г. Самара |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А65-579/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" - Елин А.И., доверенность от 06.01.2015 г. N 79/91;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Витковская Т.В.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республике Татарстан дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2015 года по делу N А65-579/2015 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ИНН 1659056543, ОГРН 1051637012173), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решения N 6743 от 26 ноября 2014 г. в части доначисления налога на прибыль,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган; налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 6743 от 26 ноября 2014 г. в части доначисления налога на прибыль.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при вынесении обжалуемого решения суда имели место:
- неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
- неприменение закона, подлежащего применению.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с представлением учреждением уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль налоговым органам проведена камеральная проверка, о чем составлен акт N 6654 от 9 октября 2014 г.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговым органом принято решение N 6743 от 26 ноября 2014 г., которым учреждению доначислен налог на прибыль организаций в сумме 127 809 руб., а также суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на 4 квартал 2013 г. и на 1 квартал 2014 г. в сумме 331 040 руб.
Решением управления от 23 декабря 2014 г. N 2.14-0-18/031111@ апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения, решение налоговой инспекции утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, учреждение оспорило его в судебном порядке.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием доначисления налога на прибыль (уменьшение суммы излишне уплаченного налога) явилось включение налоговым органом в базу для исчисления налога на прибыль дохода учреждения, полученного в результате реализации продукции, полученной с использованием труда осужденных.
Тот факт, что продукция получена исключительно за счет привлечения осужденных к труду, налоговым органом не оспаривается и подтверждается самим учреждением, о чем подтвердили представители сторон в судебном заседании суда первой инстанции и отражено в протоколе судебного заседания, ведущегося с помощью средств аудиопротоколирования. Более того, данный факт отражен и в самом оспариваемом решении. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду являются доходами федерального бюджета, порядок отражения которых установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", а также приказом Министерства финансов Российской Федерации 21.07.2010 N 73н, утвердившего Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности (далее - Порядок).
Согласно пункту 8 Порядка операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании расходных расписаний, а лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
В силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Следовательно, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, на Федеральную службу исполнения наказаний возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Из пункта 5 указанного положения следует, что Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Судом правильно указано на то, что привлечение осужденных к оплачиваемому труду является одной из государственных функций.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
На основании изложенного, спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как полученные в рамках государственной функции в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Довод налогового органа относительно того, что при заключении муниципальных контрактов учреждение не выступало от имени Российской Федерации, правомерно отклонен судом.
В рассматриваемом случае правовое значение имеет способ получения дохода от реализации продукции учреждением, а не порядок заключения договора.
Доход получен за счет привлечения осужденных к труду, что установлено и не оспаривается самим налоговым органом, а договор является лишь средством реализации продукции.
Изложенная позиция подтверждена сложившейся судебно-арбитражной практикой, выраженной, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N ВАС-6290/14, а также в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2014 г. N Ф01-12457/13 по делу N А79-234/2013.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал заявление учреждения подлежащим удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Позиция налогового органа основана на неверном толковании норм налогового, бюджетного законодательства и иных норм материального права (пп.14, пп.33.1 п.1 ст.251 НК РФ, ст.6, п.3 ст. 41, п.2, 3 ст. 161, п.10 ст. 241 БК РФ, ст. 120 ГК РФ, ч.1 ст. 103 УИК РФ, ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"), поскольку Верховный суд РФ (по делу N А19-14904/2013), Арбитражный суд Поволжского округа (по делу А12-5970/2014), Арбитражный суд Центрального округа (по делу А09-2787/2014), Арбитражный суд Волго-Вятского округа (по делам NNА39-12/2013, А39-2230/2013, А39-5210/2013, А28-9269/2013, А39-3660/2013 и по делу NА79-234/2013, оставленное без изменений определением Высшего арбитражного суда РФ от 09.06.2014), федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (по делу NА05-7068/2013) рассматривая идентичные споры казенных учреждений уголовно-исполнительной системы с налоговыми органами по вопросу исключения из налоговой базы по налогу на прибыль доходов, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, признали, что доход от реализации продукции, произведенной осужденными, в рамках такой государственной функции как привлечение их к труду, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку получен заявителем от исполнения им государственной функции (привлечения осужденных к труду).
В данном случае судом установлен и налоговым органом не оспорен факт получения доходов за рассматриваемый период именно от привлечения осужденных к труду.
Заявитель апелляционной жалобы в апелляционной жалобе дает неверное толкование п.5 ст. 161 БК РФ, считая, что для подтверждения факта оказания государственных услуг обязательно указание в преамбуле договора (контракта) фразы, что Учреждение действует от имени Российской Федерации.
Согласно п.5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации.
Согласно п.5.10 Устава, заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации. Таким образом, Уставом заявителя уже предусмотрено, что все договоры и контракты заключаются от имени Российской Федерации и дополнительно указывать это в преамбуле договора (контракта) излишне.
Таким образом, вывод налогового органа о том, что в данном случае имеют место гражданско-правовые договоры, доходы по которым подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, необоснован.
По идентичным спорам (но за другой период) между ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республики Татарстан и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан имеются вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Республике Татарстан от 16.04.2015 г. по делам N А65-580/2015 и N А65-587/2015, оставленные без изменений постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 г. и от 03.07.2015 г.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2015 года по делу N А65-579/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-579/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N19 управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой служба России по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2244/15
20.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8316/15
19.05.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-579/15
29.04.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-579/15