г. Москва |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А40-21493/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ г.Москвы "АМПП" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.04.2015 по делу N А40-21493/2015 (94-167), принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ГКУ г.Москвы "АМПП"
к Департаменту природопользования и органы окружающей среды г.Москвы
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Хакулов К.М. по дов. от 02.03.2015; |
от ответчика: |
Кузяев К.В. по дов. от 12.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение г.Москвы "Администратор московского парковочного пространства" (далее - ГКУ г.Москвы "АМПП", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее - Мосприрода, ответчик) от 12.12.2014 N 0703-292/14, принятого в связи с привлечением заявителя к административной ответственности по ст.4.42 КоАП г.Москвы и назначением ему административного наказания в виде штрафа - 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.04.2015 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях ГКУ г.Москвы "АМПП" события и состава вмененного правонарушения, признав порядок, процедуру и срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГКУ г.Москвы "АМПП" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны. Считает, что представленные административным органом доказательства не способны подтвердить в установленном законом порядке факта наличия события и состава вменяемого ему правонарушения. Полагает, что является ненадлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку земельный участок использовался третьими лицами.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также указанные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела,13.05.2014 Тимирязевской межрайонной прокуратурой г.Москвы совместно с Мосприродой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства земельном участке с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Ижорская, вл.17-19, предоставленного заявителя по условиям заключенного с ним Договора аренды земельного участка от 05.09.2013 N М-09-606705 (сроком действия до 23.08.2014).
В ходе проверочного мероприятия было установлено. что обозначенный земельный участок площадью 17 428 кв.м. предоставлен ГКУ г.Москвы "АМПП" в безвозмездное срочное пользование для целей эксплуатации плоскостной стоянки. Вместе с тем, пользователем земельного участка в установленном законом порядке не организованно место складирование отходов производства и потребления, сбор отходов производится с грунтовой поверхности данного земельного участка, часть отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков, бункер для хранения отходов производства и потребления не имеет ограждения.
В связи с установлением факта нарушения заявителем требований природоохранного законодательства, 22.08.2014 и.о. Тимирязеского межрайонного прокурора г.Москвы было принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с направлением собранных в ходе проверки доказательств для рассмотрения и принятия решения должностными лицами Мосприроды.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностные лица Мосприроды пришли к выводу о нарушении требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды именно ГКУ г.Москвы "АМПП", что послужило основанием принятия оспариваемого постановления от 12.12.2014 N 0703-292/14, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.42 КоАП г.Москвы с назначением в качестве наказания административного штрафа в размере 150 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения в связи со следующим.
Статьей 4.42 КоАП г.Москвы установлена ответственность за несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу положений ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Таким образом, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается лицами, только специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" отходы допускается временно хранить в специально оборудованных местах. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями (п.3.7).
Выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений (п.4.1). Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия (п. 4.4). Согласно п.4.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками.
Согласно ч.3 ст.8 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состоят отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП утверждены Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями города Москвы на занимаемых участках. Временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Однако в нарушение вышеприведенных требований и норм, ГКУ г.Москвы "АМПП" в установленном законом порядке не организованно место складирование отходов производства и потребления.
В соответствии с нормами ч.1-2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт совершения указанного правонарушения ГКУ г.Москвы "АМПП", равно как и наличия вины заявителя в его совершении. У заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.4.42 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Представленные ответчиком и приобщенные к делу доказательства согласуются между собой и не вызывают у коллегии обоснованных сомнений в их достоверности, указывая на наличие события и состава вменяемого заявителю правонарушения.
Довод ГКУ г.Москвы "АМПП"о том, что его нельзя рассматривать в качестве надлежащего субъекта вменяемого ему правонарушения с учетом наличия доказательств его использования третьим лицами апелляционный суд признает несостоятельным и подлежащим отклонению.
В момент выявления правонарушения спорный земельный участок фактически эксплуатировался ГКУ г.Москвы "АМПП" по условиям заключенного с ним Договора аренды земельного участка от 05.09.2013 N М-09-606705 (сроком действия до 23.08.2014).
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, подобные действия ГКУ г.Москвы "АМПП", содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.4.42 КоАП г.Москвы.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд не усматривает нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10.
Оспариваемое постановление, равно как и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами Прокуратуры и Мосприроды с учетом соблюдения требований ст.28.4 КоАП РФ и Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП при наличии доказательств надлежащего извещения ГКУ г.Москвы "АМПП" о времени и месте их оформления.
С учетом требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной ст.4.42 КоАП г.Москвы с учетом таких критериев оценки как: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ГКУ г.Москвы "АМПП", а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления Мосприроды действующему законодательству, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ГКУ г.Москвы "АМПП" требований является обоснованным и правомерным.
Доводы подателя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права не нашли своего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства. Ошибочных выводов суда первой инстанции апелляционной коллегией не установлено, судом первой инстанции применены те положения закона, которые необходимы для обоснования конкретных выводов по данному спору. Обжалуемое решение по настоящему делу следует признать законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, апелляционную жалобу заявителя следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, установленных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.04.2015 по делу N А40-21493/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21493/2015
Истец: ГКУ Администратор Московского парковочного прастранства, ГКУ г. Москвы "Администратор Московского парковочного пространства"
Ответчик: Департамент природопользования и ораны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы