г. Самара |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А65-317/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 14 июля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам - извещен, не явился,
от АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2015 г. по делу N А65-317/2015 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921), г. Москва,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, г. Казань,
АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани", г. Казань,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности", (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее ответчик) о признании незаконным решения по жалобе N ТО4-183/2014 от 14.10.2014 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2015 г. по делу N А65-317/2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчику поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, а также заказчика - АНО "Исполнительная дирекция "Казань 2013 г." при проведении запроса предложений от 25.09.2014 г. (N 281) на оказание услуг по страхованию автомобилей по программам: КАСКО и ОСАГО.
В ходе проверки обоснованности жалобы антимонопольным органом было установлено, что извещение о проведении запроса предложений: N 287, наименование закупки "Оказание услуг по страхованию автомобилей по программам: КАСКО и ОСАГО", было размещено на официальном сайте Управления государственных закупок Республики Татарстан 25.09.2014 г. Организатор торгов - Управление государственных закупок Республики Татарстан. Форма торгов - запрос предложений.
Заявитель в жалобе указал, что его заявке было неправомерно присвоено 0 баллов по критерию "Срок осуществления страховой компенсации не более 30 календарных дней с момента получения полного комплекта документов".
Ответчик, рассмотрев жалобу заявителя по настоящему делу, признал ее необоснованной, о чем вынес решение от 13.10.2014 г. по делу N Т04-183/2014.
Заявитель считает, что ответчиком при признании его жалобы необоснованной неправомерно не было учтено, что комиссия, осуществляющая расчет итогового рейтинга, необоснованно лишила заявителя баллов по критерию "Срок осуществления страховой компенсации не более 30 календарных дней с момента получения полного комплекта документов".
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в результате принятия оспариваемого акта.
В настоящее время порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции N 135-ФЗ от 26.07.2006.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 названной статьи действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Отношения, связанные с размещением настоящего заказа регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ( далее по тексту - закон о закупках).
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, в целях эффективного размещения заказов для нужд АНО "Исполнительная дирекция "Казань 2013 г" путем проведения закупочных процедур, между АНО "Исполнительная дирекция "Казань 2013 г" и Управлением государственных закупок Республики Татарстан заключено Соглашение о взаимодействии при осуществлении закупочной деятельности от 04 октября 2012 года.
В соответствии с указанным Соглашением, Управление государственных закупок Республики Татарстан по заявке АНО "Исполнительная дирекция "Казань 2013 г." осуществляет размещение соответствующих заказов.
Порядок и способы размещения заказов определяются Регламентом размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд АНО "Исполнительная дирекция "Казань 2013 г" (далее - Регламент).
В соответствии с Регламентом, под запросом предложений понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте Уполномоченного органа извещения о проведении запроса предложений и победителем в проведении запроса предложений признается участник размещения заказа, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товарах, работах, услугах.
В соответствии с разделом 4 Регламента Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте извещение о проведении запроса предложений, на срок, указанный Заказчиком в заявке на закупку, но не менее чем за три дня до дня истечения срока представления предложений.
Согласно разделу 5 Регламента, любой участник размещения заказа вправе подать только одно предложение, внесение изменений в которое не допускается.
Разделом 6 Регламента установлено, что комиссия Уполномоченного органа не рассматривает и отклоняет предложения, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений, или в предложении цена товаров, работ, услуг, превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса предложений.
Исходя из смысла раздела 6 Регламента, комиссия Уполномоченного органа не рассматривает и отклоняет предложения в двух случаях: - если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений; - если в предложении цена товаров, работ, услуг, превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса предложений.
Доводы заявителя о том, что заявке КФ ОАО "СОГАЗ" было неправомерно присвоено 0 баллов по критерию "Срок осуществления страховой компенсации не более 30 календарных дней с момента получения полного комплекта документов", обоснованно были отклонены антимонопольным органом при рассмотрении жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, процедура запроса предложений, осуществляемая Государственным комитетом для Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани" (далее - Заказчик), проведена на основании Соглашения о взаимодействии при осуществлении закупочной деятельности.
На официальном сайте Государственного комитета размещено извещение о проведении запроса предложений, предметом которого является право заключения договора на оказание услуг по страхованию автомобилей по программам: КАСКО и ОСАГО для нужд Заказчика.
Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений N 281 от 30.09.2014 г., на участие в закупке было подано 5 заявок, следующих страховых компаний: ОАО "СОГАЗ"; ОАО "НАСКО"; ОАО "САК "Энергогарант"; ЗАО "СК "ДАР"; ОАО "АльфаСтрахование".
По итогам рассмотрения заявок победителями признаны страховые компании ОАО "АльфаСтрахование" ( по лоту N 1) и ОАО "Наско" (по лоту N 2), что подтверждается протоколом N281 от 30.09.2014 г. как предложившим лучшие условия исполнения договора, в том числе представив Правила с указанием 30 календарных дней.
В отношении заявок ОАО "САК"Энергогарант" и ЗАО "СК "ДАР" было принято решение об их отклонении по причине несоответствия требованиям документации запроса предложений.
Заявителю было присвоено второе место по обоим лотам.
В соответствии с разделом "Критерии оценки предложений участников закупки", а также п.2.2 Информационной карты одним из критериев оценки заявок участников закупки является "Срок осуществления страховой компенсации не более 30 календарных дней с момента получения полного комплекта документов (выписка из правил страхования)".
Оценка заявок по вышеуказанному критерию оценивается: наличие подтверждающего документа (подтверждается предоставлением выписки из правил страхования подтверждающие, что срок осуществления страховой компенсации не более 30 календарных дней с момента получения полного комплекта документов составляет 10 баллов; непредставление документа - 0 баллов.
Участником закупки в составе заявки представлено согласие на оказание услуг в пределах 30 календарных дней.
Из материалов дела следует, что оформляя заявку на участие в запросе предложений заявитель указал о возможности выплаты компенсации по страховым случаям в срок, не превышающий 30 календарных дней, в связи с чем была сделана запись в самой заявке. Между тем, в рассматриваемом случае, заявителем представлена выписка из Правил страхования средств транспорта и гражданской ответственности Открытого акционерного общества "СОГАЗ" от 02.12.1993 года, регламентирующих правила оказания услуг по страхованию.
В разделе 12 вышеуказанный выписки предусмотрены страховые выплаты после получения всех необходимых документов и сведений, предусмотренных п.п. 12.1-12.2 настоящих Правил: если Страхователем (Выгодоприобретателем) выбран вариант страховой выплаты п. 12.5.1 "а" настоящих Правил ("по калькуляции затрат Страховщика"), то Страховщик обязан при принятии решения о признании случая страховым оформить страховой акт и произвести выплату в течение 30 рабочих дней с даты получения от Страхователя (Выгодоприобретателя), компетентных органов, экспертных организаций последнего из необходимых документов, предусмотренных п.п. 12.1 и 12.2 настоящих Правил ( п.12.4.1); если Страхователем (Выгодоприобретателем) выбран вариант страховой выплаты согласно п. 12.5.1 "б" настоящих Правил ("ремонт на СТОА Страховщика"), то Страховщик обязан при принятии Страховщиком решения о признании случая страховым выдать Страхователю (Выгодоприобретателю) направление на ремонт в течение 30 рабочих дней с даты получения от Страхователя (Выгодоприобретателя) компетентных органов, экспертных организаций последнего из необходимых документов, предусмотренных п.п. 12.1 (кроме подпункта 12.1.8) и 12.2 настоящих Правил. Оформление страхового акта и производство страховой выплаты путем ее перечисления СТОА за выполненный ремонт осуществляется в течение 30 рабочих дней с даты получения Страховщиком от СТОА документов, подтверждающих выполненный ремонт и его стоимость ( п.12.4.2); если Страхователем (Выгодоприобретателем) выбран вариант страховой выплаты согласно п. 12.5.1 "в" настоящих Правил ("ремонт на СТОА Страхователя (Выгодоприобретателя)"), то Страховщик обязан при принятии решения о признании случая страховым согласовать Страхователю (Выгодоприобретателю) предварительный заказ-наряд или счет за ремонт данного транспортного средства в течение 30 рабочих дней с даты получения от Страхователя (Выгодоприобретателя), компетентных органов, экспертных организаций последнего из необходимых документов, предусмотренных п.п. 12.1 (кроме документов, подтверждающих фактически выполненный ремонт) и 12.2 настоящих Правил.ъ
Оформление страхового акта и производство страховой выплаты за выполненный ремонт осуществляется: а) в течение 30 рабочих дней с даты получения Страховщиком документов, подтверждающих выполненный ремонт, его стоимость и факт оплаты ремонта Страхователем (Выгодоприобретателем). При этом страховая выплата производится Страхователю (Выгодоприобретателю), понесшему документально подтвержденные расходы на ремонт транспортного средства; б) только в случае, если это особо предусмотрено в договоре страхования - в течение 30 дней с даты получения Страховщиком документов, подтверждающих выполненный ремонт и счетов СТОА Страхователя (Выгодоприобретателя). При этом страховая выплата производится путем перечисления на счет СТОА Страхователя (Выгодоприобретателя) на основании выставленного счета ( п.12.4.3); если событие не признано страховым случаем или принято решение об отказе в страховой выплате, Страховщик направляет письмом в адрес лица, обратившегося за выплатой, обоснование принятого решения в течение 30 рабочих дней с даты получения от Страхователя (Выгодоприобретателя), компетентных органов, экспертных организаций последнего из необходимых документов, предусмотренных п.п. 12.1 и 12.2 настоящих Правил ( п.12.4.4).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в данных Правилах какие-либо исключения не предусмотрены, Открытое акционерное общество "СОГАЗ" вправе производить страховые выплаты исключительно в срок не более 30 рабочих дней с момента получения полного комплекта документов о страховом случае.
В соответствии с разделом "Рассмотрение заявок на участие в запросе предложений" Комиссия не рассматривает и отклоняет предложения, в случае если они не соответствуют требованиям, установленным в информационной карте запроса предложений, или в предложении цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, а также максимальный срок оказания услуг, услуг указанных в извещении о проведении запроса предложений.
В рассматриваемом случае заявке заявителя по критерию "Срок осуществления страховой компенсации не более 30 календарных дней с момента получения полного комплекта документов" было присвоено 0 баллов, поскольку согласно представленной выписке из правил страхования ОАО "СОГАЗ", срок осуществления страховой компенсации составляет 30 рабочих дней, что не соответствует требованиям заказчика.
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Согласно ст. 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Поскольку в состав закупочной документации также входило техническое задание, содержащее требование к сроку осуществления выплаты страховой компенсации, неисполнение указанного требования обоснованно признано несоответствующей условиям оферты.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в связи с тем, что оказание услуг участником закупки по данному критерию не может осуществляться в срок не более 30 календарных дней, а в случае признания заявителя победителем он был вправе в соответствии с Правилами производить оплаты в течение 30 рабочих дней, Комиссией по осуществлению закупок по данному критерию правомерно Открытому акционерному обществу "СОГАЗ" баллов не присвоено.
В данном случае с учетом специальной нормы, закрепленной в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, у заявителя отсутствовало право на обращение с жалобой в антимонопольный орган, а последний не выявил оснований для возбуждения антимонопольного производства в порядке, установленном главой 9 Закона N 135-ФЗ.
Учитывая, что ответчик действовал в соответствии с законом в пределах предоставленных ему полномочий, отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого заявителем решения не законным, поскольку оно соответствуют положениям Закона N 223-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения - апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2015 г. по делу N А65-317/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-317/2015
Истец: ОАО "Страховое общество газовой промышленности", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
Третье лицо: АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года г. Казани", г. Казань, Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, г. Казань, Одинадцатый арбитражный апелляционный суд