г. Самара |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А65-27556/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 14 июля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2015 г. по делу N А65-27556/2014 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее ответчик) о признании незаконным решения по делу N 05-164/2014 от 10.09.2014 г. в части признания ООО "Росгосстрах" занимающим доминирующее положение на рынке обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) в границах Республики Татарстан, нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части издания и реализации приказа N 386 хк от 14.06.2013 г., ограничившего количество подразделений в филиалах Страховщика для урегулирования убытков по ОСАГО лиц, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах" по ОСАГО (в том числе на территории Республики Татарстан), результатом чего явилось ущемление интересов лиц, застрахованных в иных страховых компаниях, в связи с направлением их за возмещением убытков по ОСАГО причиненных страхователями ООО "Росгосстрах", в конкретное (единственное по филиалу) определенное приказом подразделение (по Республике Татарстан - ПУУ в г. Чистополь); передачи материалов дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения по фактам, указанным в Решении по делу N05-164/2014, административного производства, незаконными и отмене, как не соответствующие законодательству.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2015 г. по делу N А65-27556/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы (исх.N АК/18278/14 от 6.05.2014 г.) поступила копия обращения Центрального банка РФ по вопросу необоснованного отказа обособленными подразделениями (филиалами) ООО "Росгосстрах" в принятии к рассмотрению заявлений граждан о выплате страховых возмещений по договорам ОСАГО (в том числе на территории Республики Татарстан).
Указанным письмом ФАС России передала полномочия Татарстанскому УФАС России на рассмотрение обращения Центрального банка РФ на подведомственной территории и принятие мер, предусмотренных антимонопольным законодательством.
К представленным материалам приложены копия письма - ответа ООО "Росгосстрах" в адрес Межрегионального управления Службы банка России в Волго-камском регионе (от 14.03.2014 г. исх.N 5271/26), в котором изложена позиция ООО "Росгосстрах" (г. Москва) по сложившейся ситуации, а также копия приказа ООО "Росгосстрах" N 386хк от 14.06.2013 г. "О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО", копия обращения гр. Нигматзянова А.Р. в Генеральную прокуратуру РФ, копии обращений гр. Ахметова И.М. и Гарифзянова Р.А. в ООО "Росгосстрах" на незаконные действия ООО "Росгосстрах", выразившиеся в отказе в приеме к рассмотрения заявлений о выплате возмещения ущерба, причиненного им в ДТП лицом, чья ответственность застрахована в ООО "Росгосстрах, по месту обращения потерпевшего. При этом, согласно заявлениям, сотрудники ООО "Росгосстрах" указали, что гражданам по вопросам страховых выплат следует обращаться со всеми документами в пункт урегулирования убытков Филиала ООО "Росгосстрах", расположенный в г. Чистополь, ул.40 лет Победы, д.35А.
Татарстанским УФАС России был проведен анализ рынка услуг ОСАГО в географических границах Республики Татарстан за 2013 год, по результатам которого установлено наличие доминирующего положения ООО "Росгосстрах" (в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в РТ) с долей 22,1%.
Усмотрев в действиях ООО "Росгосстрах" признаки нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N 05-164/2014 по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 05-164/2014 антимонопольным органом 10.09.2014 г. было принято решение о признании заявителя нарушившим ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части издания и реализации приказа N 386хк от 14.06.2013 г., ограничившего количество подразделений в филиалах страховщика для урегулирования убытков по ОСАГО лиц, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах" по ОСАГО (в том числе на территории РТ), результатом чего явилось ущемление интересов лиц, застрахованных в иных страховых компаниях, в связи с направлением их за возмещением убытков по ОСАГО, причиненных страхователями ООО "Росгосстрах", в конкретное (единственное по филиалу) определенное приказом подразделение по РТ -ПУУ в г.Чистополь), а также в связи с отказом в принятии к рассмотрению заявлений о выплате страховых возмещений в иных подразделениях (ППУ/МРЦУУ/РЦУУ), расположенных на подведомственной Филиалу ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан территории.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что антимонопольным органом сделан необоснованный вывод о том, что ООО "Росгосстрах" доминирует на рынке ОСАГО в Республике Татарстан, а также, что рассматриваемые действия (издание приказа N 386хк от 14.06.2013 г.) следуют из наличия у субъекта доминирующего положения, также заявитель указал, что согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат, то есть в каждом субъекте РФ только одного представителя.
Как установлено в части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения иной финансовой организации утверждается Правительством Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года N 359 "Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением, кредитной организации)" доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц. С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
До возбуждения данного дела Татарстанским УФАС России был проведен, анализ рынка ОСАГО в границах Республики Татарстан за 2013 (аналитический отчет приобщен к материалам дела, дата составления аналитического отчета - 30 мая 2014 года).
В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования; определение продуктовых и географических границ рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема рынка и долей хозяйствующих субъектов; определение уровня концентрации рынка; определение барьеров входа на рынок и оценка состояния конкурентной среды; составление аналитического отчета.
Согласно пунктам 4-6 Правил установления: доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.07 г. N 359, установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется путем определения ее доли в Границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.
Установление доминирующего положения финансовой организации включает в себя следующие этапы: установление сферы обращения финансовой услуги; определение объема финансовых услуг и долей финансовых организаций; становление наличия условий признания доминирующим положения финансовой организации.
Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях становления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен оставлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет шее чем один год.
Согласно ст. 10 ФЗ об ОСАГО срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых предусмотрены иные сроки действия такого договора.
Последние статистические данные об объемах рынка ОСАГО на период проведения анализа рынка были доступны за 2013 год. Согласно представленным материалам неправомерные действия ООО "Росгосстрах", содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, имели место в 2013 - 2014 г.г. В этой связи, учитывая вышеизложенное, а также цель исследования, доступность формации, временной период исследования был определен как 2013 год.
Продуктовые границы рынка определены путем установления вида финансовой услуги, не имеющей замены в соответствии с Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 359.
Статьей 2 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" предусмотрено, что страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований пря наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
В соответствии со ст. 3 указанного закона страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 11 ФЗ о страховании указано, что страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, в том числе наличия франшизы и ее размера в соответствие с условиями страхования.
Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательной страхования.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) определены специальным Федеральным законом - ФЗ об ОСАГО в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств.
Статья 1 ФЗ об ОСАГО определяет договор ОСАГО как договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договори плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
Страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Согласно ст. 6 ФЗ об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
Согласно ст. 3 ФЗ об ОСАГО одним из основных принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств. Статья 4 ФЗ об ОСАГО предусматривает обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности.
Порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО устанавливается Правительством РФ в правилах обязательного страхования. В соответствии со ст. 8 ФЗ об ОСАГО государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом (до внесения изменений в Закон об ОСАГО - Правительством РФ).
Согласно ст. 15 ФЗ об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров ОСАГО, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Договор ОСАГО заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
При заключении договора ОСАГО страховщик вручает страхователю страховой полис, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Бланк страхового полиса ОСАГО является документом строгой отчетности.
Исходя из вышеизложенных положений действующего законодательства, ОСАГО является особым видом страхования, на который страховщику выдается специальная лицензия.
В соответствии с Федеральным Законом от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" ООО "Росгосстрах" имеет лицензии Федеральной службы страхового надзора на осуществление страхования СN 0977 50 (01-23), в том числе ОСАГО.
ОСАГО является обязательным видом страхования для определенного круга страхователей - владельцев транспортных средств. Цена услуги ОСАГО (страховые тарифы, их структура и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии) устанавливаются Банком России (в прежней редакции Закона - Правительством РФ). Рассматриваемый товар (услуга ОСАГО) не может быть заменен иным товаром (услугой).
Согласно ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка антимонопольным органом определены как страховая услуга по ОСАГО.
Географические границы товарного рынка - территория, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности (или экономической целесообразности) за ее пределами.
Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где зарегистрировано транспортное средство.
Пунктом 2 страховых тарифов по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739, предусмотрены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства.
Таким образом, географические границы рынка ОСАГО напрямую связаны с территорией регистрации/использования транспортного средства страхователем, территорией регистрации страхователя.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОСАГО страховщик обязан иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат. Представитель страховщика в субъекте РФ (далее - представитель страховщика) - обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте РФ, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком.
ООО "Росгосстрах" имеет действующий Филиал ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан, который осуществляет страховую деятельность на территории республики.
Все жалобы физических лиц, ставшие поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и проведения анализа рынка, поступили от граждан Республики Татарстан на действия представителей ООО "Росгосстрах", расположенных в разных районах республики.
Соответственно в рассматриваемом случае географическими границами рынка ОСАГО являются границы Республики Татарстан.
Состав участников рынка определяется продавцами и покупателями товара (в рассматриваемом случае страховой услуги ОСАГО). По официальным данным, размещенным на сайте Службы Банка России по финансовым рынкам (с марта 2014 г. - ЦБ РФ) "Сведения о страховых премиях по субъектам Российской Федерации по видам страхования в разрезе страховщиков" за 2013 год, в географических границах рынка ОСАГО на территории Республики Татарстан осуществляли деятельность по оказанию страховых услуг ОСАГО около 40 страховых организаций, таких как ООО "Росгосстрах", ООО СГ" АСКО", СОАО "ВСК", ОАО "Альфа-страхование", ОАО СГ "МСК", ОАО СК "Альянс", СК "Итиль", СК "Чулпан", ООО "СК "Согласие" и др.
В качестве страхователей ОСАГО выступают физические и юридические лица. Согласно п/п "б" п. 7 Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) (утв. постановлением Правительства РФ от 09.07.2007 N 359) в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, является объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.
В соответствии с п. 9 указанных Правил доля финансовой организации на рынке определяется исходя из отношения объема финансовых услуг определенного вида, оказанных ею, в натуральном и (или) стоимостном выражении, к общему объему финансовых услуг данного вида, оказанных в границах рынка.
Таким образом, объем рынка определен как объем финансовой (страховой) услуги ОСАГО в стоимостном выражении (объем страховых премий).
Официальные данные об объеме рынка в денежном выражении и долях участников рынка размещены на официальном Интернет-сайте www.cbr.ru.
Согласно проведенному анализу доля ООО "Росгосстрах" (в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан) на рынке ОСАГО в границах Республики Татарстан в 2013 году составила 22,1%, то есть доля ООО "Росгосстрах" (в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан) на рынке ОСАГО является наибольшей по сравнению с другими страховыми компаниями. При этом Филиал ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан располагает наиболее развитой сетью офисов на территории республики.
Таким образом, ООО "Росгосстрах" (в лице Филиала в РТ) занимает доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Республики Татарстан.
Антимонопольным органом по результатам анализа был составлен Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг ОСАГО в границах Республики Татарстан за 2013 год.
Результаты проведенного анализа товарного рынка в форме Аналитического отчета были направлены в адрес ООО "Росгосстрах" исх. N РБ-05/9272 от 04.07.2014 г. В указанном письме ООО "Росгосстрах" было предложено представить в Татарстанское УФАС России возражения по поводу проведенного анализа рынка. Письменных возражений от Общества не поступило.
Более того, согласно ранее проведенному Татарстанским УФАС России анализу рынка ОСАГО за 2011 год и 2012 год было установлено, что и в указанный период ООО "Росгосстрах" (в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан) неизменно занимало долю на рынке ОСАГО в границах Республики Татарстан более 20% (в 2011 году - 32%, в 2012 году - 30%), то есть доля ООО "Росгосстрах" (в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан) на рынке ОСАГО является наибольшей по сравнению с другими страховыми компаниями.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к правильному выводу, что ООО "Росгосстрах" занимает доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуги ОСАГО. Соответственно, на ООО "Росгосстрах" распространяются ограничения и запреты, установленные статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Вывод суда первой инстанции соответствует правой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.04.2015 г. по делу А65-15037/2014, в котором заявитель путем заключения мирового соглашения признал злоупотребление им доминирующим положением на территории Республики Татарстан.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что граждане (Нигматзянов А.Р., Ахметов И.М., Гарифзянов И.М.), являющиеся страхователями иных страховых компаний по ОСАГО, обратились в подразделения Филиала ООО "Росгосстрах" в Республики Татарстан, расположенные в г. Казань и г. Азнакаево (по месту совершения ДТП), с заявлениями о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО в связи с наступлением страхового случая, где им было отказано в принятии документов к рассмотрению и рекомендовано обратиться в пункт урегулирования убытков в г. Чистополь.
Данную позицию ООО "Росгосстрах" излагает и в своих ответах, направленных в адрес обратившихся к нему физических лиц Ахметова И.М., Гарифзянова И.М. Согласно указанным ответам, ООО "Росгосстрах" готово принять требование о страховой выплате в пункте урегулирования убытков Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан по адресу: г.Чистополь, ул. 40 лет Победы, д.35А.
Вместе с тем, подача потерпевшими заявлений о страховых выплатах, а также представление поврежденного транспортного средства для проведения его осмотра в единственный на территории республики пункт урегулирования убытков, расположенный в г.Чистополь, является затруднительным в силу территориальной удаленности данного пункта от фактического места нахождения (места жительства) потерпевших и сопряжено с существенными временными и финансовыми затратами (что отмечают в своих жалобах заявители).
В обоснование правомерности своих действий ООО "Росгосстрах" ссылается на ч.1 ст.21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Закон об ОСАГО), согласно которой страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат (то есть по мнению страховщика достаточно иметь в каждом субъекте РФ только одного представителя).
Как установлено материалами дела, ООО "Росгосстрах" 14.06.2013 г. был издан приказ N 386хк "О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО" (далее - приказ N386хк), которым предусмотрено, что все подразделения (РЦУУ/МРЦУУ/ПУУ/СО/СА), принимающие заявления о наступлении страховых событий по ОСАГО (за исключением указанных в п. 4 Приказа), осуществляют прием клиентов только при повреждении транспортных средств потерпевших, являющихся Страхователями ООО "Росгосстрах" по ОСАГО (прямое урегулирование убытков).
Пунктом 4 Приказа для клиентов, являющихся страхователями иных страховых компаний, в филиале определено только одно подразделение для урегулирования убытков по ОСАГО. В Республике Татарстан данный пункт урегулирования убытков находится в г. Чистополь.
При этом в силу п.4 приказа только одно подразделение (представитель страховщика) в Республике Татарстан ( ППУ в г.Чистополь) принимает заявления от граждан, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах", то есть страхователей иных страховых компаний.
Согласно представленной ООО "Росгосстрах" информации (исх. б/н от 11.07.2014 г.) на территории Республики Татарстан действуют пункты урегулирования убытков (представители страховщика) в следующих городах: Казань, Набережные Челны, Бугульма, Буинск, Альметьевск, Арск, Чистополь, которые осуществляют прием заявлений о наступлении страхового события в порядке прямого возмещения убытков по ОСАГО от потерпевших-страхователей ООО "Росгосстрах", что свидетельствует о наличии технической и организационной возможности приема заявлений о страховых выплатах по ОСАГО в указанных городах (что фактически имело место до издания вышеназванного приказа).
Более того, в соответствии с пунктом 2 Приказа, положения пункта 1 Приказа не распространяются на урегулирования убытков: юридических лиц, независимо от того, является страховщиком юридического лица ООО "Росгосстрах" или иная страховая компания; потерпевших при причинении вреда жизни и здоровью; потерпевших-страхователей ООО "Росгосстрах" по ОСАГО в случае причинения ущерба страхователем ООО "Росгосстрах" по ОСАГО.
Таким образом, действие приказа N 386хк ставит в невыгодное положение клиентов - страхователей иных страховых компаний, которым в силу пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" отказано в прямом возмещении убытков.
ООО "Росгосстрах" изданием приказа N 386хк фактически разделил граждан на своих страхователей и страхователей иных страховых организаций. Страхователи ООО "Росгосстрах" в соответствии с данным приказом имеют право обратиться в любой из вышеперечисленных ПУУ на территории Республики Татарстан в рамках прямого урегулирования убытков, а страхователей иных страховых организаций, но потерпевших убытки по вине страхователей ООО "Росгосстрах", направляют в единственный ПУУ - в г. Чистополь (что подтверждают также письма, направленные ООО "Росгосстрах" (г.Москва) в адрес обратившихся к ним граждан, а также в адрес Межрегионального управления Службы банка России в Волго-Камском регионе (от 14.03.2014 г. исх.N5271/26).
Проведя анализ представленных ООО "Росгосстрах" сведений и документов, а также положений действующего законодательства РФ, в том числе страхового, антимонопольный орган пришел к выводу, что рассматриваемые действия страховщика не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих страховую деятельности (в том числе на рынке ОСАГО), а также ведут к ущемлению прав и законных интересов потерпевших (граждан).
Согласно статье 2 Закона РФ N 4015-1 от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Порядок действий потерпевших, намеренных воспользоваться своим правом на страховую выплату по ОСАГО, регламентируется Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7.05.2003 N 263 (далее - Правила ОСАГО).
В соответствии с пунктом 2 Правил ОСАГО при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного настоящими Правилами события (страхового случая) осуществить страховую выплату потерпевшему (третьему лицу) в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Пунктом 4 Правил ОСАГО определено, что "страховая выплата" - денежная сумма, которую в соответствии с договором обязательного страхования страховщик обязан выплатить потерпевшим в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при наступлении страхового случая. При причинении вреда имуществу страховщик с согласия потерпевшего вправе заменить страховую выплату компенсацией ущерба в натуральной форме, организовать ремонт или замену пострадавшего имущества в пределах страховой суммы.
Согласно пункту 7 Правил ОСАГО страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Пунктом 43 Правил ОСАГО предусмотрено, что потерпевшие, включая пассажиров транспортных средств, предъявляют страховщику требование о страховой выплате в сроки, установленные пунктом 42 Правил ОСАГО.
Согласно пункту 42 Правил ОСАГО заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.
Заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.
Требованиями пунктов 44, 50 - 56 Правил ОСАГО определен перечень документов, обязательных для представления Страховщику.
Из приведенных выше норм антимонопольным органом установлено, что процедура подачи заявления о страховой выплате с приложением необходимых документов в рамках ПУУ технологически не отличается от традиционного урегулирования убытков. Поэтому прекращение осуществления функций по рассмотрению требований (обращений) граждан, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах", о страховых выплатах по договорам ОСАГО и по осуществлению данных страховых выплат в большинстве (5 из 6) подразделений ПУУ ООО "Росгосстрах" на территории Республики Татарстан, с одновременным наделением указанными полномочиями только одного подразделения данной страховой компании (представителя страховщика), расположенного на значительном от них удалении (г.Чистополь), является необоснованным и существенно затрудняет получение гражданами страховых возмещений по договорам ОСАГО, а также ограничивает права потерпевших на обращение о страховой выплате к представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения).
Пунктом 1 ст.21 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
При этом под представителем страховщика в субъекте Российской Федерации понимается обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком (абз. 14 ст. 1 Закона об ОСАГО).
В соответствии с п.2.1 Положения о филиале ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан, утвержденного приказом ООО "Росгосстрах" от 11 января 2010 г. N 4хк, филиал является обособленным подразделением общества, расположенным вне места его нахождения, и осуществляет все функции общества в соответствии с лицензиями общества. Согласно п.2.4 Положения филиал действует от имени Общества на основании утвержденного Положения. В п.4.7 Положения указано, что директор филиала обязан осуществлять страховые выплаты по договорам страхования (в том числе по договорам ОСАГО), заключенным филиалом от имени общества, в порядке, установленном действующим законодательством и внутренними документами общества.
Согласно абзацу 14 статьи 1 Закона об ОСАГО представитель страховщика в субъекте Российской Федерации - обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком.
Соответственно, в силу вышеизложенного, обращение потерпевшего с заявлением о страховой выплате к представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП, порождает у такого представителя права и обязанности, установленные Законом об ОСАГО.
Таким образом, согласно действующим нормативных документам представители страховщика, его филиал, представительство обязаны принимать заявление потерпевшего на страховую выплату по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителя страховщика в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Правил ОСАГО у потерпевшего гражданина есть право на обращение в страховую компанию виновника за возмещением страховой выплаты. ООО "Росгосстрах" клиентам - страхователям иных страховых компаний в этом праве не отказывает, однако, в связи с переносом специально выделенного пункта урегулирования убытков на территории Республики Татарстан в г.Чистополь (удаленный от столицы республики) для автовладельцев, не являющихся клиентами компании, ставит необоснованные условия реализации ими данного права.
Согласно приказу ООО "Росгосстрах" от 14.06.2013 N 386хк с 19.06.2013 г. в силу пункта 4 Приказа, только одно подразделение Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан урегулирует убытки по ОСАГО для категории клиентов - страхователей иных страховых компаний (г.Чистополь). При этом деятельность иных ПУУ Общества в Республике Татарстан не прекращалась.
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела N 05-164/2014 у ООО "Росгосстрах" были запрошены сведения обо всех поступивших в Филиал ООО Росгосстрах" в Республике Татарстан обращениях граждан с заявлениями о выплате страховых возмещений по договорам ОСАГО за 1 полугодие 2013 года, 2 полугодие 2013 года, 1 полугодие 2014 года (в разрезе пунктов урегулирования убытков, а также страхователей ООО "Росгосстрах" и страхователей иных страховых компаний). Однако в требуемой форме информация не была представлена (согласно устным пояснениям представителей ООО "Росгосстрах" на заседании Комиссии по причине отсутствия ведения раздельного учета).
По мнению представителя заявителя, действия ООО "Росгосстрах" и приказ N 386хк от 14.06.2013 г. не противоречат требованиям действующего законодательства о страховании. Пункт урегулирования убытков по ОСАГО для лиц, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах", в границах Республики Татарстан определен в г.Чистополь (в центре республики) в целях удобства клиентов и повышения качества их обслуживания.
При этом представитель ООО "Росгосстрах" в судебном заседании не смог пояснить, чем обусловлена необходимость перераспределения клиентских потоков по ОСАГО и определения по РТ единственного пункта по урегулированию убытков по ОСАГО для лиц, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах", в г.Чистополь, если другие пункты урегулирования убытков в границах РТ также действовали, соответственно имелась техническая и организационная возможность приема заявлений о страховых выплатах по ОСАГО в других пунктах.
С учетом вышеизложенного суд признает несостоятельными доводы заявителя о том, что потерпевшим необязательно представлять заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные пунктом 44 Правил ОСАГО, нарочно в г.Чистополь, а достаточно лишь отправить необходимые документы почтовой связью.
В силу пункта 45 Правил ОСАГО при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков, а страховщик - провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку). При этом законодательно закреплено, что страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на экспертизу (оценку) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения от потерпевшего заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 44 Правил ОСАГО, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Следовательно, после подачи заявления о страховой выплате потерпевшему все равно пришлось бы проехать в г. Чистополь для осмотра транспортного средства.
Абзацем 8 ст.1 Закона об ОСАГО определено, что договор ОСАГО является публичным, соответственно условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
В ч.1 ст.5 Закона об ОСАГО указано, что порядок реализации определенных данным законом прав и обязанностей по договору обязательного страхования устанавливается в правилах обязательного страхования (Правила ОСАГО). Соответственно издание ООО "Росгосстрах" приказа N 386хк и его реализация (в том числе на территории Республик Татарстан) являются по сути односторонним изменением страховщиком публичных условий договора ОСАГО, определенных Правилами ОСАГО, в части ограничения прав потерпевших на подачу заявлений о страховых выплатах по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, либо в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП.
Указанные действия ООО "Росгосстрах" приводят к ущемлению интересов лиц, являющихся потерпевшими по вине страхователей ООО "Росгосстрах", поскольку данные лица поставлены в неравное положение (менее выгодные условия) по сравнению с другими потерпевшими, являющимися клиентами-страхователями ООО "Росгосстрах", осуществляющими подачу заявлений о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков в любой из пунктов урегулирования убытков (представителей страховщика) на территории субъекта РФ (в том числе Республики Татарстан)
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия ООО "Росгосстрах" в части издания и реализации приказа N 386хк от 14.06.2013 г., ограничившего количество подразделений в филиалах Страховщика для урегулирования убытков по ОСАГО лиц, а также в связи с отказом в принятии к рассмотрению заявлений о выплате страховых возмещений в иных подразделениях (ППУ/МРЦУУ/РЦУУ), расположенных на подведомственной Филиалу ООО "Росгосстрах" в РТ территории, указывают на наличие нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установленные Комиссией нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "Росгосстрах" в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в Республике Татарстан имели место на территории Республики Татарстан в 2013 году и продолжили иметь место в 2014 году.
Выводы суда по настоящему делу согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении 17ААС от 26.03.2015 г. по делу N А71-7048/2014.
Оспариваемая заявителем часть 3 резолютивной части решения от 10.09.2014 г. в части указания на передачу материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, полностью соответствует положениям закона, и в том числе части 1 статьи 37 Закона N 135-ФЗ.
Передача материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в порядке, предусмотренном КоАП РФ, никак не затрагивает прав заявителя, поскольку не свидетельствует о наступлении каких-либо последствий на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Иные действия, произведенные в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, в частности, возможное вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, является предметом самостоятельных требований, и могут быть предметом судебного разбирательства в установленном КоАП РФ порядке в целях защиты прав и законных интересов заявителя.
Данная правовая позиция согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2014 г. N А65-15024/2013, от 27.03.2014 г. N А65-15027/2013).
Оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом на основании полного и всестороннего изучения материалов проверки, соответствуют закону, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения - апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2015 г. по делу N А65-27556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27556/2014
Истец: ООО "Росгосстрах", г. Казань, ООО "Росгосстрах",г. Люберцы
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань