г. Самара |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А65-17678/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Хабибуллина Ильдара Фагамовича - представитель не явился, извещен,
от Хабибуллина Ильхама Ильдаровича - представитель не явился, извещен,
от Хабибуллиной Лилии Хасановны - представителя Каштановой С.В., доверенность от 18.12.2013 года,
от Хабибуллина Искандера Ильдаровича - представитель не явился, извещен,
от Мухаметшиной Альфии Нурхалясовны - представитель не явился, извещена,
от Государственного образовательного учреждения "Раифское специальное профессионально-техническое училище N 1 закрытого типа" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2015 года по делу N А65-17678/2013 (судья Аппакова Л.Р.),
принятое по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г.Казань,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Хабибуллина Ильдара Фагамовича, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа,
Хабибуллина Ильхама Ильдаровича, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа,
Хабибуллиной Лилии Хасановны, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа,
Хабибуллина Искандера Ильдаровича, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа,
Мухаметшиной Альфии Нурхалясовны, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа,
Государственного образовательного учреждения "Раифское специальное профессионально-техническое училище N 1 закрытого типа", Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительными постановлений от 19 февраля 2007 года N 159, от 22 января 2008 года N 39,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Хабибуллина Ильдара Фагамовича, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа, Хабибуллина Ильхама Ильдаровича, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа, Хабибуллиной Лилии Хасановны, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа, Хабибуллина Искандера Ильдаровича, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа, Мухаметшиной Альфии Нурхалясовны, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа, Государственного образовательного учреждения "Раифское специальное профессионально-техническое училище N 1 закрытого типа", Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Раифа, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань (далее - третьи лица), о признании недействительными постановлений от 19 февраля 2007 года N 159, от 22 января 2008 года N 39.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования ТУ Росимущества по РТ удовлетворить в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что основанием государственной регистрации права собственности Российской Федерации послужила выписка из реестра федерального имущества на административное здание площадью 203,2 кв.м., с кадастровым N 16-16-22/061/2010-057, с инв. N186-5- 597. При этом, в деле правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 16.29 га отсутствуют, как постановление N1147 от 29.07.1997, на которое заявитель ссылается, как на основание возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 23,3 га у Раифского СПТУ N1, так и государственный акт 1958 на 87.7 га, так и Распоряжение Совета Министров РСФСР N1871-р (на которое истец ссылается в апелляционной жалобе).
Идентифицировать объект земельных имущественных прав заявителя, указанный в Постановлении N 1147 от 29.07.1997 г., не представляется возможным, поскольку в постановлении отсутствует адрес земельного участка, не имеется схемы земельного участка, поскольку работы по землеустройству не проводились.
В жалобе указывает также на то, что доказательства проведения землеустроительных работ в отношении земельного участка площадью 23,3 га в материалы дела заявителем не представлены. Каких- либо иных доказательств, подтверждающих осуществление фактических действий по отводу земельного участка, в материалах дела также не имеется.
Постановление N 1147 исполнено не было.
Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей установленной формы, выданного уполномоченным органом Раифскому СПТУ N 1 с приложением чертежа границ земель, либо свидетельства о праве собственности (праве постоянного (бессрочного) пользования) Раифского СПТУ N 1, которые бы позволили идентифицировать предоставленный Раифского СПТУ N 1 земельный участок, в материалы дела также не представлен.
В суд апелляционной инстанции от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, а также от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом апелляционной инстанцией.
Представитель Хабибуллиной Лилии Хасановны в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика, третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя Хабибуллиной Лилии Хасановны, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Постановлением от 19 февраля 2007 года N 159, Исполком для эксплуатации индивидуального жилого дома предоставил в общую долевую собственность гражданам РФ Хабибулину И.Ф, Хабибулиной Л.Х., Хабибулину И.И., Хабибулину И.И. земельный участок площадью 646 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п. Раифа, ул. Детская, д.26, кв.2, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:0016, площадью 1030 кв.м.
22 января 2008 года постановлением N 39 Исполком предоставил еще один земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым номером 16:20:100301:0020, площадью 858 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п. Раифа, пер. Клубный, д. 16, в собственность гражданину РФ Мухаметшиной А.Н.
Заявитель, полагая, что вышеуказанные постановления N 39 и N 159 вынесены с нарушением норм, предусмотренных действующим законодательством, и с превышением имеющихся у Исполкома полномочий, обратился с настоящим заявлением в суд.
В обоснование правомерности требований ссылался на следующие обстоятельства.
18 августа 1959 года Исполкомом Зеленодольского районного, городского Совета народных депутатов н/д Раифской детской колонии МВД ТАССР (в настоящее время - ФГБ Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа") отведены в постоянное пользование земли площадью 87,7 га, о чем 18.08.1959 года выдан акт на право пользования землей.
Постановлением администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска N 1147 от 29.07.1997 от Раифского специального профессионально-технического училища N 1 в ведение Раифского Совета местного самоуправления переданы земли в размере 29,9 га, из которых 23,3 га закреплены в постоянное пользование за Раифским профессионально-техническим училищем N 1.
Земельные участки, предоставленные третьим лицам, были изъяты из состава земельного участка площадью 23,3 га, отведенного ранее постановлением администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от 29.07.1997 N 1147 Раифскому специальному профессиональному училищу N 1 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Оспариваемыми постановлениями земельные участки предоставлены физическим лицам без прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Раифского специального профессионально-технического училища N 1. Ни Территориальное управление Росимущества в РТ, ни Росимущество РФ решение об изъятии земельных участков не принимало.
Как указывает заявитель, земельному участку, предоставленному по постановлению администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от 29.07.1997 N 1147 был присвоен кадастровый номер 16:20:100301:26. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:20:100301:26 площадью 162900,47 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п.Местечко Раифа, зарегистрировано в установленном законом порядке 03 февраля 2012 года.
В качестве преюдициального решения по данному делу заявитель ссылается на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2012 г. по делу N А65-6705/2012, вступившее в законную силу, которым признано недействительным аналогичное постановление Исполкома Зеленодольского муниципального района РТ N 481 от 19.04.2007.
Исковые требования заявителя основаны на п. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьях 9, 17, 41 Земельного кодекса РФ, и статьях 12, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Судом с учетом положений о подведомственности привлечены к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: гр. Хабибулина Л.Х., гр. Мухаметшина А.Н., гр. Хабибулин И.Ф., гр. Хабибулин И.И., гр. Хабибулин И.И., после принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
ТУ Росимущества в РТ обратилось с самостоятельным требованием о признании недействительным постановлений Исполкома Зеленодольского муниципального района РТ N 159 от 19 февраля 2007 г. и N 39 от 22 января 2008 г. в интересах Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация обратилась в арбитражный суд РТ с настоящим иском как собственник земельного участка.
При этом, как правильно указал суд, прекращение производства по делу нарушит права Российской Федерации на судебную защиту прав. Кроме этого, данный спор имеет для заявителя экономический характер, независимо от того, кому предоставлен спорный земельный участок.
Суд, оценивая доводы ответчика о пропуске заявителем процессуального срока на обжалование ненормативного акта органа местного самоуправления, установленного ст. 198 АПК РФ, правомерно исходил из следующего.
Раифское СПТУ N 1 является федеральным государственным бюджетным учреждением. По мнению ответчика, если исходить из того, что земельный участок третьего лица должен находиться в федеральной собственности, то в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику (Российской Федерации) принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Следовательно, собственник имеет все предусмотренные законом возможности для осуществления контроля за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества. Более того, такая обязанность возложена на государственный орган по управлению имущества в соответствии с Положением о нем.
При этом также ответчик отметил, что ТУ Росимущество в РТ не могло не знать о выбытии части земельного участка, поскольку Раифское СПТУ N 1, в силу закона обязано ежегодно сдавать отчеты о наличии закрепленного у него имущества, а также о количестве, имеющихся земель. (Подобная позиция согласуется с выработанной позицией ВАС РФ, отраженной в Определении ВАС РФ от 14 декабря 2011 года по делу N ВАС-15683/11). Представитель СПТУ N 1 данных фактов не отрицал. Уплата налогов идет из федерального бюджета.
Органы государственной власти, как представители публично-правового образования, на которых возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью государственного имущества, и которые имеют возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на имущество, должны были задолго до сообщения МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" знать об обстоятельствах выбытия спорного объекта недвижимого имущества из государственной собственности (Данная позиция согласуется с позицией, выработанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.12.2010 N 10853/10).
Факт проверки Раифского СПТУ N 1 и его документов, а также факт проверки организации со стороны ТУ Росимущества в РТ в 2010 году, ежегодная сдача отчетов о количестве закрепленных земель в Росимущество РФ (в том числе и в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годах), проведение межевания земельного участка 16:20:100301:26 в 2006 году, подтверждают, что Истец должен был знать о нарушении своих прав до сообщения
МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" от 08.05.2013 г. N 2/2067.
В своем отзыве ответчик также сослался на письмо Территориального управления Росимущества в РТ от 19.12.2012 N 04/392-ог в адрес жителей поселка местечко Раифа, из которого следует, что споры вокруг земельного участка поселка Раифа, а также находящихся на нем зданий, строений (в том числе жилых домов) велись примерно с 2010 года. В 2012 году Территориальным управлением Росимущества была осуществлена выездная проверка в поселок Раифа для "наведения порядка в отношении земельного участка под объектами недвижимого имущества", также осуществлялась проверка документов СПТУ N 1, было принято решение о проведении мероприятий по формированию самостоятельного участка для его дальнейшей передачи.
Ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления ТУ Росимущества в РТ в суд не направлялось. Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (выводы правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, от 26.07.2011 N 18306/10).
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан 07 августа 2013 года.
В своем заявлении заявитель указывает, что 08 мая 2013 года из письма МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" N 2/2067 в адрес Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан, стало известно еще о двух незаконно изданных постановлениях Исполкома. Из текста письма следует, что ТУ Росимущества в РТ обратилось с запросом от 17.04.2013 г. N 04/1987 в МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" о направлении сведений о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п. Местечко Раифа.
К письму от 08 мая 2013 года приложены копии постановлений Исполкома Зеленодольского муниципального района и копии договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:100301:0016 и 16:20:100301:0020.
Таким образом, именно с даты получения указанного письма ТУ Росимущества в РТ узнало о существующих постановлениях Исполкома, которые являются предметом рассмотрения данного дела.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, само по себе установление в законе сроков обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, ходатайство подлежит удовлетворению судом. При этом отсутствие причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, истекает 09 августа 2013 года.
Следовательно, истец обратился с заявлением о признании постановлений Исполкома Зеленодольского муниципального района N 159 и N 39, в установленный законом срок, предусмотренный главой 24 АПК РФ.
Заявителем оспариваются постановления ответчика в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.2 ст.201 АПК РФ, п.6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании незаконным решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормами статьи 199 АПК РФ, предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 14044/10).
В силу ч.1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ, лицо, обратившееся в арбитражный суд, обязано доказать наличие подлежащего защите права, а также факт его нарушения оспариваемым актом органа местного самоуправления. Ответчик несет бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого бездействия.
Между тем, из материалов дела усматривается, что 27 февраля 2002 года, на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан в равных долях в (одной четвертой) доле каждому семье Хабибулиных была передана квартира в индивидуальном жилом доме, расположенная по адресу: п. Раифа, ул. Детская, д. 26, кв. 2.
Право собственности на жилое помещение было зарегистрировано Зеленодольским филиалом ГРП при МЮ РТ и выданы свидетельства о государственной регистрации права от 27 февраля 2003 года N 16АА 190498, 16 АА 190497, 16 АА 190499, 16 АА 190500.
Согласно п.9 технического задания на межевание земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:0016 к землеустроительному делу N 234-2, изготовленному ООО "Сервис", изыскания в отношении земельного участка были выполнены в 2002 году, что подтверждается землеустроительным делом ООО "Земля" N 1430 от 17.12.2002.
Согласно пояснительной записке к землеустроительному делу на земельный участок N 234-2 от 2007 года, земельный участок, расположенный по адресу: РТ., Зеленодольский р-н, п.Раифа, ул.Детская, д.26, граничит с запада с участком Шагидуллина Р.Р. (ул. Детская, д.36-2), в другой части - земли общего пользования (земли Раифского СП). Акт установления и согласования границ со смежными землепользователями находится в землеустроительном деле ООО "Земля" N 1430 от 17.12.2002.
Кроме этого, в землеустроительном деле N 234-2 имеется акт согласования с установлением границ земельного участка по адресу: п.Раифа, ул. Детская, д. 26, кв. 2, от 17 сентября 2004 года, Комиссия в составе, в том числе представителя администрации Зеленодольского муниципального района и г. Зеленодольска, представителя Раифского СПТУ N 1, Управления Министерства земельных и имущественных отношений РТ в Зеленодольском муниципальном районе и г. Зеленодольске, Службы земельного кадастра района, представителя Раифского сельского поселения согласовала границы земельного участка площадью 646,0 кв.м., согласно прилагаемого проекта границ земельного участка для эксплуатации жилого дома N 26, кв. 2 по ул. Детская.
Сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:0016 были внесены в государственный земельный кадастр в 2002 году.
19 февраля 2007 года своим Постановлением N 159 Исполком Зеленодольского муниципального района предоставил в общую долевую собственность гражданам РФ Хабибулину И.Ф, Хабибулиной Л.Х., Хабибулину И.И., Хабибулину И.И. земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома площадью 646 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п.Раифа, ул.Детская, д.26, кв.2, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:0016, площадью 1030 кв.м.
В 2007 году были выполнены работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:0016, и произведен раздел земельного участка в натуре с образованием двух земельных участков (в том числе земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:032, что подтверждается актом раздела земельного участка от 31 августа 2007 года, имеющимся в материалах землеустроительного дела N 234-2.
В 2008 году Управлением Федеральной регистрационной службы по РТ было зарегистрировано право общей долевой собственности Хабибулиных на земельный участок с кадастровым номером 16:20:100301:032 общей площадью 646 кв.м.
В 1997 году постановлением администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска N 1147 от 29.07.1997 года от Раифского специального профессионально-технического училища N 1 в ведение Раифского Совета местного самоуправления были переданы земли в размере 29,9 га, из которых 23,3 га закреплены в постоянное пользование за Раифским профессионально-техническим училищем N 1.
В постановлении N 1147 отсутствует адрес передаваемых в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, какое-либо указание на их точное месторасположение.
Согласно пункта 1 статьи 131 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Возникшее до момента вступления в силу Закона N122-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей (пункт 1 статьи 6). При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Так, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в реестре государственные акты о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 N493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
В 1997 году на момент издания постановления N 1147 действовал Земельный кодекс, утвержденный Постановлением ВС РСФСР от 25.04.1991 N 1103/1-1 "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР".
Согласно статье 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Согласно статье 32 названного закона, приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Аналогичные нормы о необходимости надлежащего оформления (переоформления) права постоянного (бессрочного) пользования содержались в Земельном кодексе Республики Татарстан N 836-XII от 19.04.1991 (далее - ЗК РТ), который утратил силу 15 августа 1998 года, в связи с принятием Земельного кодекса от 10 июля 1998 года N 1736.
Согласно ст.23 ЗК РТ, право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется государственным актом на право пользования и владения землей, который выдается и регистрируется исполкомами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
В государственных актах на право владения и на право пользования землей указываются землевладелец или землепользователь, размеры и границы земельного участка, его кадастровая оценка и особые условия использования данного участка. Форма государственного акта разрабатывается Советом Министров Татарской ССР и утверждается Верховным Советом Татарской ССР.
Согласно ст.26 ЗК РТ 1991 года граждане, предприятия, учреждения и организации приступают к использованию предоставленного решением соответствующего Совета народных депутатов земельного участка земельного участка после установления землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдаче указанных в ст. 23 ЗК РТ документов на право владения и пользования землей.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", установлены единые для РСФСР две формы (N 1 и N 2) государственного акта.
Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 была разработана Инструкция "О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (утв. Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 09.03.1992 года), утратившая силу, в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и изданием Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.
В соответствии с п.1.3. Инструкции от 09.03.1992 г. по форме N 2 государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдаются предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок (п. 1.4. Инструкции).
Согласно п.1.6. Инструкции перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель. При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.
