г. Москва |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А40-15385/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Правительства Ивановской области и Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2015 по делу N А40-15385/15 (84-121)
по заявлению Правительства Ивановской области
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: 1) ООО "Сервис Профи"; 2) ООО "СПК "Агро-Союз";
3) ООО "СПК "Хлебороб"; 4) Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; 5) Министерство сельского хозяйства РФ
о признании незаконными решения от 02.12.2014 N 1-15-11/00-06-14, предписания от 02.12.2014 N б/н,
при участии:
от заявителя: |
Чернов М.В. по дов. от 22.06.2015; |
от ответчика: |
Трусова Г.Н. по дов. от 02.07.2015, Зайцева А.О. по дов. от 18.12.2014; |
от третьих лиц: |
1-3) не явились, извещены, 4) Витюлева Г.А. по дов. от 22.06.2015, 5) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ивановской области (Правительство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 02.12.2014 N 1-15-11/00-06-14 в части признания в действиях заявителя нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N76-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства"; а также
- о признании незаконным предписания ФАС России от 02.12.2014 N б/н, обязывающее Правительство Ивановской области в срок до 02.04.2015 прекратить нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства"
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований полностью отказано. При этом суд исходил из того, что заявитель не доказал, каким образом оспариваемое решение ФАС России нарушает его права и законные интересы, а также на защиту и восстановление каких прав направлены заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным решением, Правительство Ивановской области и Департамент сельского хозяйства Ивановской области (Департамент) подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывают на то, что Ивановская область как субъект РФ вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета, а также определять меры по реализации полномочий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории области.
Полагают, что определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения обозначенных целей развития сельского хозяйства Ивановской области отнесено к правомочиям Правительства Ивановской области и осуществлялось в соответствии с принятыми и обязательными к исполнению нормативными актами.
Утверждают, что установленные Правительством Ивановской области условия, определившие круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счёт средств областного бюджета в виде субсидий не затрагивают защищаемые антимонопольным законодательством права сельхозтоваропроизводителей на доступ на товарный рынок.
Обращают внимание, что в силу части 1 статьи 15 Федерального закона 135-ФЗ и приведённых правовых норм возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определённом товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом. В связи с этим, констатация тех или иных действий (бездействий) соответствующих органов, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания таковых нарушившими требования указанной нормы Федерального закона 135-ФЗ.
Выразили мнение о том, что обжалуемым решением ФАС России нарушает право Правительства Ивановской области как исполнительного органа государственной власти Ивановской области самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета, а также определять меры по реализации полномочий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории Ивановской области в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель Правительства Ивановской области и представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционных жалобах, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать, изложил свои доводы. Представил подлинник отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ с доказательствами направления копий отзыва лицам, участвующим в деле и в суд, а также письменные объяснения.
В представленных отзыве и в письменных объяснениях представитель ФАС России возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступили заявления ООО "СПК "Агро-Союз" и ООО "Сервис Профи" с жалобами на действия Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее - Департамент) по вопросам предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна и семян рапса в рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Ивановской области.
В период подготовки дела к рассмотрению в ФАС России поступило заявление ООО "СПК Хлебороб", в котором заявитель сообщил, что Правительством Ивановской области постановлениями от 09.12.2013 N 496-п и от 05.03.2014 N 76-п внесен ряд изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства", которые, по мнению заявителя, также создают дискриминационные условия для отдельных сельхозпроизводителей Ивановской области, имеющих право на получение субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Учитывая, что рассматриваемое ФАС России дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по аналогичным основаниям, указанное заявление приобщено к делу N 1-15-11/00-06-14 и ООО "СПК Хлебороб" привлечено к участию в деле в качестве заявителя.
Рассмотрев документы и информацию, представленные в ФАС России, и материалы дела N 1-15-11/00-06-14 о нарушении антимонопольного законодательства, ФАС России установила, что в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Ивановской области в соответствии Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" принят Закон Ивановской области от 30.10.2008 N 125-03 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закон Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" к мерам государственной поддержки сельскохозяйственного производства относится субсидирование мероприятий в области сельского хозяйства. Субсидии, а также иные средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства, предусмотренные пунктом 1 вышеназванной статьи, предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий год и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Ивановской области.
Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку
Сельскохозяйственного производства регламентируется постановлением
Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N 165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" (далее Порядок). Согласно указанному Порядку, сельхозпроизводителям предоставляются, в том числе, субсидии на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур.
Согласно изменениям, внесенным в Порядок постановлением Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п, субсидии предоставляются в IV квартале текущего года при условии реализации продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, имеющим оборудование по переработке сырья, для производства муки, крупы и растительного масла.
По результатам рассмотрения представленных документов и сведений Управление приняло оспариваемое решение. На основании решения выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Не согласившись с указанным решением ФАС России и предписанием, Правительство Ивановской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявленными требованиями по делу требованиями.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт подлежит отмене.
Согласно положениям статьи 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений части 1 статьи 3 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ определено, что одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Системный анализ приведенных норм федерального законодательства и законодательства Ивановской области позволяет сделать вывод о том, что к компетенции этого субъекта Российской Федерации отнесены полномочия по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета субъекта в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета и определение в том числе, перечня мероприятий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории области в соответствии с правовыми принципами бюджетного регулирования и отраслевого регулирования в сфере определения основных направлений развития сельского хозяйства в Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона Ивановской области от 30.10.2008 N 125-03 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области" устанавливаются меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, к которым в том числе относится и субсидирование мероприятий в области сельскохозяйственного производства.
Таким образом, определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения обозначенных целей развития сельского хозяйства Ивановской области отнесено к правомочиям Правительства Ивановской области и осуществлялось в соответствии с принятыми и обязательными к исполнению нормативными актами.
Данный вывод соответствует позиции Верховного суда Российской Федерации выраженной в определении от 01.12.2010 по делу N 34-Г10-15, согласно которой принятие органами государственной власти субъекта нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территории и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижению устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию производства, является прерогативой таких органов.
Порядок, утверждённый постановлением Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N 165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства", устанавливает категории получателей, цели, условия и порядок предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановление Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п, вносящее изменение в постановление 165-п, установило, что основной целью субсидирования сельхозтоваропроизводителей на реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур является стимулирование производства продовольственного зерна и семян масличных культур, для удовлетворения потребности перерабатывающих организаций, зарегистрированных на территории Ивановской области, в сырье собственного производства и в качестве условия для данного субсидирования определило реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур собственного производства урожая текущего года перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области, имеющим оборудование по переработке сырья, для производства муки, крупы и растительного масла.
По своему смыслу и содержанию данный правовой акт соответствует требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 78 БК РФ.
В положениях статьи 78 БК РФ раскрывается понятие субсидии как помощи, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N 165-п направлено на регулирование бюджетных отношений по предоставлению субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.
В качестве предмета регулирования постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п определены правоотношения в области реализации права на получение сельхозтоваропроизводителями государственной поддержки из средств областного бюджета в форме субсидий, а не деятельность сельхозтоваропроизводителей в сфере производства и оборота зерна. При этом данным постановлением не устанавливался запрет и не вводились ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определённых видов товаров.
Установив конкретные условия, Правительство Ивановской области тем самым определило круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счёт средств областного бюджета в виде субсидий. Однако это обстоятельство не затрагивает их права, защищаемые антимонопольным законодательством, на доступ на товарный рынок, на производство, обмен, потребление, приобретение, продажу, иную передачу товара. Сельхозтоваропроизводители, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, вправе самостоятельно принимать решение об определении рынков сбыта произведенной продукции. Ограничений для свободного перемещения произведённой продукции по территории Российской Федерации постановление N 76-п не содержит.
Системный анализ норм пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 264-ФЗ и статьи 65 БК РФ указывает на то, что постановление Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N76-п не содержит положений препятствующих осуществлению сельскохозяйственными товаропроизводителями своей собственной деятельности, в частности, по производству и реализации произведённой продукции; не устанавливает запреты, не вводит ограничений в отношении свободного перемещения продовольственного зерна и семян масличных культур в Российской Федерации, иных ограничений прав сельхозтоваропроизводителей на покупку, продажу продовольственного зерна и семян масличных культур; не устанавливают приобретателям продовольственного зерна и семян масличных культур ограничений выбора сельхозтоваропроизводителей, производящих и реализующих продовольственное зерно и семена масличных культур.
Таким образом, любой сельхозтоваропроизводитель области имел равную с другими сельхозтоваропроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависело от воли и желания получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На обязанность антимонопольного органа доказывать в арбитражном суде факт нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указано в статьях 189 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в разъяснениях, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства" (далее - Постановление от 30 июня 2008 года N 30).
Как разъяснено в пункте 8 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма Федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Принятие Постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п, по мнению ФАС России и суда первой инстанции, создаёт дискриминационные условия отдельным сельхозтоваропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, что нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Как установлено в пункте 8 части 1 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ, под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В своём решении суд в соответствии с позицией ФАС России сделал вывод о том, что положения пункта 6.2 Постановления N 76-п создают преимущество группе компаний ООО "РИАТ" в осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке растениеводства Ивановской области и это может привести к ограничению конкуренции на рынке зерновых культур и продуктов их переработки Ивановской области.
При этом суд исходил из того, исходил из того, что группа компаний ООО "РИАТ" является единственным хозяйствующим субъектом Ивановской области, которому сельхозтоваропроизводители могут реализовать продовольственное зерно для переработки. Только при этом условии в соответствии с требованиями, установленными в Порядке, сельхозтоваропроизводители могут претендовать на государственную поддержку в виде субсидий из бюджета Ивановской области.
Применительно к утверждению суда о создании преимущества группе компаний ООО "РИАТ" беспредметной является ссылка суда на то, что ООО "Хлебокомбинат РИАТ г.Кинешма" осуществляет переработку зерна для собственных нужд и не поставляет произведенную муку для реализации на товарном рынке Ивановской области, поскольку пункт 6.2 постановления N 76-п не содержит условия об обязательной реализации произведенной муки на товарные рынки и запрета производства муки для собственных нужд перерабатывающего предприятия.
Несостоятельным является утверждение ФАС России в заявлении ООО "СПК "Хлебороб" от 07.04.2014 о том, что только группа компаний ООО "РИАТ" имеет оборудование по переработке сырья для производства муки, и поэтому аграрии Ивановской области могут продавать выращенную продукцию только одному покупателю.
Вопреки данному утверждению из материалов арбитражного дела следует, что после вступления в силу постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п ООО "СПК "Хлебороб" 31.03.2014, т.е. до истечения одного месяца, подписало с перерабатывающим предприятием ООО "Агро-Эксперт" спецификацию N 3.1 к договору поставки N 213 от 07.05.2013 на поставку 400 тн. продовольственного зерна (продзерно). В последующем было подписано еще 2 спецификации на поставку продзерна для дальнейшего использования в целях производства продовольственных товаров. Всего в 2014 году за реализованное на переработку в ООО "Агро-Эксперт" продовольственное зерно ООО "СПК "Хлебороб" получило субсидии в размере 1086,4 тыс. руб.
О создании дискриминационных условий не свидетельствует, вопреки утверждению ответчика и суда первой инстанции, ответ на соответствующий запрос ФАС России данный перерабатывающим предприятием ООО "Агро-Эксперт" в письме от 19.06.2014 N 1804 где сообщалось об отсутствии соответствующих мощностей по переработке зерна в период 2013-2014 г.г. Подписанные в марте, апреле, мае 2014 года спецификации на поставку зерна свидетельствуют о том, что данное предприятие предполагало принимать поставленную продукцию на переработку для производства продовольственных товаров. Данное намерение и было выполнено во 2 полугодии 2014 года, так как материалами дела подтверждается, что за период с 01.10.2014 по 30.11.2014 данным перерабатывающим предприятием было произведено 7,120 тн. крупы пшеничной (код по ОКВЭД 10.61.31.110), а также представлены копии документов об имеющемся оборудовании.
Внесенные Правительством Ивановской области изменения в Порядок, не ограничивались сроком действия 2014 годом, поэтому отсутствие мощностей в 2013 - в 1-м полугодии 2014 г. не свидетельствует о невозможности закупки продзерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей во 2 полугодии 2014 г. и позднее и, как следствие, не являться основанием для признания, что действия Правительства Ивановской области привели или были направлены на ограничению конкуренции, в том числе путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут получить субсидии.
Кроме того, в решении ФАС России отмечено, что оборудование для переработки зерна имелось в ООО "Машинно-тракторная станция" в ОАО "Зернопродукт", в ООО "Шартом", а также у других хозяйствующих субъектах. Тот факт, что в 1 полугодии 2014 года данными субъектами сырье не закупалось и мука не производилось, не означает того, что данные предприятия по не зависящим от него причинам были лишены возможности производить переработку зерна.
Нахождение ОАО "Зернопродукт", имеющего оборудование для переработки зерна, в стадии банкротства, но не исключенного из ЕГРЮЛ также не свидетельствует о том, что оно лишено возможности в дальнейшем осуществлять переработку зерна.
Поскольку сельскохозяйственные товаропроизводители Ивановской области в целях получения субсидий могли реализовать продовольственное зерно не только ООО "Риат-База", но и иным перерабатывающим предприятиям имеются основания утверждать об отсутствии приоритетных условий для группы компаний "РИАТ" и о равных возможностях для сельскохозяйственных товаропроизводителей Ивановской области в вопросе получения субсидий на реализацию продовольственного зерна.
Ссылаясь на ч.1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", ФАС России в резолютивной части своего решения от 02.12.2014 по делу N1-15-11/00-06-14 сделал вывод о том, что Правительство Ивановской области создало дискриминационные условия отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N76-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства"
Такой вывод в оспариваемом решении ФАС России противоречит смыслу и содержанию ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а также фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие Постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п не привело и могло привести к ограничению конкуренции в виде создания дискриминационных условий для отдельных сельхозпроизводителей Ивановской области, имеющих право на получение субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
В решении ФАС России не указано на то, каким образом установление целей и условий субсидирования сельхозтоваропроизводителей, отразилось на соответствующем товарном рынке, в то время как оценка целесообразности включения тех или иных категорий хозяйствующих субъектов, целей и условий в программу господдержки не относится к полномочиям антимонопольного органа при отсутствии каких-либо доказательств того, что предоставление такой господдержки нарушит конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
К тому же, ФАС России не представлены доказательства наличия зависимости между возможностью осуществления деятельности на товарном рынке и получением субсидии в рамках постановления N 76-п, в то время как установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что неполучение такой субсидии не препятствует хозяйствующему субъекту осуществлять деятельность в качестве сельхозтоваропроизводителя.
Таким образом, ФАС России в оспариваемом решении по делу N 1-15-11/00-06-14, применительно к перечню нарушений, перечисленных в статье 15 Федерального закона о защите конкуренции, не привел исчерпывающих обоснований необходимых для квалификации издания Правительством Ивановской области постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N 165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" как нарушающего требования антимонопольного законодательства.
Для констатации факта нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона о защите конкуренции путем создания дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, а также последствий этого в виде возможного ограничения конкуренции и наличия реальной причинно-следственной связи между данным фактом и возможными его последствиями необходимо достоверно установить и всесторонне оценить последствия тех или иных действий (бездействия) субъекта с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду применительно к конкретным обстоятельствам.
Однако в оспариваемом решении ФАС России(т.1 л.д.18-23) отсутствует конкретное фактическое обоснование наличия угрозы ограничения конкуренции на рынке сельхозтоваропроизводителей в Ивановской области, действительность такой угрозы, возможности развития такой угрозы в рамках соответствующей хозяйствующей и экономической деятельности, а также характеристика содержания возможного ограничения конкуренции.
Кроме того, в резолютивной части оспариваемого решения ФАС России от 02.12.2014 по делу N 1-15-11/00-06-14 содержится вывод лишь о фактическом вменении Правительству Ивановской области нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона о защите конкуренции. При этом не указаны вмененные квалифицирующие признаки, что создает недопустимую неопределенность обвинения, которая в рамках юрисдикции ФАС России не обеспечивает и препятствует защите прав и законных интересов всех участников спорных отношений.
Ввиду изложенного оспоренные решение и предписание ФАС России нарушают право Правительства Ивановской области как высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета, а также определять меры по реализации полномочий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории Ивановской области в соответствии с действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах следует признать наличие совокупности условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.2 ст.201 АПК, для признания незаконными и отмене оспариваемых решения и предписания ФАС России.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд посчитал установленными и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 266-269, 270 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 апреля 2015 г. по делу N А40-15385/15 отменить.
Удовлетворить заявленные Правительством Ивановской области требования:
- о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 02.12.2014 N 1-15-11/00-06-14 в части признания в действиях заявителя нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п " О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства"; а также
- о признании незаконным предписания ФАС России от 02.12.2014 N б/н, обязывающее Правительство Ивановской области в срок до 02.04.2015 прекратить нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании дискриминационных условий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области, осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 76-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 19.05.2011 N165-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства"
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15385/2015
Истец: Правительство Ивановской области, Правительство Ивановской области Иваново, Пушкина, 4
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РФ, ООО "Сервис Профи", ООО "СПК "Агро-Союз", ООО "СПК Системы учета", ООО "СПК Хлебороб", ФАС России, ФАС РФ
Третье лицо: Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Министерство сельского хозяйства РФ, ООО сервиспрофи, ООО спк агро-союз, ООО спк хлебороб