город Омск |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А70-1424/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6171/2015) публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" в лице филиала "Тепло Тюмени" (далее - ПАО "СУЭНКО", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2015 по делу N А70-1424/2015 (судья Соловьев К.Л.), принятое
по заявлению ПАО "СУЭНКО" (ИНН 7205011944, ОГРН 1027201233620)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, регистрирующий орган),
при участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство",
о признании недействительным в части уведомления о приостановлении государственной регистрации от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476; об обязании восстановить нарушенные права,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" в лице филиала "Тепло Тюмени" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании недействительным уведомления о приостановлении государственной регистрации от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476 в части требования от ПАО "СУЭНКО" государственной регистрации обременения 20 объектов недвижимого имущества, которое в себе изначально содержал договор аренды имущества от 24.03.2014 N 031430546, и оплаты государственной пошлины в размере 15 000 руб. в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации за каждый объект. Кроме того, в порядке восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Управление зарегистрировать дополнительное соглашение от 10.10.2014 N 101430701 к договору аренды от 24.03.2014 N 031430546 в течение 10 дней после предоставления ПАО "СУЭНКО" доверенности от 05.03.2014 N 360.3-14.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени и муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в порядке правопреемства к ОАО "СУЭНКО" перешли права и обязанности ОАО "Тепло Тюмени", в том числе по договору аренды от 24.03.2014 N 031430546, из того, что 15 объектов муниципального теплосетевого имущества переданы Обществу дополнительно, в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды, а также из того, что согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, в соответствии с которыми внесение в ЕГРП сведений о новом субъектном составе договора аренды невозможно путем внесения соответствующих изменений в порядке пункта 67 Правил. Суд первой инстанции отметил, что на момент обращения с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в ЕГРП отсутствовали записи об обременении названного имущества в пользу ОАО "СУЭНКО" на основании договора присоединения и передаточного акта, и что договор присоединения и передаточный акт на государственную регистрацию представлены не были, поэтому регистрации в ЕГРП подлежит обременение права собственника объектов недвижимого имущества в пользу заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "СУЭНКО" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что правопреемство ПАО "СУЭНКО" прав и обязанностей ОАО "Тепло Тюмени" имеет место как в отношении прав и обязанностей, прямо названных в тексте передаточного акта, так и в отношении всех прочих прав и обязанностей ОАО "Тепло Тюмени", в том числе, возникших после принятия ОАО "Тепло Тюмени" решения о реорганизации, поскольку универсальное правопреемство предполагает переход прав и обязанностей в полном объеме. По мнению заявителя, регистрация перехода права собственности на объект недвижимости является правом организации правопреемника, а не обязанностью, поэтому у ПАО "СУЭНКО" не имеется обязанности регистрировать обременение объектов муниципального теплосетевого имущества, которые изначально были указаны в договоре аренды от 24.03.2014, и уплачивать государственную пошлину в размере 15 000 руб. за регистрацию каждого объекта недвижимости. Кроме того, Общество обращает внимание на то, что Правила ведения ЕГРП не содержат указаний на то, что именно арендатор обязан регистрировать обременение объектов недвижимого имущества.
Управление Росреестра по Тюменской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания Обществом в материалы дела также представлены письменные возражения на отзыв, в которых заявитель настаивает на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и просит удовлетворить апелляционную жалобу.
От муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который остается в материалах дела, но судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения лицам, участвующим в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. ПАО "СУЭНКО" до начала судебного заседания заявило ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, а также возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
24.03.2014 между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени (арендодатель), Муниципальным казенным учреждением "Тюменское городское имущественное казначейство" (балансодержатель) и ОАО "Тепло Тюмени" (арендатор) заключен договор аренды муниципальных объектов теплоснабжения.
Согласно указанному договору в целях организации теплоснабжения в границах городского округа г. Тюмень в соответствии с принятыми нормами эксплуатации арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование муниципальные объекты теплоснабжения согласно Перечню передаваемого во временное владение и пользование имущества, являющемуся приложением N 1 к договору (всего 20 объектов теплоснабжения). Срок действия договора установлен до 31.12.2018 (т.1 л.д.18-50).
В соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на основании договора аренды от 24.03.2014 N 031430546 в отношении 20 объектов теплоснабжения зарегистрировано обременение - право аренды. Названный договор аренды зарегистрирован Управлением 14.07.2014.
24.03.2014 решением единственного акционера открытого акционерного общества "Тепло Тюмени" принято решение о реорганизации в форме присоединения к ОАО "СУЭНКО".
01.07.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Тепло Тюмени" в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения (см. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 04.02.2015 - т.1 л.д.70-120).
В связи с реорганизацией ОАО "Тепло Тюмени" в форме присоединения к ОАО "СУЭНКО" 10.10.2014 между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени (арендодатель), Муниципальным казенным учреждением "Тюменское городское имущественное казначейство" (балансодержатель) и ОАО "СУЭНКО" (арендатор) заключено дополнительное соглашение N 101430701 к договору аренды муниципальных объектов теплоснабжения от 24.03.2014 N 031430546 (т.3 л.д.22-24), в соответствии с которым в текст договора аренды муниципальных объектов теплоснабжения от 24.03.2014 N 031430546 внесены изменения о том, что арендатором соответствующего имущества является ОАО "СУЭНКО".
Кроме того, в соответствии с названным дополнительным соглашением арендодатель передал дополнительно в аренду ОАО "СУЭНКО" 15 объектов муниципального теплосетевого имущества.
15.12.2014 в Управление поступило заявление о государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.10.2014 N 101430701 к договору аренды от 24.03.2014 N 031430546 на объекты недвижимого имущества:
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0000000:287, назначение: теплотрасса, протяженность 102,6 м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Николая Семенова-тп;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:4053, назначение: теплотрасса, протяженность 10 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1 - улица Прокопия Артамонова, 9;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:693, назначение: теплотрасса, протяженность 4,5 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп.1 -улица Николая Семенова, 29, корпус 4;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:17:1313001:8254, назначение: тепловая сеть, протяженность 18,7 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1 -улица Николая Семенова, 27 корпус 2;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:17:1313001:4529, назначение: теплотрасса, протяженность 145 м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1-улица Николая Семенова, 25 корпус 1;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:730, назначение: теплотрасса, протяженность 5,4 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1-улица Николая Семенова, 27;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:17:1313001:7293, назначение: Тепловая сеть, протяженность 9,1 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1 -улица Николая Семенова, 29, корпус 1;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:694, назначение: теплотрасса, протяженность 279,5 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, ул Николая Семенова-тп4;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:752, назначение: теплотрасса, протяженность 16,40 м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1-улица Николая Семенова, 29 корпус 3;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:709, назначение: теплотрасса, протяженность 6,7 м, по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1-улица Николая Семенова,33;
-тепловая сеть, кадастровый номер: 72:17:1313001:12014, назначение: тепловая сеть, протяженность 26,4 м, по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1 -улица Николая Семенова, 25;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:616, назначение: теплотрасса, протяженность 72,1 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1 -улица Николая Семенова, 25, корпус 2;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0219003:401, назначение: теплотрасса, протяженность 13,2 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1-улица Пермякова, 88;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:1120, назначение: тепловая сеть, протяженность 46,6 м., по адресу: Тюменская область, городской округ г. Тюмень, г. Тюмень, тп1-улица Ивана Словцова, 23;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0106002:5018, назначение: тепловая сеть, протяженность 38,3 м, по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1 -улица Судоремонтная, 28;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0000000:9872, назначение: тепловая сеть, протяженность 13,3 м, по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1-улица Николая Семенова, 23;
- тепловая трасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:714, назначение: нежилое, протяженность 245,6 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Николая Семенова, 33, корпус 1, тп1;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:1034, назначение: Тепловая сеть, протяженность 36,4 м." по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1 -улица Ивана Словцова, 17;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0110002:5258, назначение: теплотрасса, протяженность 97,4 п.м, по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, тп1-улица Ю.- Р.Г. Эрвье, 26;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0110001:11753, назначение: теплотрасса, протяженность 102,1 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1-улица Ю.- Р.Г. Эрвье, 30 корпус 1;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0110002:5234, назначение: теплотрасса, протяженность 24,09 п.м,, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1-ул. Ю.- Р.Г. Эрвье, 28;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:19804, назначение: тепловая сеть, протяженность 18,6 м., по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1 -улица Ивана Словцова,21;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0110002:5230, назначение: теплотрасса, протяженность 121,7 п.м, по адресу: город Тюмень, тп1 -улица Ю.- Р.Г. Эрвье, 30;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:17:1313001:4052, назначение: теплотрасса, протяженность 13 п.м, по адресу: Тюменская обл., город Тюмень, тп1 - улица Прокопия Артамонова, 5;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0110002:5484, назначение: нежилое, протяженность 85,3 п.м., по адресу: Тюменская область, город Тюмень, тп1 - улица Муравленко, 3;
- тепловая трасса, кадастровый номер: 72:23:0432002:1109, назначение: тепловая трасса, протяженность 28,6 м., по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1-улица Ивана Словцова, 19;
- водопровод, распределительная сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:1026, назначение: Водопровод, распределительная сеть, протяженность 51,3 м., по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, вп1-улица Ивана Словцова, 15;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0000000:8916, назначение: теплотрасса,: протяженность 92,9 п.м, по адресу: Тюменская обл., город Тюмень, тп1-улица Евгения Богдановича 8;
- водопровод, распределительная сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:1019, назначение: водопровод, распределительная сеть, протяженность 61,7 м., по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, вп2-улица Ивана Словцова, 13;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:1033, назначение: тепловая сеть, протяженность 61,7 м., по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1-улица Ивана Словцова, 13;
- тепловая сеть, кадастровый номер: 72:23:0432002:1029, назначение: тепловая сеть, протяженность 51,3-м по адресу: Тюменская область, городской округ город Тюмень, город Тюмень, тп1 -улица Ивана Словцова 15;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:23:0110002:5237, назначение: теплотрасса, протяженность 33,99 п.м, по адресу: Тюменская обл., город Тюмень, улица Ю.-Р.Г.Эрвье - тп1;
- теплотрасса, кадастровый номер: 72:17:1313001:722, назначение: теплотрасса, протяженность 62,1 п.м, по адресу: Тюменская область, город Тюмень, ул. Николая Семенова-тп3.
В соответствии с уведомлением от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476, адресованным регистрирующим органом Обществу, государственная регистрация дополнительного соглашения от 10.10.2014 N 101430701 к договору аренды от 24.03.2014 N 031430546 приостановлена.
В уведомлении указано, что ОАО "СУЭНКО" необходимо обратиться с заявлениями о государственной регистрации обременения на 20 объектов недвижимого имущества на основании договора о присоединении ОАО "Тепло Тюмени" к ОАО "СУЭНКО" от 25.12.2013 и передаточного акта от 25.12.2013, оплатив государственную пошлину в размере 15 000 руб. в соответствии с подпунктом 22 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за регистрацию каждого объекта (т.1 л.д.11-17).
16.01.2015 Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком до 15.04.2015, в связи с поступлением заявления муниципального образования городской округ г. Тюмень о приостановлении государственной регистрации.
Полагая, что приостановление государственной регистрации в соответствии с уведомлением от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476 и по указанному выше основанию противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ПАО "СУЭНКО", Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
22.04.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого решения (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае ПАО "СУЭНКО", как арендатор муниципального имущества по договору аренды муниципальных объектов теплоснабжения от 24.03.2014 N 031430546 (в редакции дополнительного соглашения N 101430701 от 10.10.2014), оспаривает законность изложенного в уведомлении от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476 решения Управления Росреестра по Тюменской области о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения N 101430701 от 10.10.2014, мотивированного, в том числе, тем, что для регистрации такого соглашения ПАО "СУЭНКО" необходимо обратиться в Управление с заявлениями о государственной регистрации обременения на 20 объектов недвижимого имущества на основании договора о присоединении ОАО "Тепло Тюмени" к ОАО "СУЭНКО" от 25.12.2013 и передаточного акта от 25.12.2013 с оплатой государственной пошлины в размере 15 000 руб. в соответствии с подпунктом 22 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый объект.
Заявитель настаивает на том, что в силу положений пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации правопреемство, которое имеет место при реорганизации в форме присоединения, является универсальным, поэтому обязанность проводить государственную регистрацию обременения на объекты недвижимого имущества, которые изначально были указаны в договоре аренды имущества от 24.03.2014 N 031430546, отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы, приведенные в уведомлении от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476, сформулированную выше позицию ПАО "СУЭНКО" в совокупности и взаимосвязи с доказательствами, представленными в материалы дела сторонами спора, не может согласиться с позицией заявителя и полностью поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности оспариваемого решения регистрирующего органа, по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.07.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Тепло Тюмени" в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения к ОАО "СУЭНКО".
При таких обстоятельствах права и обязанности ОАО "Тепло Тюмени", в том числе по договору аренды от 24.03.2014 N 031430546, действительно перешли к ПАО "СУЭНКО" в порядке правопреемства, в соответствии с положениями статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 передаточного акта от 25.12.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам или помещения в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Таким образом, осуществление государственной регистрации обременения (аренды) объектов недвижимого имущества является обязательным.
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент принятия оспариваемого решения действовали Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила ведения ЕГРП), согласно которым сведения об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества подлежали размещению в подразделе III Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пунктам 43 и 44 Правил ведения ЕГРП сведения об аренде вносятся в подраздел III-1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 43 Правил ведения ЕГРП предусмотрено, что источником данных для формирования подраздела III, содержащего записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества, служат подлежащие обязательной государственной регистрации договоры и иные документы, служащие основанием возникновения ограничений (обременений).
Материалами дела подтверждается, что в отношении объектов теплосетевого хозяйства, переданных в аренду ОАО "Тепло Тюмени" на основании договора от 24.03.2014 N 031430546, в ЕГРП было зарегистрировано обременение (аренда).
Вместе с тем, после принятия решения о реорганизации юридического лица и заключения договора о присоединении и подписания передаточного акта, права и обязанности в отношении арендованного имущества возникли у правопреемника ОАО "Тепло Тюмени" - ОАО "СУЭНКО", в связи с чем, обременение объектов недвижимости обязательно, в силу указанных выше требований статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, должно быть зарегистрировано в пользу нового субъекта - ПАО "СУЭНКО".
Порядок внесения записи об изменениях, не влекущих за собой прекращение или перехода права, установлен разделом VII Правил ведения ЕГРП.
В соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП лист записи об изменениях (Приложение N 9) используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что из буквального содержания пункта 67 Правил ведения ЕГРП следует, что изменением записей считается внесение в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект.
Вместе с тем, при реорганизации юридического лица, в том числе в форме присоединения, происходит передача прав и обязанностей от присоединяемого лица к другому юридическому лицу. Как следствие, в данном случае (то есть в случае внесения в ЕГРП сведений о новом субъектном составе договора аренды) внесение записей в ЕГРП не может осуществляться на основании процитированного выше пункта 67 Правил ведения ЕГРП.
Кроме того, из содержания дополнительного соглашения N 101430701 от 10.10.2014 следует, что 15 спорных объектов муниципального теплосетевого имущества переданы в аренду ПАО "СУЭНКО" дополнительно к тем объектам, которые были перечислены в договоре аренды муниципальных объектов теплоснабжения от 24.03.2014 N 031430546 и перешли в пользование Общества в порядке правопреемства (см. пункт 2 дополнительного соглашения N 101430701 от 10.10.2014 - т.3 л.д.23).
В соответствии с пунктами 62, 63 Правил ведения ЕГРП записи подразделов II и III Единого государственного реестра прав при прекращении права, ограничения (обременения) права, сделки погашаются на лицевой стороне листа специальным штампом погашения регистрационной записи (приложение N 12). В штампе погашения регистрационной записи проставляются дата регистрации прекращения права, ограничения (обременения) права, сделки, фамилия и инициалы регистратора, его подпись.
Если право было прекращено в связи с его переходом к новому правообладателю, в штампе погашения регистрационной записи дополнительно указывается номер подраздела и листа, на котором произведена запись о вновь возникшем праве. Если ограничение (обременение) прекращается не полностью, а преобразуется в пользу другого гражданина или юридического лица, в штампе погашения регистрационной записи указывается номер подраздела и листа, на котором произведена новая запись о том же самом ограничении.
Таким образом, в соответствии с процитированными выше нормами законодательства, в случае изменения субъекта права, подлежащего регистрации в ЕГРП, в том числе в случае перехода прав в порядке правопреемства, по заявлению правопреемника-арендатора в ЕГРП подлежит внесению новая регистрационная запись об обременении (аренде) на основании передаточного акта и решения о реорганизации юридического лица. При это ранее внесенная запись об аренде недвижимого имущества погашается в соответствии с пунктом 63 Правил ведения ЕГРП с указанием новой записи той же самой аренды в пользу другого юридического лица (правопреемника).
Иными словами, в рассматриваемом случае регистрация дополнительного соглашения N 101430701 от 10.10.2014, предусматривающего изменение арендатора спорных объектов недвижимости, должна осуществляться путем внесения новых регистрационных записей об обременении права собственника в пользу ПАО "СУЭНКО" в отношении каждого объекта на основании соответствующих заявлений заинтересованного лица, поскольку в ЕГРП записи в отношении ПАО "СУЭНКО" применительно к таким объектам отсутствуют.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в данном случае правопреемство носит универсальный характер, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не опровергающие и не отменяющие сформулированные выше выводы относительно того, каким образом в рассматриваемом случае должна осуществляться регистрация возникших у Общества в связи с правопреемством таких прав.
При этом суд первой инстанции, как и регистрирующий орган, правомерно руководствовались положениями Правил ведения ЕГРП, поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ сами по себе не регулируют порядок ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а лишь устанавливают процедуру утверждения соответствующего порядка, и, как следствие, не определяют, каким образом совершается каждый конкретный вид регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае, с одной стороны, на момент обращения с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в ЕГРП отсутствовали записи об обременении названного имущества в пользу ОАО "СУЭНКО", а, с другой стороны, Обществом на государственную регистрацию не представлены договор присоединения и передаточный акт, на основании которых спорные объекты перешли во владение ПАО "СУЭНКО".
При таких обстоятельствах решение Управления о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.10.2014 N 101430701 к договору аренды от 24.03.2014 N 0314 является законным и обоснованным, поскольку в данном случае для регистрации перешедших к ПАО "СУЭНКО" прав последнее должно обратиться в регистрирующий орган именно с заявлениями о государственной регистрации обременения объектов недвижимого имущества на основании договора о присоединении ОАО "Тепло Тюмени" к ОАО "СУЭНКО" от 25.12.2013 и передаточного акта от 25.12.2013.
При этом обязанность уплаты государственной пошлины при обращении с подобными заявлениями, а также размер пошлины установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 данного пункта, государственная пошлина с юридических лиц взимается в размере 15 000 руб.
Изложенные выше выводы согласуются с правовой позицией, сложившейся в судебной практике арбитражных судов по аналогичным спорам (см., постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.02.2011 по делу N А56-33792/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2007 по делу N А76-3824/2007-59-246, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2007 по делу N А76-3367/2007-59-233, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2007 по делу N А76-2958/2007-59-198).
Ссылки Общества на положения статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, заявлявшиеся в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, и сформулированные в апелляционной жалобе, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку положения нормы указанной статьи не исключают вывод о необходимости представления заявления о государственной регистрации в пользу ОАО "СУЭНКО" обременения на спорные объекты недвижимого имущества.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в уведомлении от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476 регистрирующим органом необоснованно указано на то, что с соответствующим заявлением о регистрации должно обратится именно ПАО "СУЭНКО", а не арендодатель, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку соответствующая формулировка избрана Управлением только в связи с тем, что соответствующее решение, изложенное в уведомлении от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476, принималось по результатам рассмотрения заявления Общества, в связи с чем, и было указано на то, что Обществу надлежит обратиться с иным заявлением о регистрации, в порядке, предусмотренном законодательством.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы регистрирующего органа, изложенные в уведомлении от 24.12.2014 N 01/670/2014-7729476, соответствуют положениям Правил ведения ЕГРП, а также то, что положения закона об универсальном правопреемстве сами по себе не отменяют требования, предъявляемые к порядку осуществления регистрационных действий в отношении объектом недвижимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о приостановлении регистрации принято Управлением в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов ПАО "СУЭНКО".
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1 500 руб., а Обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., то излишне уплаченная 1 500 руб. подлежит возврату ПАО "СУЭНКО" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2015 по делу N А70-1424/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Сибирско-Уральская энергетическая компания" в лице филиала "Тепло Тюмени" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной в излишнем размере при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению от 19.05.2015 N 2977.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1424/2015
Истец: ПАО "Сибирско-Уральская энергетическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЮМЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО"