г. Хабаровск |
|
15 июля 2015 г. |
А37-2225/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Магадантеплосеть": представитель не явился;
от Мэрии города Магадана: Перевозчикова Е.В. - представитель по доверенности от 13.03.2015 Б/Н;
от третьих лиц:
от Масловой Елены Валентиновны: представитель не явился;
от Рамзаевой Зои Сергеевны: представитель не явился;
от Мякшун Юлии Валерьевны: представитель не явился;
от Скрипуновой-Черкасовой Виктории Юрьевны: представитель не явился; от Беседы Владимира Николаевича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарное предприятие города Магадана "Магадантеплосеть"
на решение от 09.04.2015
по делу N А37-2225/2014
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Магадантеплосеть"
к Мэрии города Магадана
о признании недействительным постановления от 10.09.2014 N 3560
третьи лица Маслова Елена Валентиновна; Рамзаева Зоя Сергеевна; Мякшун Юлия Валерьевна; Скрипунова-Черкасова Виктория Юрьевна; Беседа Владимир Николаевич
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Магадантеплосеть" (далее - МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным постановления мэрии города Магадана от 10.09.2014 N 3560 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей", проходящих от ТВК-3515 до дома N 19 по ул. Литейной в городе Магадане.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены владельцы дома по адресу города Магадан, ул. Литейная, 19, - Маслова Елена Валентиновна, Мякшун Юлия Валерьевна, Рамзаева Зоя Сергеевна, Скрипунова-Черкасова Виктория Юрьевна, Беседа Владимир Николаевич.
Решением от 09.04.2015 в удовлетворении заявленных требований МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение по данному делу вынесено с нарушением норм материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП города Магадана "Магадантеплосеть", извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя стороны, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, 11.08.2014 в мэрию города Магадана из прокуратуры города Магадана поступило информационное письмо от 07.08.2014 N 457ж-2014, в котором сообщено о проведенной проверке обращения потребителя Скрипуновой-Черкасовой В.Ю., проживающей в доме N 19 по ул. Литейной, по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
В ходе проверки прокуратурой не установлена эксплуатирующая организация участка тепловых сетей, пролегающих от ТВК-3515 до дома N 19 по ул. Литейной в г. Магадане.
10.09.2014 мэрией города Магадана принято постановление N 3560 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей", в соответствии с которым МУП города Магадана "Магадантеплосеть" определено в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей проходящих от ТВК-3515 до дома N 19 по ул. Литейной в городе Магадане.
Посчитав указанное постановление незаконным, предприятие обратилось с заявлением об его оспаривании в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 этого же Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
Из материалов дела следует, что МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" производит поставку тепловой энергии потребителям, проживающим в доме N 19 по ул. Литейной.
При этом исполнение обязательств по поставке тепловой энергии указанным потребителям осуществляется с использованием участка тепловой сети, расположенного в районе дома N 19 до ТВК-3515. Данный участок тепловой сети непосредственно соединён с тепловыми сетями, содержание и обслуживание которых осуществляет МУП г. Магадана "Магадантеплосеть".
Жилой дом N 19 по ул. Литейной подпадает под понятие "домовладение", приведённое в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 N 354 (далее -Правила N 354), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.03.2015, а также техническим паспортом данного дома по состоянию на 10.10.2008.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно технического обеспечения до внутри квартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Таким образом, права собственников дома N 19 по ул. Литейной на тепловые сети, с использованием которых осуществляется теплоснабжение указанного дома, заканчиваются на границах земельного участка, отражённых в его кадастровом плане.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 определяет границу балансовой принадлежности как линию раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Следовательно, точка поставки определяется потребителем и теплоснабжающей организацией в соответствии с их правами на соответствующее имущество.
Сами по себе акты балансового разграничения не могут быть отнесены к правоустанавливающим документам, поскольку сами должны быть основаны на таких документах.
Таким образом, акты балансового разграничения тепловых сетей, представленные заявителем и устанавливающие ответственность потребителей за участок тепловой сети, не принадлежащий последним на каком-либо праве, не соответствуют императивным требованиям законодательства о теплоснабжении.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, собственники жилого дома N 19 не могут признаваться владельцами спорного участка тепловых сетей, и соответственно на них не могут быть возложены обязанности по его содержанию.
Исследовав и оценив установленные по делу обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого постановления закону.
Законность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого акта недействительным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований, заявленных МУП г. Магадана "Магадантеплосеть".
Апелляционным судом проверены и отклоняются как необоснованные доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого постановления ввиду отсутствия постановки выявленных бесхозяйных тепловых сетей на регистрационный учет в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как установлено судом, сведений о собственнике или ином лице, владеющим на законном основании участком теплосети от границ земельного участка дома N 19 до ТВК-3515 материалы дела не содержат.
Следовательно, указанные тепловые сети соответствуют приведенному в законе понятию бесхозяйной вещи.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вместе с тем, буквальное толкование статьи 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
Отсутствие необходимости предварительной постановки указанного недвижимого имущества на учет органом государственной регистрации в качестве бесхозяйной недвижимой вещи для определения органом местного самоуправления теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей следует и из положений части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, устанавливающих начало истечения тридцатидневного срока на определение обслуживающей теплосетевой организации не с момента постановки бесхозяйных тепловых сетей на учет соответствующим регистрирующим органом, а с момента выявления таких сетей.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, исследовав всесторонне и полно фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, дал этим обстоятельствам и доказательствам надлежащую правовую оценку. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.04.2015 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-2225/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Магадана "Магадантеплосеть" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 13.05.2015 N 1038, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2225/2014
Истец: МУП г. Магадана "Магадантеплосеть"
Ответчик: Мэрия города Магадана
Третье лицо: Беседа Владимир Николаевич, Маслова Елена Валентиновна, Мякшун Юлия Валерьевна, Рамзаева Зоя Сергеевна, Скрипунова-Черкасова Виктория Юрьевна