г. Москва |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А40-127861/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассматривает в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 по делу N А40-127861/14, судьи Филиной Е.Ю.,
по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы "Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо: Департамент образования города Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Матюхин С.А., по доверенности N 25 от 26.02.2015, паспорт |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Макарцова Е.А., по доверенности N 38-12-67 от 02.12.2014, паспорт |
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее-ответчик) о признании незаконным бездействия, обязании подготовить акты приема-передачи о закреплении на праве оперативного управления нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Бакунинская, д. 81 и д. 81, стр. 3.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2015 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Заявитель представил отзыв на жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель и третье лицо поддержали решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласились, просили оставить без изменения решение суда первой инстанции, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и третьего лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2013 N 10134 закреплены на праве оперативного управления за ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, согласно приложению.
Как следует из приложения к распоряжению от 28.10.2013 N 10134, на праве оперативного управления закреплены за ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева следующие объекты нежилого фонда: ул. Бакунинская, д. 81, площадью 6 946,5 кв.м. (часть помещений), ул. Бакунинская, д. 81, стр. 2, площадью 2 813,5 кв.м. (все здание), ул. Бакунинская, д. 81, стр. 3, площадью 1 636,1 кв.м. (все здание), ул. Бакунинская, д. 81, стр. 4, площадью 608 кв.м. (все здание), ул. Бакунинская, д. 81, стр. 5, площадью 228,1 кв.м. (все здание), ул. Бакунинская, д. 81, стр. 6 площадью 1 215,5 кв.м. (все здание).
Распоряжением предписано Управлению оформления вторичных имущественно - земельных отношений Департамента обеспечить расторжение договоров аренды от 29.07.2010 N 00-00009/10; от 13.10.1997 N 00-440/97; N 00-441/97; N 00-00442/97; N 00- 00443/97; N 00-00444/97 (пункт 3).
Как указано в 5 распоряжения, ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева предписано в недельный срок представить в Департамент культурного наследия города Москвы необходимый пакет документов для оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия; представить в Управление оформления вторичных имущественно-земельных отношений Департамента документов, необходимых для расторжения договоров аренды на объекты нежилого фонда; в месячный срок со дня выхода настоящего распоряжения представить в Департамент документы, необходимые для оформления акты приема-передачи объектов нежилого фонда.
В отношении объектов по адресу: ул. Бакунинская, д. 81, ул. Бакунинская, д. 81, стр. 2, ул. Бакунинская, д. 81, стр. 3, ул. Бакунинская, д. 81, стр. 4, ул. Бакунинская, д. 81, стр. 6 заявителем оформлены охранные обязательства.
В соответствии с п.5.2. и п.5.3 Распоряжения от 28.10.2013 N 10134 заявитель обратился к Ответчику с обращениями о расторжении ранее заключенных охранно-арендных обязательств и оформлению актов приема-передачи объектов нежилого фонда на праве оперативного управления за ГБОУ СПО МАДК им. А.А. Николаева (письма от 16.12.2013 N 880, от 16.12.2013 N881). В тоже время Заявителем, во исполнение п. 5.1. Распоряжения от 28.10.2013 N 10134 были оформлены охранные обязательства на объекты культурного наследия с Департаментом культурного наследия город Москвы.
Заявитель получил от ответчика ответы на письма от 16.12.2013 N 880 и от 16.12.2013 N 881, в которых Ответчик пишет о проведении им мероприятий по внесению сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, а так же внесение изменений в записи ЕГРП, после чего будет возможно оформление актов приема-передачи объектов нежилого фонда на праве оперативного управления за ГБОУ СПО МАДК им. А.А. Николаева (ответ на N 880 - 24.01.2014 N ДГИ-1-147548/13-1; ответ на N 881 - ДГИ-1-147553/13-1).
После получения указанных ответов заявителем и ответчиком была продолжена работа по выполнению Распоряжения от 28.10.2013 N 10134, так были расторгнуты охранно-арендные обязательства между Истцом и Ответчиком, о чем свидетельствуют акты приема передачи нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы от 31.03.2014 и дополнительные соглашения о расторжении договоров от 08.05.2014 года - приложения к настоящему исковому заявлении.
Актами приема-передачи объектов нежилого фонда от 08.07.2014 заявителю, на праве оперативного управления, были переданы: здания, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Бакунинская, д. 81 стр. 2, 4, 5, 6.
Объекты, расположенные по адресу г. Москва, ул. Бакунинская, д. 81 и 81 стр. 3, так же указанные в Распоряжении от 28.10.2013 N 10134 переданы не были, кроме того работа в данной части по сведениям заявителя Департаментом городского имущества города Москвы не проводилась.
В соответствии с п.3.2. "Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП (выдержки): "Право хозяйственного ведения или право оперативного управления объектом нежилого фонда возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено в решении собственника о передаче конкретного объекта нежилого фонда".
Объекты нежилого фонда закрепляются за государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы и государственными учреждениями города Москвы на праве хозяйственного ведения и (или) на праве оперативного управления на основании правового акта Департамента городского имущества города Москвы и передаются по акту приема-передачи, подписываемому Департаментом городского имущества города Москвы и уполномоченным представителем предприятия или учреждения, если иной порядок не установлен правовыми актами города Москвы.
Правовой акт Департамента городского имущества города Москвы, на основании которого осуществляется закрепление объектов нежилого фонда за государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы и государственными учреждениями города Москвы на праве хозяйственного ведения и (или) на праве оперативного управления, подлежит направлению в соответствующее государственное унитарное предприятие (государственное предприятие, казенное предприятие) города Москвы, государственное учреждение города Москвы в срок не позднее 14 дней с момента его принятия, если иной порядок не установлен правовыми актами города Москвы.
Акт приема-передачи составляется государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы, государственным учреждением города Москвы на основании данных о составе объектов нежилого фонда, закрепляемых на праве хозяйственного ведения и (или) на праве оперативного управления, содержащихся в правовом акте Департамента городского имущества города Москвы, и направляется на подписание в Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее 14 дней с момента получения правового акта Департамента городского имущества города Москвы, если иной порядок не установлен правовыми актами города Москвы.
Документы на государственную регистрацию права хозяйственного ведения и (или) права оперативного управления должны быть поданы государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы и (или) государственным учреждением города Москвы в органы государственной регистрации в течение 30 дней с момента подписания акта приема-передачи, если иной порядок не установлен правовыми актами Правительства Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Ответчик является уполномоченным органом по предоставлению государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений в городе Москве, уполномоченный на издание соответствующих правовых актов от лица города Москвы в указанной тематике.
В данном случае правовым актом города Москвы является Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2013 N 10134, невыполнение которого автоматически нарушает другие нормативно-правовые акты в частности постановление Правительства города Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП
Таким образом, учитывая тот факт, что Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2013 N 10134 в преамбуле содержит ссылки на нарушаемые нормы закона, заявитель считает, что Арбитражному суду города Москвы не требовалось в отдельности перечислять данные правовые акты и указание на Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2013 N 10134 является достаточным.
Об отсутствии в Распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2013 N 10134 сроков проведения мероприятий в части оформления Департаментом права оперативного управления.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Таким образом, при вынесении решения Арбитражным судом города Москвы были учтены общеустановленные нормы, касающиеся разумности сроков выполнения обязательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2013 N 10134 (п.5.4.) предусмотрена обязанность регистрации предоставленного права.
Согласно регламента предоставления услуг со стороны Управления Росреестра по городу Москве предоставление Актов приема-передачи на объекты недвижимости для регистрации права оперативного управления являются обязательными.
Таким образом, без зарегистрированного в установленном порядке права оперативного управления на здания, Заявитель не может надлежащим образом осуществлять свою уставную деятельность. Одним из примеров может служить отсутствие возможности оформления прав на земельный участок, что ведет к невозможности осуществления образовательной деятельности автошколы, а именно:
В соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с постановлением Правительства города Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы", ДГИгМ является уполномоченным органом по предоставлению государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений в городе Москве.
Порядок предоставления государственной услуги по наделению правообладателя ЗУ на праве постоянного (бессрочного) пользования регламентируется Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования" утвержденным постановлением Правительства города Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы". Обязательным для получения услуги требованием является предоставление заявителем нотариально удостоверен копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) право оперативного управления заявителя на здание, строение, сооружение, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, строения, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.04.2015 по делу N А40-127861/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127861/2014
Истец: ГБОУ СПО г. Москвы Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Московский автомобильно-дорожный колледж имени А. А.Николаева"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Дапартамент образования г. Москвы, Департамент образования г. Москвы