Приказом Государственного Комитета Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе от 14.07.1993 N 39 утверждена Инструкция о порядке выдачи государственных актов на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (приказ признан утратившим силу, в связи с изданием Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.03.2005 года N 153).
Согласно п. п. 1.1. Инструкции, в соответствии с Земельным кодексом РТ (статья 23), право собственности на землю, пожизненно наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом. Государственным предприятиям, учреждениям государственный акт на право пользования землей выдается по форме N 2.
В соответствии с п.2.7. Инструкции N 39 заполнению государственного акта предшествует составление "Чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании". Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 2 - на 3-й и 4-й страницах.
Таким образом, положения обоих Кодексов прямо указывали государственные акты на право пользования землей в качестве правоудостоверяющих документов и требовали установление границ земельного участка в натуре (на местности).
О необходимости надлежащего оформления права землепользования в соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством свидетельствует правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 28.07.2011 N 3976/11.
Доказательства проведения землеустроительных работ в отношении земельного участка площадью 23,3 га в материалы дела заявителем не представлены. Каких- либо иных доказательств, подтверждающих осуществление фактических действий по отводу земельного участка, в материалах дела также не имеется.
Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей установленной формы, выданного уполномоченным органом Раифскому СПТУ N 1 с приложением чертежа границ земель, либо свидетельства о праве собственности (праве постоянного (бессрочного) пользования) Раифского СПТУ N 1, которые бы позволили идентифицировать предоставленный Раифского СПТУ N 1 земельный участок, в материалы дела также не представлено.
Как следует из пояснений заявителя, земельному участку, предоставленному по постановлению администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от 29.07.1997 N 1147 был присвоен кадастровый номер 16:20:100301:26.
В материалы дела заявителем предоставлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права от 03 февраля 2012 года, подтверждающее право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:20:100301:26, площадью 162900,47 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п. Местечко Раифа, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Раифское профессионально-техническое училище N 1. Право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано 03 февраля 2012, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 16-16-22/015/2012-204.
Как следует из заверенной копии землеустроительного дела N 6110-1, изготовленного ООО "Земля" в 2006 году, на земельный участок с кадастровым номером 16:20:100301:26, земельный участок статуса "ранее учтенного" не имел, то есть был образован в 2006 году. Геодезические работы по межеванию в отношении земельного участка были впервые выполнены 28 августа 2006 года. Согласно п.5 технического задания на межевание земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Зеленодольскому району и г. Зеленодольску Славгородским А.А., сведений о наличии материалов ранее выполненных изысканий не имеется.
При этом в письме директора Раифского СПТУ N 1 Костюхина В.И. на имя директора ООО "Земля" N 205 от 13.07.2005, Раифское СПТУ N 1 просит провести межевание земельного участка под училище по адресу: РТ, Зеленодольский район, пос. Раифа, не площадью 23,3 га, а площадью 10,66 га.
Как следует из пояснительной записки к землеустроительному делу, по результатам вычислений составлен план границ, каталог координат поворотных точек границ земельного участка и ее частей. Граница земельного участка на местности указывалась в натуре заказчиком. Согласно кадастровому делу на земельный участок 16:20:100301:26, сведения об земельном участке были внесены в кадастр недвижимости в 2006 году.
Кроме того, земельным законодательством определены особенности предоставления земельных участков, связанные с целями их использования, общим условием является обращение заинтересованного лица с заявлением о приобретении какого-либо права на земельный участок. По смыслу статей 7, 9-11 ЗК РФ использование земель в Российской Федерации обусловлено их целевым назначением и формой собственности.
В соответствии со ст.17 ЗК РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 2178/11 от 19.07.2011 по делу N А55-39695/2009 статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Из анализа документов дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный по адресу РТ, Зеленодольский район, п.Местечко Раифа с кадастровым номером 16:20:100301:26, истребованного по запросу суда из Зеленодольского отдела Управления Росреестра по РТ следует, что право собственности Российской Федерации возникло на основании выписки из реестра федерального имущества от 06 августа 2010 года N 156/11. При этом в материалах дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный по адресу РТ, Зеленодольский район, п.Местечко Раифа, с кадастровым номером 16:20:100301:26, документ, явившийся основанием для государственной регистрации права, отсутствует.
На листе 12 дела правоустанавливающих документов имеется выписка из реестра федерального имущества N 225/1 от 30.11.2011 года. Указанная выписка содержит сведения об административном здании площадью 203,2 кв.м., с кадастровым N 16-16-22/061/2010-057, с инв. N 18б-5-597, находящимся по адресу: РТ, Зеленодольский район, пос. Раифа. Правообладателем указанного объекта является Государственное образовательное учреждение Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа.
Как усматривается из документов дела правоустанавливающих документов, в нем содержится два заявления на проведение государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поданных в Федеральную регистрационную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан уполномоченным представителем Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным от 30.12.2011 и от 30.01.2012.
В заявлении от 30.12.2011 заявитель просит зарегистрировать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:20:100301:26, площадью 16,29 га. В качестве правового основания регистрации указывается государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (пользования) землей от 18.08.1959. В деле содержится ссылка на регистрационное дело на земельный участок 16:20:100601:33.
При этом во втором, более позднем по дате заявлении на государственную регистрацию права от 30.01.2012 (N 22/015/2012-204) не содержится указание на государственный акт от 18.08.1959, согласно расписки в получении документов на государственную регистрацию к заявлению от 30.01.2012 заявитель приложил в качестве документов оснований: выписку из реестра федерального имущества от 30.11.2011 N 225/1 на здание и справку Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РТ от 28.12.2011 N 12-14-0274.
Основанием государственной регистрации права собственности Российской Федерации явилась выписка из реестра федерального имущества на административное здание площадью 203,2 кв.м., с кадастровым N 16-16-22/061/2010-057, с инв. N18б-5-597, по адресу: РТ, Зеленодольский район, пос. Раифа, находящееся на праве оперативного управления у Государственного образовательного учреждения Раифское специальное профессиональное училище N1 закрытого типа.
Судом установлено, что в деле правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 16.29 га отсутствует постановление N 1147 от 29.07.1997, на которое заявитель ссылается, как на основание возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 23,3 га у Раифского СПТУ N 1, созданного федеральными органами государственной власти (п. 1.2. Устава Раифского СПТУ N 1.
Суд, оценив доказательства в соответствии с правилами ст. 71 АПК РФ, сделал верный вывод о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:20:100301:26 площадью, 16,29 га. зарегистрировано на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 3.1. ФЗ РФ N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", как на земельный участок, занятый зданием, строением, сооружением, находящимися в собственности Российской Федерации, а не в силу подпункта 2 пункта 1 ст. 3.1. ФЗ РФ N 137, как утверждает заявитель.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на сведения публичной кадастровой карты на государственном портале государственных услуг, как на доказательство того, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:20:100301:0016 и 16:20:100301:0020 входили в состав земельного участка, отведенного в постоянное (бессрочное) пользование Раифскому СПТУ N 1 площадью 23,3 га.
При этом данное доказательство с учетом вышеуказанных обстоятельств, а также документов, содержащихся в материалах дела, является необоснованным, поскольку только визуальное графическое соотношение земель поселка Раифа и земельного участка с кадастровым номером 16:20:100301:26 не является достаточным доказательством в вопросе месторасположения земельного участка площадью 23,3 га, отведенного по постановлению N 1147 от 29.07.1997 г., а также не является достаточным для установления факта расположения спорных земельных участков в границах земельного участка Раифского СПТУ N 1.
Еще одним из доказательств, на которое ссылался заявитель в качестве оснований заявленных требований, является государственный акт на право пользования землей, выданный 18 августа 1959 года Исполкомом Зеленодольского районного, городского Совета народных депутатов н/д Раифской детской колонии МВД ТАССР. План земельного участка, предоставленного Исполком Зеленодольского районного, городского Совета народных депутатов, является приложением к исковому заявлению.
Так, в своем заявлении ТУ Росимущества в РТ указывает, что 18 августа 1959 года Исполкомом Зеленодольского районного, городского Совета народных депутатов н/д Раифской детской колонии МВД ТАССР (в настоящее время - ФГБ Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Раифское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа") были отведены в постоянное пользование земли площадью 87,7 га., в том числе 66,83 га пахотных земель, 1,75 га пастбищных, садов - 3,65 га и прочих угодий - 5,47 га., о чем 18.08.1959 года выдан акт на право пользования землей.
План земель 1958 года, предоставленных в постоянное пользование Раифской детской воспитательной колонии МВД ТАССР, содержит картографическое и текстовое описание границ земельных участков: "от А до Б" с землями гослесфонда Раифского лесхоза, от "Б до В" с землями госземфонда Зеленодольского района, от "В до Г" с землями Подсобного хозяйства Зеленодольского райфинотдела, от "Г до Д" с землями пришкольного участка Раифской семилетней школы, от "Д до Е" с землями гослесфонда Раифского лесхоза, от "Е до Ж" с землями госземфонда Зеленодольского района, от "Ж до А" с землями поселка Садовый, от "З до И" с землями подсобного х-ва Васильевского стекольного завода, от "И до К" с землями подсобного х-ва ОРСа Васильевского Лесокомбината, от "К до З" с землями совхоза Ключинский (т. 1 л.д.9-10).
Однако, заявитель не привел обоснование того, какое отношение указанный государственный акт 1959 года, имеет к рассмотрению настоящего дела и входил ли земельный участок, отведенный на основании Постановления N 1147 от 29.07.1997 в границы земель, отведенных Раифскому СПТУ N 1 в 1959.
В ходе рассмотрения гражданского дела N М-4455/2013 из пояснений представителя ТУ Росимущества в РТ, представителя Раифского СПТУ N 1, имеющихся в деле письменных доказательств, а также приобщенных к настоящему делу пояснений представителя ТУ Росимущества в РТ по делу N М-4455/2013 от 18.12.2013 N04/7198 было установлено, что за Раифским СПТУ N1 земельные участки закреплялись два раза: сначала в 1959 году, затем в 1997 году. 18 августа 1959 года Исполкомом Зеленодольского районного, городского Совета народных депутатов н/д Раифской детской колонии МВД ТАССР были отведены в постоянное пользование земли площадью 87,7 га., в том числе 66,83 га пахотных земель, 1,75 га пастбищных, садов -3,65 га и прочих угодий - 5,47 га., о чем 18.08.1959 года выдан акт на право пользования землей.
Затем постановлением администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска N 1147 от 29.07.1997 года от Раифского специального профессионально-технического училища N 1 в ведение Раифского Совета местного самоуправления были переданы земли в размере 29,9 га, из которых 23,3 га закреплены в постоянное пользование за Раифским профессионально-техническим училищем N 1. Межевания по разграничению земель населенного пункта п. Раифа и своих земель Раифское СПТУ N 1 не проводило, также межевание не проводило и Раифское сельское поселение.
Часть земельных участков, отведенных в 1959 году, поставлена на кадастровый учет, земельным участкам, присвоены номера: 16:20:100601:34, 16:20:100601:33 (находятся рядом с с. Малые Ключи), 16:20:100401:1 (примерно в 18 м. от северо-восточной границы п. Садовый по направлению на северо-восток). На данные земельные участки зарегистрировано право собственности РФ и имеются кадастровые паспорта. Основанием для государственной регистрации права собственности РФ послужил вышеуказанный Государственный акт на право пользования землей от 18 августа 1959 года. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в рамках рассмотрения настоящего спора по существу. В материалах дела имеется выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрированы права (право оперативного пользования и право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков).
При названных обстоятельствах, с учетом произведенной оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, в их совокупности, суд сделал правильный вывод о том, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования от 18 августа 1959 года, обладает признаками неотносимого и недопустимого доказательства по данному делу, поскольку земельный участок, предоставленный в 1997 году на основании Постановления N 1147, не является частью земель отведенных Раифской детской воспитательной колонии МВД ТАССР в 1959 году, в соответствии с государственным актом о предоставлении земель в постоянное пользование.
Таким образом, довод заявителя о расположении спорных земельных участков в границах земельного участка площадью 23,3 га, предоставленного Постановлением N 1147 от 29.07.1997 в судебном заседании также не нашел своего подтверждения. Идентифицировать объект земельных имущественных прав заявителя, указанный в Постановлении N 1147 от 29.07.1997, не представляется возможным, поскольку работы по землеустройству ни Раифское сельское поселение, ни Раифское СПТУ N 1 не проводило.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан при рассмотрении гражданского дела N М-4455/2013 (2-166), имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, пришла к аналогичному выводу.
Так, в своем определении Судебная коллегия указала, что материалы дела не содержат доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 16:20:1000301:0016, предоставленный Л.Х. Хабибулиной, расположен в пределах границ земельного участка площадью 23,3 га, закрепленного постановлением Администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска Республики Татарстан N 1147 от 29.07.1997 в постоянное пользование за Раифским профессионально-техническим училищем N 1.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрение настоящего дела приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Зеленодольского городского суда РТ по делу N М-4455/2013 по рассмотрению иска Хабибулиной Лилии Хасановны к Территориальному управлению Росимущества в РТ и к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ о признании недействительным постановления администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска N 1147 от 29.07.1997 года. В ходе рассмотрения указанного иска также была дана оценка доводам, заявленным истцом в рамках настоящего дела.
Статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена презумпция истинности обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом.
Арбитражным судом исследованы судебные акты Зеленодольского городского суда Республики Татарстан Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан по делу N М-4455/2013 (2-166): решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 года по делу N 2-166 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2014 года по тому же делу по иску Хабибулиной Л.Х к Исполкому Зеленодольского муниципального района об оспаривании Постановления от 29.07.1997 N 1147.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 01 июля 2014 по делу N 2-166 исковые требования Хабибулиной Л.Х удовлетворены в полном объеме, постановление Администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска Республики Татарстан N 1147 от 29.07.1997 г. "О передаче селидебных земель Раифского специального профессионально-технического училища в ведение Раифского Совета местного самоуправления" в части закрепления в постоянное пользование за Раифским специальным профессиональным техническим училищем N 1 земельного участка площадью 23,3 га признано незаконным.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2014 года был принят новый судебный акт, которым решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан было отменено и Хабибулиной Л.Х. отказано в удовлетворении заявленных требований. Апелляционное определение вступило в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан не согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку материалы дела не содержат доказательств, что предоставленный Л.Х. Хабибулиной земельный участок с кадастровым номером 16:20:1000301:0016, расположен в пределах границ земельного участка площадью 23,3 га, закрепленного постановлением Администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска Республики Татарстан N 1147 от 29.07.1997 г. в постоянное пользование за Раифским профессионально-техническим училищем N 1.
Исходя из изложенного, а также учитывая то, что условием удовлетворения требований о признании незаконным решений и действий органов местного самоуправления и их должностных лиц является наличие со стороны данных органов нарушений требований закона и одновременно наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в нарушение императивных норм ст. 65 АПК, заявитель не доказал заявленные им доводы о незаконном изъятии земельных участков из земель площадью 23,3 га, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования Раифскому СПТУ N 1, и как следствие, не доказал нарушение права Российской Федерации в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительными постановления Исполнительного комитета Зеленодольского района РТ N 159 от 19 февраля 2007 г. N 159 о предоставлении в общую долевую собственность гражданам РФ Хабибулиным земельного участка площадью 646 кв.м с кадастровым номером 16:20:100301:32, по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п. Раифа, и постановления Исполнительного комитета Зеленодольского района РТ от 22 января 2008 года N 39 о предоставлении в собственность гражданину РФ Мухаметшиной А.Н. земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым номером 16:20:100301:0020, площадью 858 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Раифское сельское поселение, п. Раифа пер. Клубный, д. 16.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2015 года по делу N А65-17678/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17678/2013
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск
Третье лицо: ГОУ "Раифское специальное профессионально-техническое училище N1 закрытого типа, ГОУ "Раифское специальное профессионально-техническое училище N1 закрытого типа "а", Мухаметшина Альфия Нурхалясовна, Зеленодольский район, п. Раифа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Хабибуллин Ильдар Фагамович, Зеленодольский район, п. Раифа, Хабибуллин Ильхам Ильдарович, Зеленодольский район, п. Раифа, Хабибуллин Искандер Ильдарович, Зеленодольский район, п. Раифа, Хабибуллина Лилия Хасановна, Зеленодольский район, п. Раифа