г. Пермь |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А50-27198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Горбуновой Л.Д.
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Содружество" (ОГРН 1091690049791, ИНН 1655182480): Вафин И.М. по доверенности от 13.07.2015, Комаров Р.В. по доверенности от 12.01.2015, Максимова Г.Г. по доверенности от 13.07.2015
от ответчика - Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917): Гаряева Н.Д. по доверенности от 10.03.2015
от третьего лица: Министерства транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090): Сиялова Г.В. по доверенности от 13.02.2015
от третьего лица: Региональной службы по тарифам Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588): Бурылов М.Н. по доверенности от 14.01.2015
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Содружество",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 мая 2015 года
по делу N А50-27198/2014
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Содружество"
к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края
третьи лица: Министерство транспорта Пермского края, Региональная служба по тарифам Пермского края
о взыскании 10 779 418 руб.
установил,
Открытое акционерное общество "Содружество" (далее - ООО "Содружество", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края 10 779 418 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Пермского края, Региональная служба по тарифам Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2015 года по делу N А50-27198/2014, принятым судьей Самаркиным В.В., исковые требования открытого акционерного общества "Содружество" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Содружество" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указывает на то, что тариф в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону установлен истцом с одобрения ответчика. ОАО "Содружество", являясь перевозчиком пассажиров пригородным железнодорожным транспортом, имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с перевозкой, представив соответствующие доказательства размера таких расходов. Требования общества о возмещении убытков, понесенных в период с 01.01.2011 и до введения в действие тарифа, установленного постановлением РЭК N 2, подлежали безусловному удовлетворению, поскольку в предшествующий период (2010 год) ОАО "Содружество" не осуществляло деятельность в качестве перевозчика, и для него не могли быть установлены тарифы на 2011 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 по Методике расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-Т/1. Истец также не согласен с выводом суда о недоказанности противоправного, виновного характера действий ответчика, считает, что ответчик, организовав транспортное обслуживание населения путем заключения договора с истцом, в нарушение норм законодательства не исполнил обязанности по возмещению убытков в полном объеме. Представители истца в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 08.02.2011 N 2 установлен предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые ОАО "Содружество" на территории Пермского края, в размере 3,73 руб. за пассажиро-километр, который соответствует экономически обоснованному уровню тарифов на перевозки пассажиров. Судом первой инстанции правомерно указано на то, что истец самостоятельно установил тариф в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону. Таким образом, истец сам посчитал целесообразным установление тарифа намного ниже предельного. Договор направлен на возмещение части затрат перевозчика. Целью предоставления субсидий не являлось возмещение всех потерь, связанных с осуществлением перевозок. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство транспорта Пермского края в письменных возражениях на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции обоснованным и не подлежащим отмене, указало, что доводам ОАО "Содружество" дана надлежащая оценка. Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в возражениях.
Региональная служба по тарифам Пермского края отзыв на апелляционную жалобу не представила, представитель в судебном заседании поддержал позицию ответчика, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Содружество" является организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории восьми субъектов Российской Федерации, включая Пермский край.
03.03.2011 между Министерством транспорта Пермского края и ОАО "Содружество" (перевозчик) заключен договор N СЭД-44-08.2-14-3 об осуществлении в 2011 году перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением указанных перевозок (т.1 л.д.12-24).
Предметом данного договора является предоставление перевозчику в 2011 году субсидий за счет бюджета Пермского края на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования пригородного сообщения на территории Пермского края, повышения качества обслуживания, свободного развития рынка транспортных услуг (п.1.1 договора).
В соответствии с п.3.1.1 договора перевозчик обязуется осуществлять перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края по приведенным в приложении N 1 к договору маршрутам и по тарифам, установленным перевозчиком согласно приложению N 2 к договору.
На основании п.4.2 договора субсидия предоставляется перевозчику за счет средств бюджета Пермского края в сумме 7 132 840 руб., за счет дополнительно привлеченных средств федерального и местных бюджетов в сумме 9 455 160 руб., при условии их поступления в бюджет Пермского края.
Материалами дела подтверждается, что в рамках исполнения вышеуказанного договора, с учетом представленных ОАО "Содружество" отчетов, истцу перечислена из бюджета Пермского края субсидия в размере 7 132 840 рублей.
Указывая на то, что полученные субсидии не покрывают убытков от перевозки пассажиров в 2011 году, составляющих разницу между фактическими затратами общества на железнодорожную перевозку пассажиров на территории Пермского края в 2011 году и денежными средствами, полученными истцом за осуществление этого вида деятельности (платы за проезд и субсидии из регионального бюджета), ОАО "Содружество" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал на недоказанность возникновения убытков в результате виновных действий исполнительных органов государственной власти Пермского края. ОАО "Содружество" установив приказом от 12.04.2011 N 74 тариф в 16 руб. за одну десятикилометровую зону, реализовало правомочие применять тариф ниже предельного максимального уровня, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 08.02.2011 N 2.
В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 05.08.2009 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
В соответствии с п. 9 указанного Положения тарифы, сборы и плата применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, устанавливаются органами регулирования.
Согласно указанным правовым нормам обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом установления государственного регулирования тарифа на пригородные железнодорожные перевозки.
В 2011 году предоставление субсидий перевозчикам на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Пермского края, осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2010 N 1093-п.
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления в 2011 году субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края (далее - Порядок N 1093-п).
Пунктом 3 постановления Правительства Пермского края от 24.12.2010 N 1093-п главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели определено Министерство транспорта Пермского края.
Пунктом 4 постановления Правительства Пермского края от 24.12.2010 N 1093-п установлено, что в 2011 году норматив бюджетных затрат на предоставление субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, в расчете на проезд одного пассажира железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на расстояние одного километра составит 2 руб./км.
Порядок N 1093-п регулирует определение объема расходов бюджета Пермского края на предоставление в 2011 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, перевозчикам (подпункт 1.2.3 пункта 1.2); цели, условия и порядок предоставления в 2011 году субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края (подпункт 1.2.4 пункта 1.2).
В соответствии с п.3.1 Порядка N 1093-п, субсидия предоставляется по результатам отбора перевозчиков, имеющих право на заключение договора.
Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат перевозчикам, прошедшим отбор и осуществляющим перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края по полигонам. Субсидия предоставляется в пределах суммы средств бюджета Пермского края, установленной законом Пермского края о бюджете Пермского края на 2011 год (п.5.1 Порядка N 1093-п).
Условиями предоставления субсидии являются: заключение между перевозчиком, прошедшим отбор, и Министерством транспорта договора, в котором в общем порядке указываются, в частности, размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, порядок возврата субсидии; порядок, сроки и формы представления перевозчиком отчетности о результатах выполнения условий предоставления субсидии (п.5.2 Порядка N 1093-п).
В соответствии с п. 5.4 Порядка N 1093-п, субсидии предоставляются за счет и в пределах средств бюджета Пермского края на указанные цели в размере 280 000 тыс. рублей, за счет дополнительно привлеченных средств федерального бюджета и(или) местных бюджетов в размере 371 424 тыс. руб.
Размер субсидии, предоставляемой перевозчику, прошедшему отбор, определяется на основании показателей, указанных в поданной заявке (п.5.5 Порядка N 1093-п).
На основании Порядка N 1093-п в приложении N 3 к договору "Заявленные показатели работы общества "Содружество" (том 1 л.д.23) отражено, что размер субсидии на проезд одного пассажира железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на расстояние одного километра, составляет 2 рубля.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На территории Пермского края государственный орган, в чьи полномочия входит установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении является Регионально энергетическая комиссия Пермского края.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 08.02.2011 N 2 для ОАО "Содружество" установлен и введен в действие с 25.02.2011 предельный максимальный тариф на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые на территории Пермского края в размере 3,73 рубля за пассажиро-километр (т.1 л.д.26).
На основании указанного постановления ОАО "Содружество" 12.04.2011 издан приказ N 74, в соответствии с которым тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Пермского края с 20.04.2011 по 31.12.2011 за одну десятикилометровую зону составляет - 16 руб. (т.1 л.д.27).
Таким образом, в спорный период перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края осуществлялась по тарифу 14 руб. за одну десятикилометровую зону с 01.01.2011 по 19.04.2011, установленному в отношении Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", с 20.04.2011 по 31.12.2011 по тарифу 16 руб. за одну десятикилометровую зону, который установлен приказом ОАО "Содружество" от 12.04.2011 N 74.
В рамках исполнения вышеуказанного договора, с учетом представленных ОАО "Содружество" отчетов, истцу перечислена из бюджета Пермского края субсидия в размере 7 132 840 рублей.
В ответ на письма о дополнительном субсидировании Министерство транспорта Пермского края сообщило, что объем субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края, предусмотрен договором об осуществлении в 2011 году перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Пермского края на условиях предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением указанных перевозок, от 03.03.2011 N СЭД-44-08.2-14-3. Выделение дополнительных средств на указанные цели в бюджете края не запланировано (т.1 л.д.56).
Статьей 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вреда, неправомерность действий причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Предусмотренная данными нормами права ответственность носит гражданско-правовой характер и ее применение возможно при наличии в совокупности определенных условий: противоправности поведения ответчика как причинителя вреда, наличия и размера, понесенных истцом убытков, а также причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и возникшими убытками.
Отсутствие одного из элементов данного состава правонарушения влечет отказ в применении к должнику указанного вида ответственности.
Из материалов дела следует, что в соответствии положениями договора от 03.03.2011 N СЭД-44-08.2-14-3 об осуществлении в 2011 году перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, субсидия предоставляется перевозчику за счет средств бюджета Пермского края в сумме 7 132 840 руб. Субсидия в указанном размере перечислена истцу из бюджета Пермского края. Предоставление субсидии за счет дополнительно привлеченных средств федерального и (или) местных бюджетов в сумме 9 455 160 руб. возможно, лишь при условии их поступления в бюджет Пермского края. В материалы дела представлены сведения о том, что из иных источников (федерального и местных бюджетов) дополнительные средства на компенсацию расходов перевозчика не поступали. Перевозка осуществляется по тарифам, установленным перевозчиком.
Таким образом, по условиям указанного договора не предполагалось субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, компенсации затрат, превышающих доходы, полученные на основании установленных тарифов.
Решение об установлении тарифа в размере 16 руб. за одну десятикилометровую зону, намного ниже определенного регулирующим органом Пермского края тарифа - 3,73 рубля за пассажиро-километр, принято истцом самостоятельно. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между убытками истца и действиями ответчика, что исключает возможность привлечения его к гражданской ответственности в виде возмещения убытков. Истец несет самостоятельные риски предпринимательской деятельности, а также должен прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что тариф установлен истцом не самостоятельно, а с одобрения ответчика, судом апелляционной инстанции не принимаются. Отсутствие возражений со стороны ответчика при установлении тарифа в размере ниже установленного регулирующим органом не может свидетельствовать о его виновности в наличии убытков.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что убытки, связанные с перевозкой пассажиров за период до установления экономически обоснованного тарифа, подлежали безусловному возмещению, судом апелляционной инстанции также не принимается, поскольку договором от 3.03.11 предусматривалось предоставление субсидии на 2011 год в целом в определенном сторонами размере.
Кроме того, в 2011 году истец использовал инфраструктуру в пригородном сообщении по льготному тарифу, компенсируемому за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб. относятся на ОАО "Содружество".
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2015 года по делу N А50-27198/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27198/2014
Истец: ОАО "СОДРУЖЕСТВО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство транспорта Пермского края, РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ПЕРМСКОГО КРАЯ