоначально обществом заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации и обязании администрацию обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного спорного объекта недвижимого имущества. Как указано в заявлении общества, требования основаны на незаконности позиции администрации, выраженной в письме от 13.08.2014 за исх. N 11.1-4/636.
В рамках уточненных требований общество просит признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме за исх. N 11.1-4/636 от 13.08.2014, от обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества теплотрассы.
Между тем, и бездействие, и отказ администрации выражены в письме за исх. N 11.1-4/636 от 13.08.2014, соответствие действующего законодательству которого было проверено судом в рамках настоящего дела.
На основании изложенного апелляционный суд не находит основания для удовлетворения жалобы администрации муниципального образования городское поселение Томилино, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2015 по делу N А41-65367/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65367/2014
Истец: ОАО "Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г. И. Северина"
Ответчик: Администрация муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области
Третье лицо: МУП "Томилинский Коммунальный Комплекс", ООО "Весна", Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, УФРС по МО, Администрация муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области