г. Тула |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А09-12753/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заявителя - открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1033265000526, ИНН 3234007455) - Шавловой Е.А. (доверенность от 16.10.2013 N 80), Шаливской Л.Н. (доверенность от 16.10.2013 N 82), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.02.2015 по делу N А09-12753/2014, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Брянск" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 13.08.2014 N 01/016/2014-859 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на газопровод низкого давления протяженностью 50 м., расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Кромская, около д. 47.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ управления соответствует закону, поскольку обществом не представлены документы, необходимые для регистрации права собственности на газопровод.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что спорный объект - подземный газопровод был возведен с целью обеспечения бесперебойного газоснабжения населения и социальных объектов Бежицкого района города Брянска. Ссылается на представление регистрирующему органу разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию указанного объекта недвижимости. Полагает, что представление документа, подтверждающего наличие у общества прав на земельный участок, не требовалось, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется, а у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание управление, извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.06.2012 между управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и ОАО "Брянскоблгаз" (арендатор) заключен договор аренды N 46522 земельного участка, находящегося в государственной собственности, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок (далее - участок) из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером - 32:28:0000000:4552, находящийся по адресу: г. Брянск, р-н Бежицкий, ул. Кромская, в 30 м по направлению на восток от д. 49, для целей строительства газопровода.
23.01.2013 Брянской городской администрацией обществу "Брянскоблгаз" выдано разрешение на строительство N RU 32301000-1990 на строительство газопровода низкого давления от д. 47 по улице Кромской до ГРПШ в Бежицком районе г. Брянска, расположенного по адресу Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, улица Кромская 30 м, по направлению на восток от д.49 (кадастровый номер земельного участка 32:28:0000000:4552).
По завершении строительства газопровод низкого давления от д. 47 по улице Кромской до ГРПШ в Бежицком районе г. Брянска введен в эксплуатацию на основании разрешения от 16.05.2013 N RU 32301000-989.
После ввода спорного объекта в эксплуатацию общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект с приложением: разрешения на строительство от 23.01.2013 N RU32301000-1990; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.05.2013 N RU32301000-989; договора аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:4552 от 25.06.2012 N 46522; градостроительного плана земельного участка от 09.10.2012; кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 21.03.2014 N 32/201/14-73102.
Сообщением от 13.08.2014 N 01/016/2014-859 управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности на газопровод низкого давления от д. 47 по улице Кромской до ГРПШ в Бежицком районе г. Брянска.
Основанием для отказа послужило отсутствие у общества правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 32:28:0014402:3, необходимых для представления, в связи с расположением газопровода на двух земельных участках с кадастровыми номерами: 32:28:0014402:3 и 32:28:0000000:4552 (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 21.03.2014 N 32/201/14-73102).
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство (часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (пункт 4 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Таким образом, указанные документы на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества удостоверяют, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается, в том числе, на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
В статье 20 Закона о регистрации содержится перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, который является исчерпывающим.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации для государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что обществом к заявлению о государственной регистрации права собственности на газопровод низкого давления от д. 47 по улице Кромской до ГРПШ в Бежицком районе г. Брянска, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Кромская, около д. 47, протяженностью 50 м, были приложены: разрешение на строительство газопровода от 23.01.2013 N RU32301000-1990; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.05.2013 N RU32301000-989; договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0000000:4552 от 25.06.2012 N 46522; градостроительный план указанного земельного участка от 09.10.2012; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 21.03.2014 N 32/201/14-73102.
Из разрешения на строительство газопровода от 23.01.2013 N RU32301000-1990, следует, что оно выдано на строительство спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0000000:4552.
В то же время как установлено арбитражным судом и не оспаривается самим обществом, фактически спорный газопровод расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами: 32:28:0014402:3, 12:28:0000000:4552 (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 21.03.2014 N 32/201/14-73102).
При этом, на период осуществления строительства спорного газопровода договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0014402:3 обществом не заключался. Разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0014402:3 органом местного самоуправления не выдавалось. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также свидетельствует о введении в эксплуатацию газопровода низкого давления на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0000000:4552.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 32:28:0014402:3 для строительства на каком-либо праве уполномоченным органом не принималось, тогда как для возникновения права собственности на вновь созданный объект недвижимости необходима совокупность юридических фактов, в том числе предоставление земельного участка для строительства соответствующего объекта. Отсутствие данных документов свидетельствует о создании новой вещи с нарушением норм гражданского, градостроительного, земельного законодательства. В отношении объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества, созданных с нарушением требований законодательства, применяются положения о самовольной постройке (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ управления соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка общества на пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку пункты 6 - 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают ограничения по фактическому использованию земельных участков, на и под которыми расположены трубопроводы, а также в границах охранных зон объектов газоснабжения. Они не регулируют порядок получения согласия собственника земельного участка на возведение на нем такого объекта недвижимого имущества, равно как не предусматривают порядок получения застройщиком разрешения на строительство указанного объекта на конкретном земельном участке.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.02.2015 по делу N А09-12753/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-12753/2014
Истец: ОАО "Газпром газораспределение Брянск"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области