г. Владивосток |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А51-1647/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей С.М. Синицыной, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5088/2015
на решение от 29.04.2015 судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-1647/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Владивосток Авиа"
(ИНН 2502011786, ОГРН 1022500528203)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ИНН 2536150266,
ОГРН 1042503038467), администрации Приморского края (ИНН 2540037030, ОГРН 1022502275168), Департаменту гражданской защиты Приморского края (ИНН 2540151390, ОГРН 1092540000486)
о взыскании 1 334 158,52 руб.,
при участии:
от истца - Егорова Л.А. по доверенности от 30.03.2015 N 26/101-11-4 сроком действия до 30.09.2015, паспорт.
от Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю - Карпенко Е.Г. по доверенности от 12.01.2015 N 09-13 сроком действия до 31.12.2015, паспорт.
иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Владивосток Авиа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, просит взыскать 1 265 980 рублей 21 копейку неосновательного обогащения и 68178 рублей 31 копейку процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом принятых в заседании суда первой инстанции уточнений).
В порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент гражданской защиты Приморского края, Администрация Приморского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.04.2015 исковые требования к администрации удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требований к ГУ МЧС РФ по Приморскому краю и Департаменту гражданской защиты Приморского края отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 29.04.2015 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что выводы суда основаны на неподписанной товарной накладной, между администрацией и обществом не заключался государственный контракт, согласно Соглашению N 25-Ю от 05.05.2012, заключенному Дальневосточным региональным центром МЧС России и администрацией, оно не порождает расходных обязательств государственного бюджета Приморского края по содержанию и обслуживанию воздушных судов авиационно-спасательного центра при их привлечении в целях настоящего соглашения.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ГУ МЧС РФ по Приморскому краю, Департамента гражданской защиты Приморского края, ООО "Владивосток Авиа" поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела. В отзывах указанные лица возразили по доводам жалобы и просили решение оставить без изменения.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ), рассматривает дело в его отсутствие.
Представители истца и Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возражают. Решение Арбитражного суда Приморского края считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, письмом от 27.07.2013 N 11/4620 Администрация Приморского края обращалась к врио начальника Дальневосточного регионального центра с просьбой задействовать два вертолета Ми-8 для оперативного реагирования по оказанию помощи гражданам, оказавшимся отрезанными в результате паводка.
Исходящими письмами от 26.07.2013 N 4611, от 26.07.2013 N 4612, от 27.07.2013 N 4613, от 28.07.2013 N 4614, от 28.07.2013 N 4615, от 29.07.2013 N 4648, от 30.07.2013 N 4676, от 31.07.2013 N 4691-14, от 02.08.2013 N 4769 Главное управление запрашивало разрешение начальника ДВРЦ на использование воздушных судов Ми-8 (RF-31359 и RF-31358) авиационного звена Авиационно-спасательного центра ДВРЦ МЧС России, указав, что аэропортовые сборы, обеспечение авиационным топливом воздушных судов производятся за счет средств Приморского края
27.07.2013 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России" обратилось к ОАО "Владивосток-Авиа" с просьбой произвести заправку вертолетов Ми-8, принадлежащих АСЦ ДВРЦ МЧС России и выполняющих полеты по "ЧС" топливом ТС-1 в аэропорту п.Терней и п.Амгу с 27 по 31 июля 2013 года. в количестве по запросу экипажей и гарантировало оплату услуг заправки и топлива
Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю обратилось 27.07.2013 к вице-губернатору Приморского края А.И. Лось с просьбой направить в адрес ОАО "Владивосток-Авиа" гарантийное письмо об обеспечении заправки вертолетов МЧС России авиационным топливом, необходимым для эвакуации граждан и облета Тернейского МР, Чугуевского МР и Дальнегорского ГО в связи со сложившейся паводковой обстановкой в Приморском крае.
Постановлением губернатора Приморского края от 29.07.2013 N 78- пг на территории Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера и установлен межмуниципальный уровень реагирования, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Уссурийского городских округов, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Ольгинского, Тернейского, Чугуевского, Ханкайского, Хасанского муниципальных районов, Спасского сельского поселения, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации решено задействовать силы и средства Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также принять меры по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации и организовать работы по ее ликвидации в соответствии с решением комиссии при Администрации Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.07.2013 N 29 "О мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера, возникших в результате циклона 24 - 26 июля 2013 года", планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планом взаимодействия в Приморском крае.
На основании требований экипажей вертолетов Ми-8, принадлежащих АСЦ ДВРЦ МЧС России, истцом поставлено ГСМ на общую сумму 1 265 980 рублей 21 копейка, что подтверждается счет-фактурой N ВВО-0001994, товарной накладной N ВВО-0001278 от 29.07.2014.
Письмом от 12.08.2014 истец направил в адрес Администрации Приморского края для оплаты счет-фактуру N ВВО-0001994, а также товарную накладную N ВВО-0001278 от 29.07.2014.
Однако, поскольку оплата ответчиком произведена не была, полагая, что в связи с неоплатой указанной суммы за поставленные истцом ГСМ на стороне ответчиков возникло неосновательное обогащение в заявленном ко взысканию размере, на сумму которого истцом были начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 68178,31 рублей за период с 01.09.2014 по 25.04.2015, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции счел требования обоснованными и удовлетворил их.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьями 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, а также обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
В силу статьи 3 Закона Приморского края от 02.12.1999 N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти Приморского края. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
На основании пункта 1.1 Положения о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 30.04.2008 N 95-па "О создании, использовании и восполнении резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края (далее - резервы) создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им помощи, а также для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Распорядителем резервов является Администрация Приморского края. Координацию деятельности по управлению резервами осуществляет комиссия при Администрации Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС края) (пункт 1.2 постановления).
Согласно пункту 1.4 положения номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов формируются департаментом гражданской защиты Приморского края на основании предложений органов исполнительной власти Приморского края, ответственных за создание, использование и восполнение резервов материальных ресурсов (далее - органы, ответственные за создание резервов материальных ресурсов), исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций предполагаемого объема работ по ликвидации их последствий, природных, экономических и иных особенностей территории и утверждаются Администрацией Приморского края. Главой 4 указанного положения определен порядок использования данных резервов.
На основании пункта 4.1 положения основанием для выделения денежных средств из финансового резерва является правовой акт Администрации Приморского края, принятый в соответствии с решением КЧС края, в котором указываются размер ассигнований и их пообъектное и целевое расходование.
Средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (пункт 4.2).
В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Соглашения N 25-ю от 05.05.2012 об организации взаимодействия между Дальневосточным региональным центром МЧС России и Администрацией Приморского края по вопросам применения воздушных судов авиации МЧС России Администрация Приморского края в пределах своих полномочий обеспечивает заправку авиатопливом экипажи ВС.
Факт поставки обществом ГСМ на общую сумму 1 265 980 рублей 21 копейка на основании требований экипажей вертолетов Ми-8, принадлежащих АСЦ ДВРЦ МЧС России для выполнения заданий в связи с введением постановлением губернатора Приморского края от 29.07.2013 N 78-пг на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (требованиями экипажей, перепиской сторон, а также счетом-фактурой N ВВО-0001994 и товарной накладной N ВВО-0001278 от 29.07.2014).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание соглашение от 05.025.2012 N 25-Ю, а также то, что положением о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края на Департамент гражданской защиты Приморского края возложена обязанность по формированию номенклатуры и объемов резервов материальных ресурсов, в то время как распорядителем резервов является Администрации Приморского края, а координацию деятельности по управлению резервами обязана осуществлять комиссия при Администрации Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, учитывая, что, как установлено судом и подтверждается совокупностью доказательств по делу, именно бездействие Администрации Приморского края привело к неоплате поставленных истцом ГСМ, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что именно у администрации как у распорядителя резервов возникло обязательство возвратить истцу неосновательное обогащение в виде сбереженной ответчиком за счет истца суммы в размере 1 265 980 рублей 21 копейка, неоплаченной ответчиком за поставленные истцом ГСМ.
Довод администрации о том, что статьей 5 соглашения от 05.025.2012 N 25-Ю предусмотрено, что оно не порождает расходных обязательств государственного бюджета Приморского края по содержанию и обслуживанию воздушных судов авиационно-спасательного центра при их привлечении в целях настоящего соглашения, отклоняется судебной коллегией, поскольку условия статьи 5 соглашения не могут быть истолкованы в отрыве иных условий, в том числе абзаца 7 статьи 2 соглашения, возлагающей на администрацию обязанность по обеспечению топливом.
Доводы администрации об осуществлении поставок в отсутствие заключенного в установленном порядке госконтракта не принимаются, поскольку обеспечение судов топливом производилось на основании требований вышеуказанных нормативных актов в условиях срочной объективной необходимости, исключающей наличие временной возможности проведения торгов на заключение госконтракта. Не принятие в нарушение пункта 1.1 Положения о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 30.04.2008 N 95-па заблаговременных мер по заключению госконтракта для обеспечения спасательной авиации топливом не освобождает ответчика от необходимости компенсировать стоимость фактически поставленного топлива для исключения ситуации возникновения неосновательного обогащения за счет истца.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования к администрации, при отсутствии оснований для удовлетворения таковых к иным ответчикам в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.04.2015 по делу N А51-1647/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1647/2015
Истец: ОАО "Владивосток Авиа"
Ответчик: Администрация Приморского края, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ПК, Департамент гражданской защиты Приморского края
Третье лицо: Администрация Приморского края, Департамент гражданской защиты Приморского края. (г. Владивосток, ул. Алеутская, 45А, оф. 812).