г. Владивосток |
|
17 июля 2015 г. |
Дело N А51-4700/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения культуры "Социально-культурный центр "Владивосток",
апелляционное производство N 05АП-5363/2015
на решение от 21.05.2015
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-4700/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального автономного учреждения культуры "Социально-культурный центр "Владивосток" (ИНН 2540161310, ОГРН 1102540002223, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.04.2010)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.12.2002)
об отмене постановления о наложении административного штрафа,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель Самсонова В.М. по доверенности от 30.01.2015, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 11808;
от Муниципального автономного учреждения культуры "Социально-культурный центр "Владивосток": представитель Скуридин А.В., распоряжение от 23.06.2014 N 1079-рл, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное учреждение культуры "Социально-культурный центр "Владивосток" (далее заявитель, учреждение, МАУ) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган) N 6А/08-25 от 19.02.2015 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Решением от 21.05.2015 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование своей позиции указывает, что закупка осуществлена им конкурентным способом с применением норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупках, в связи с чем заявитель полагает, что нарушений законодательства не имеется. Согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (серия 25 N 003944737) наименование юридического лица звучит: Муниципальное автономное учреждение культуры "Социально-культурный центр "Владивосток". Согласно протоколу от 10.02.2015 N 3А/08-2015 и постановлению по делу об административном правонарушении N 3А/08-2015 к административной ответственности привлечено МАУ "Социально-культурный-спортивный центр "Владивосток". Однако на настоящий момент юридического лица с таким наименованием не существует. МАУ также в жалобе указало, что в резолютивной части постановления указано, что постановление по делу об административном правонарушение может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В представленном в материалы дела отзыве антимонопольного органа выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы, решение арбитражного суда первой инстанции управление считает законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали изложенные позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
30.12.2014 МАУ осуществило закупку услуги по организации и проведению концертной программы на торжественном собрании, посвященном Международному женскому дню (извещение N 31401843680) путем запроса котировок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках для нужд МАУ "СКЦ "Владивосток", принятым Наблюдательным советом учреждения, протокол от 29.09.2014 N 41 (далее - Положение о закупках).
На основании материалов, переданных Прокуратурой г. Владивостока, управлением возбуждено дело N 151/08-2014 по признакам нарушения Администрацией г. Владивостока и Управлением культуры г. Владивостока части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ), выразившегося в ограничении конкуренции (создании угрозы конкуренции) в сфере организации и проведения массовых праздничных и иных мероприятий, технического, информационного и рекламного обеспечения таких мероприятий на территории Владивостокского городского округа посредством финансирования в 2012-2013 г.г. за счет бюджетных средств выданных МАУ муниципальных заданий (создание условий по организации досуга населения), предусматривающих поставку товара, оказание услуг для муниципальных нужд, и выдачи указанных муниципальных заданий без осуществления процедуры, установленной законодательством о размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
На основании материалов, переданных Прокуратурой г. Владивостока, управлением возбуждено дело N 166/08-14 по признакам нарушения Администрацией г. Владивостока и Управлением культуры г. Владивостока части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении МАУ полномочиями по решению вопроса местного значения, предусматривающего создание условий для организации досуга жителей городского округа (организация и проведение массовых мероприятий, посвященных государственным праздникам, в том числе профессиональным праздникам, а также памятным датам; организация городских мероприятий: праздников, концертно-зрелищных мероприятий, творческих встреч, фестивалей, конкурсов, художественных выставок и фотовыставок, фейерверков; организация концертной деятельности творческих коллективов и отдельных исполнителей на территории Владивостокского городского округа; организация и проведение народных праздников на территории Владивостокского городского округа) и полномочиями заказчика на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд (для реализации потребностей муниципального образования в целях решения указанного вопроса местного значения).
Определением УФАС по Приморскому краю от 27.11.2014 N 11723/08-4 дела 151/08-2014 и 166/08-2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
По результатам рассмотрения объединенного дела Управлением принято решение от 16.01.2015, которым признаны несоответствующими части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации города Владивостока и Управления культуры Администрации города Владивостока по финансированию в 2012-2014 г.г. за счет бюджетных средств выдаваемых МАУ "СКСЦ "Владивосток" муниципальных заданий, предусматривающих создание условий по организации досуга населения и поставку товара, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, и выдачи указанных муниципальных заданий без осуществления конкурентных процедур, установленных законодательством о размещении заказа (закупки) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, поскольку такие действия ограничивают конкуренцию (создают угрозу конкуренции) в сфере организации досуга населения на территории Владивостокского городского округа (организации и проведения массовых праздничных и иных мероприятий, технического, информационного и рекламного обеспечения таких мероприятий, организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий).
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, посчитав их незаконными, нарушающими права и законные интересы Администрация города Владивостока и Управление культуры обратились в суд.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2015 по делу А51-2319/2015 в удовлетворении заявления Администрации города Владивостока и Управления культуры Администрации города Владивостока о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16.01.2015 по делам N 151/08-2014 и N 166/08-2014 отказано. Указанное решение вступило в законную силу в связи с принятием 07.07.2015 Пятым арбитражным апелляционным судом постановления об оставлении его без изменения.
В связи с осуществлением МАУ закупки услуги для обеспечения муниципальных нужд с нарушением Закона N 44-ФЗ в отношении Муниципального автономного учреждения культуры "Социально-культурный центр "Владивосток" составлен протокол об административном правонарушении по части 3 ст.7.32.3 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 6А/08-2015 в виде административного штрафа в минимальном размере 50000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд Приморского края, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит в связи со следующим.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством правил закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц порядка проведения такой закупки.
Субъектом ответственности являются, в том числе юридические лица - заказчики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Из частей 8 и 9 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) следует, что автономные учреждения являются хозяйствующими субъектами.
Частью 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации - полномочий органов местного самоуправления.
Исходя из буквального толкования и смысла данной нормы, автономные учреждения создаются в целях выполнения работ или оказания услуг, а не в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Следовательно, МАУ "СКЦ "Владивосток" относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Поэтому судебной коллегией признается обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным автономным учреждениям. Возможность создания автономного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.
Этот запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников.
Согласно части 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" часть 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях дополнена словами "в случаях, установленных федеральными законами".
Так, в соответствии с со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ функциями (полномочиями) муниципальных органов в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления могут наделяться казенные учреждения. Статьей 70 Бюджетного кодекса установлено, что финансирование казенного учреждения направлено на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и включает, в том числе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Таким образом, законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц применяется к закупочной деятельности автономного учреждения, осуществляемой для обеспечения его нужд, а именно для обеспечения его деятельности по предоставлению услуг (государственных или муниципальных) конкретным потребителям (гражданам и юридическим лицам), а не для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктами 17, 19, 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесено создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Исходя из перечисленных норм, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения относится к полномочиям муниципального органа.
В силу подпунктов 17, 19, 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), действовавшим до.01.01.2014.
Из пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) следует, что потребности муниципальных заказчиков (муниципальных органов) в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций и полномочий по решению вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.
Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2014) предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ (в ред., действующей после 01.01.2014) предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного Кодекса.
Таким образом, закупка товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, обеспечению условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа, созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения, относится к закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2015 по делу N А51-2319/2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015, подтверждается, что Учреждение в нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции наделено функциями и полномочиями Управления культуры администрации г. Владивостока - органа местного самоуправления, осуществляющего в соответствии с Положением, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 29.08.2012 N 904, функции и полномочия Администрации г. Владивостока по решению вопросов местного значения в сфере культуры, в частности по организации досуга (свободного нерабочего времени) населения городского округа и полномочиями по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (по закупке товаров, работ, услуг, необходимых для решения вопросов местного значения в сфере культуры).
Данный вывод основан также на позиции, изложенной Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 02.12.2014 по делу N А51-2956/2014.
Доказательства того, что МАУ осуществляет деятельность по предоставлению культурных услуг для удовлетворения конкретными гражданами своих культурных потребностей, в материалы дела не представлены, и данный вывод суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что рассматриваемая закупка предусматривает заключение договора на оказание услуги по организации и проведению концертной программы на торжественном собрании, посвященном Международному женскому дню, необходимой для проведения массового праздничного мероприятия, то есть направлена на решение вопроса местного значения, относящегося к полномочиям муниципального органа (Администрации г. Владивостока) по созданию условий досуга населения городского округа, следовательно, осуществлена в целях обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 54 Закона N 131-ФЗ (в ред. действующей после 01.01.2014 года) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Таким образом, закупка услуги по организации и проведению концертной программы на торжественном собрании, посвященном Международному женскому дню, необходимой для проведения массового праздничного мероприятия, должна была быть осуществлена в соответствии с порядком, установленным в Законе N 44-ФЗ.
Как устанавливает пункт 3 части 4 ст. 1 Закона о закупках данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исходя из смысла и толкования данной нормы, закупка товара, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд не может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а должна осуществляться в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно отметил тот факт, что закон о закупках (Закон N 223-ФЗ) предусматривает значительно упрощенную процедуру закупки товаров, работ услуг для нужд юридических лиц, в том числе автономных учреждений, многое отдано на усмотрение самих юридических лиц (заказчиков), заказчикам предоставлена большая свобода по выбору способа закупочной процедуре, в том числе и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в разработке содержания, формы, порядка оформления заявки на участие в закупках, заказчик в документации о закупке может самостоятельно установить любые требования к участникам, как не предусмотренные Законом N 44-ФЗ, так и максимально заниженные. В Законе N 223-ФЗ упрощены требования к извещению и к документации о закупке. При закупке в соответствии с Законом N 223-ФЗ административная ответственность предусмотрена только за нарушение требований к информационному обеспечению закупки.
Закон N 44-ФЗ содержит императивные правила относительно выбора способа закупки, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), содержания, порядка оформления заявки, требований к извещению и документации о закупке, а также к участникам, доступа к участию в закупке. При закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчик должен формировать планы закупок и размещать их в единой информационной системе, нормировать закупку, обосновывать закупку. Обоснованию подлежат: 1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Основанием для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются планы-графики. Обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно осуществляться посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного метода; затратного метода.
Нарушение какого-либо из императивных правил, установленных Законом N 44-ФЗ, влечет по части 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ с наложением административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод об отсутствии объективной стороны правонарушения в действиях МАУ в связи с тем, что во вменяемом правонарушении наступивших вредных последствий не имеется, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, относится к формальным составам административных правонарушений, не предусматривающим наступление вредных последствий в качестве обязательного элемента.
Таким образом, объективной стороной вменяемого МАУ правонарушения являются только его неправомерные действия, которые правильно установлены антимонопольным органом.
Судом признается несостоятельным и довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление вынесено в отношении несуществующего МАУ.
Допущенные административным органом опечатки в наименовании юридического лица в постановлении N 3А/08-2015 от 19.02.2015, протоколе N 3А/08-2015 от 10.02.2015 не повлекли принятие незаконного и необоснованного постановления о назначении административного наказания в отношении МАУ, поскольку указанные в протоколе об административном правонарушении и постановлении ИНН 2540161310 и ОГРН 1102540002223 подтверждают то, что постановление принято в отношении МАУ "Социально-культурный центр "Владивосток".
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 2.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления только в том случае, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Между тем, допущенная административным органом опечатка в указании наименования нарушителя и невынесение определения о ее исправлении не может быть расценено как существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, поскольку не влияет на содержание оспариваемого постановления и протоколов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указание административным органом в резолютивной части постановления на возможности обжаловать его в районный суд не является нарушением норм процессуального права и основанием для отмены постановления, так как не препятствует реализации права лица, привлеченного к административной ответственности, на обжалование, и данное право заявителем реализовано.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина МАУ выражается в нарушении требований Закона N 44-ФЗ. При этом суду не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности по соблюдению требований Закона N 44-ФЗ.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения МАУ административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка административным органом при привлечении общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора общества, о времени и месте рассмотрения материалов дела законный представитель извещен по тексту протокола, однако на рассмотрение дела не явился.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, заявителем не приведено и судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Административное наказание в размере 50 000 руб. назначено с учетом требований положений статей 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.05.2015 по делу N А51-4700/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4700/2015
Истец: "МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "ВЛАДИВОСТОК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю