г. Саратов |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А12-34741/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2015 года по делу N А12-34741/2014 (судья Сапронов В.В.)
по иску Управления Федеральной службы по надзоре в сфере природопользования по Волгоградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" (404211, Волгоградская обл., с. Старая Полтавка, ул. Степная, 5 ОГРН 1073454002181; ИНН 3429031805)
третьи лица:
открытое акционерное общество "Старополтавское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства" (404211, Волгоградская обл., Старополтавский р., с. Старая Полтавка, ул. Степная, 15, ОГРН 1093454000232; ИНН 3429032076);
Администрация Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (Волгоградская область; Старополтавский район, с. Старая Полтавка, ул. Центральная, д. 98),
о взыскании 4 448 232,44 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" Яхина Фяхтия Александровна по доверенности N 1 от 01.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Волгоградской области (далее Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" (далее ООО "Энергомонтаж", общество, ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 4 448 232,44 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2015 года исковое требование удовлетворено.
ООО "Энергомонтаж", не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что деятельность по накоплению отходов лицензированию не подлежит, а общество в 2013 году размещением отходов не занималось. Заявитель также полагает, что предмет договоров от 01.01.2013, 01.02.2013 не определен.
В судебном заседании представитель ООО "Энергомонтаж" поддержал свою правовую позицию, дал пояснения.
Открытое акционерное общество "Старополтавское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства" направило в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, которое судебной коллегией удовлетворено.
Представители истца, третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 в связи с нахождением судьи Никитина А.Ю. произведена замена судьи Никитина А.Ю. на судью Антонову О.И. для рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Энергомонтаж".
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Двенадцатый арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Старополтавское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства" (далее ОАО "Старополтавское МПОКХ") имеет лицензию от 24.09.2010 N ОП-39-002049(34) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности являются организациями, оказывающими услуги по принятию и размещению отходов производства и потребления.
Между ОАО "Старополтавское МПОКХ" (заказчик) и ООО "Энергомонтаж" (подрядчик) 01.01.2013, 01.02.2013 заключены договоры N 3 и N 105 соответственно, по условиям которых подрядчик принимает на себя обязательства по размещению на свалке Старополтавского сельского поселения твердых бытовых отходов (далее ТБО), поставляемых заказчиком.
Истец направил в адрес ответчика требование от 07.07.2014 N 3428 в пятнадцатидневный срок погасить образовавшуюся задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, а также полагая, что ООО "Энергомонтаж" как специализированная организация, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую ответчик в добровольном порядке не вносил, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что решение подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" также установлено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации от 20.05.2013 N259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" Управление наделено полномочиями администратора доходов, и за ним закреплены источники доходов федерального бюджета согласно приложению 2 - плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу статьи 12 Закона N89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, с учетом анализа положений экологического законодательства деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 03.2012 N 0309 Администрация Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области передала в безвозмездное пользование ООО "Энергомонтаж" площадку для временного размещения ТБО.
Судом установлено, что в 2013 году на основании заключенных договоров с ОАО "Старополтавское МПОКХ" ООО "Энергомонтаж" оказывало услуги по размещению ТБО, принадлежащих заказчику, на свалке Старополтавского сельского поселения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции определением от 07.05.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе было отложено. Данным определением судебная коллегия обязала ОАО "Старополтавское МПОКХ" представить договоры на сбор отходов у организаций и населения для дальнейшего их размещения на свалке Старополтавского сельского поселения, а также пояснения в обоснование класса опасности собираемых и размещаемых на данной свалке отходов.
ОАО "Старополтавское МПОКХ" представило в суд апелляционной инстанции договоры на вывоз ТБО, заключенные с юридическими лицами и населением, по условиям которых ОАО "Старополтавское МПОКХ" обязалось оказывать услуги по вывозу ТБО 4 и 5 класса опасности, которые не являются новыми доказательствами, поскольку известны лицам, участвующим в деле, и исследованы судебной коллегией наряду с другими представленными в материалы дела доказательствами.
Статьей 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с части 2 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
Предусмотренное пунктом 16 Порядка заполнения раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления", утвержденного Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов.
Такие договоры предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.
Согласно представленной в материалы дела лицензии от 24.09.2010 N ОП-39-002049(34) ОАО "Старополтавское МПОКХ" предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1- 4 класса опасности на срок от 24.09.2010 до 24.09.2015.
Организации, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, не являются природопользователями, но они могут принять на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, в результате деятельности которых образовались отходы. В этом случае, если плата за размещение отходов не включена в тарифы, перечислить ее в бюджет должна непосредственно организация, осуществляющая сбор и транспортировку таких отходов.
При этом лицом, размещающим отходы, согласно Письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления", является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).
В соответствии с представленным в суд апелляционной инстанции письмом от 20.05.2015 N 4952 (вх.N 916/2015 от 21.05.2015) Управление не располагает информацией о структуре тарифа за размещение ТБО в рамках заключенных ответчиком договоров.
Вместе с тем согласно имеющемуся в материалах дела письму от 11.03.2014 N 1100, направленному Управлением в адрес ОАО "Старополтавское МПОКХ" (т.1 л.д.40), Управление для проверки правильности начислений по плате за негативное воздействие последним на окружающую среду просило представить, в том числе перечень организаций, передавших отходы для размещения.
Согласно части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08 определена правовая позиция по вопросу о субъектах, которые в силу Закона N7-ФЗ могут признаваться плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также дано толкование норм Закона N 89-ФЗ в части размещения отходов.
По смыслу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08 деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.
Как указано выше в процессе осуществления деятельности юридических лиц и населения образуются твердые бытовые отходы, на вывоз и размещение которых ими заключены договоры с ОАО "Старополтавское МПОКХ", как с организацией, осуществляющей специализированную деятельность по размещению отходов производства и потребления. Все образованные отходы переданы ОАО "Старополтавское МПОКХ" в соответствии с заключенными в 2013 году договорами. Следовательно, в 2013 году ОАО "Старополтавское МПОКХ" осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов, принадлежащих указанным лицам.
Поскольку деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Энергомонтаж" в силу Закона N 7-ФЗ, Закона N 89-ФЗ не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляет размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона.
При данных обстоятельствах у надзорного органа не имелось оснований для предъявления иска о взыскании с ООО "Энергомонтаж" спорной суммы платежей.
Апелляционная инстанция считает, что в данном случае иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у ООО "Энергомонтаж" обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и о правомерности заявленного Управлением требования, поскольку доказательств осуществления ООО "Энергомонтаж" деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
С учетом изложенного решение подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права. В иске следует отказать.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в порядке норм статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2015 года по делу N А12-34741/2014 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзоре в сфере природопользования по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" (ОГРН 1073454002181) судебные расходы за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34741/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: ООО "Энергомонтаж"
Третье лицо: Администрация Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, Муниципальное образование Старополтавское сельское поселение, ОАО "СТАРОПОЛТАВСКОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", ОАО "Старополтавское МПОКХ"