г. Владивосток |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А51-2619/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-5664/2015
на решение от 06.05.2015
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-2619/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.12.2002)
о признании незаконным предписания от 22.01.2015 по делу N 209/08-2014,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель Самсонова В.М. по доверенности от 30.01.2015, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 11808;
от администрации города Владивостока: представитель Коврова М.Н. по доверенности от 11.12.2014 N 1-3/4232 сроком по 31.12.2015, удостоверение N 3633,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным предписания от 22.01.2015 по делу N 209/08-2014.
Решением арбитражного суда от 06.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с чем администрация города Владивостока обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что услуги, предусмотренные Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утверждённого постановлением администрации города Владивостока от 30.12.2010 N 1608, не относятся к государственным или муниципальным услугам, предусмотренным федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а, следовательно, требования о предоставлении документов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов, при обращении за такими услугами являются правомерными. Полагает, что требование о предоставлении соответствующих документах, содержащееся в вышеуказанном Регламенте, обусловлено необходимостью реализации полномочий органа местного самоуправления и не может быть исключено ввиду отсутствия возможности осуществления межведомственного взаимодействия, так как часть необходимых документов не предоставляется в рамках такого взаимодействия, а к расходным обязательствам муниципального образования не отнесено выполнение работ по подготовке документов, требуемых от заявителей положениями Регламента. Считает, что оспариваемым предписанием нарушается компетенция Администрации в области самостоятельной нормотворческой и правоприменительной деятельности, поскольку предписание содержит конкретные указания о подлежащих внесению в Регламент изменениях. Кроме того, утверждает, что исполнение предписания повлечёт дополнительные расходы бюджета.
От антимонопольного органа в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Управление указало, что предусмотренные Регламентом услуги являются государственными услугами, порядок оказания которых подлежит приведению в соответствие с положениям Закона N 210-ФЗ. Полагает, что судом первой инстанции правильно установлены существенные для дела обстоятельства и применены нормы права, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои требования и возражения, приведённые в апелляционной жалобе и отзыве на неё.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Управление на основании проведённой по собственной инициативе во исполнение протокола заседания Совета территориальных органов ФАС России от 11.03.2014 N 1 экспертизы положений административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения статьи 15 Закона о защите конкуренции при установлении в них требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ, пришло к выводу о нарушении Администрацией г. Владивостока части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) подпунктов 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 пункта 2.6 Регламента предоставления Администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент), утверждённого Постановлением от 30.12.2010 N 1608, устанавливающих требование о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, применение которых приводит и может привести к ограничению конкуренции.
В связи с изложенными обстоятельствами антимонопольным органом 11.12.2014 вынесен приказ N 388 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
Определением от 11.12.2014 дело N 209/08-2014 назначено к рассмотрению, по результатам которого решением Управления по делу N209/08-2014 Администрация г. Владивостока признана нарушающей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), что выразилось в неприведении Администрацией г. Владивостока в соответствие с Законом N210-ФЗ подпунктов 5,6,8,9,10,12,13,14,15 пункта 2.6 Регламента, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством РФ и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, применение которых приводит и может привести к ограничению конкуренции (создает угрозу конкуренции).
На основании приведённого выше решения Администрации 22.01.2015 выдано предписание о принятии следующих мер, направленных на прекращение установленного Управлением нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции: в срок до 13 февраля 2015 внести изменения в пункт 2.6 Регламента: (1) исключить абзацы 10, 12, 13, 14; (2) указать, что документы, предусмотренные абзацами 5, 6, 8, 9, 15, заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как сведения, содержащиеся в них, подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Общество, считая предписание антимонопольного органа от 22.01.2015 нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленного требования о признании предписания незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Оценивая законность и обоснованность оспариваемого предписания антимонопольного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Частью 2 статьи 16.1 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
По смыслу положений части 2 статьи 16.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 данной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Как следует из статьи 2 Закона N 210-ФЗ, законодателем установлены два вида услуг, предоставляемых государственными органами власти и органами местного самоуправления: государственные услуги и муниципальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Пункт 6 статьи 14 Закона N 210-ФЗ устанавливает, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного обмена.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а также порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены, соответственно, статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшими до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (части 7, 8 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Вышеприведённые законоположения в своей совокупности и взаимосвязи предполагают, что утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) отнесено Земельным кодексом РФ к полномочиям органа местного самоуправления, в связи с чем соответствующая услуга, предоставляемая уполномоченными органами городского округа, относится к категории государственных услуг, предоставляемых органом местного самоуправления.
Следовательно, действие Закона N 210-ФЗ распространяется на отношения, связанные с предоставлением Администрацией услуги по утверждению и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), предусмотренной Регламентом, который, в свою очередь, должен соответствовать требованиям данного Закона.
Согласно части 6 статьи 7 Закона N 210-ФЗ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: 1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца; 2) документы воинского учета; 3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; 4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; 5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида; 6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида; 7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы; 8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания; 9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность; 10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения; 11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы; 12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 13) учредительные документы юридического лица; 14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве; 15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы; 18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия; 19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Статьей 12 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Как установлено статьёй 14 Закона N 210-ФЗ, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного обмена.
Исходя из перечисленных норм, Администрация при предоставлении рассматриваемой услуги не вправе предъявлять заявителю требование о предоставлении документов, не предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, а также документов, которые могут быть получены в рамках межведомственного информационного обмена.
Как следует из материалов дела, пунктом 2.6. Регламента установлен следующий перечень документов для получения услуги:
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) - абз.5;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) - абз. 6;
- выписка из Единого государственного реестра о регистрации юридического лица - абз.8;
- кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе (при наличии) - абз.9;
- обзорная схема земельного участка с указанием испрашиваемых границ - абз. 10;
- топографическая съемка 1:500, выполненная лицензированной организацией, имеющая срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД - абз. 12;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненная в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз - абз. 13;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях - абз. 14;
- параметры основных н? грузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, а также категория надежности электроснабжения), для получения технических условий - абз. 15.
Согласно пункту 3.15 Регламента при предоставлении неполной информации специалист отдела направляет заявителю запрос о предоставлении недостающих документов. Заявитель обязан предоставить недостающую информацию в месячный срок, в противном случае, заявление снимается с рассмотрения.
Установленное Администрацией в пункте 2.6 Регламента в целях выдачи акта о выборе земельного участка с приложением схемы земельного участка на кадастровом плане требование о предоставлении обзорной схемы земельного участка с указанием испрашиваемых границ (абз. 10), топографической съемки 1:500, выполненной лицензированной организацией, имеющая срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД (абз. 12), схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненной в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р, на бумажном носителе (абз. 13) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dfx, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях, противоречит пункту 1 части 1 статьи 7, пункту 6 статьи 14 Закона N 210-ФЗ, так как представление перечисленных документов не предусмотрено статьёй 31 ЗК РФ.
Установленное Администрацией г. Владивостока в абзацах 5,6,8,9,15 пункта 2.6 Регламента требование о представлении копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц), выписки из ЕГРЮЛ, кадастрового плана территории (выписки из государственного кадастра недвижимости), параметров основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, а также категория надежности электроснабжения), для получения технических условий противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 и пункту 6 статьи 14 Закона N 210-ФЗ, так как сведения, содержащиеся в перечисленных документах, находятся в распоряжении государственных органов и организаций и требование об их представлении не допускается.
В соответствии с Законом N 210-ФЗ Администрация вправе требовать от заявителя при обращении за предоставлением услуги документы, перечисленные в абзацах 1 (заявление), 2 (копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физического лица), 7 (доверенность) пункта 2.6 Регламента.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, как признак ограничения конкуренции.
Поскольку Регламент принят Администрацией до вступления в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 14 Закона N 210-ФЗ, Администрация после 1 октября 2011 года должна была привести этот нормативный акт в соответствие с указанными законоположениям.
Неприведение Администрацией в соответствие с названным Законом абзацев 5,6,8,9,10,12,13,14 и 15 пункта 2.6 Регламента, устанавливающих требования о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 31 Земельного кодекса РФ) и находящихся в распоряжении государственных органов и организаций, нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как применение перечисленных норм приводит или может привести к ограничению конкуренции (создает угрозу конкуренции).
На момент принятия Управлением решения перечисленные нормы Регламента в соответствии с требованиями Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг приведены не были.
Таким образом, предписание антимонопольного органа по делу N 209/08-2014 соответствует антимонопольному законодательству.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган полномочен выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Таким образом, предписание по делу N 209/08-2014 соответствует антимонопольному законодательству и выдано УФАС о ПК в пределах полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции.
При этом коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что в связи с внесением изменений в ЗК РФ постановление администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 и утверждённый им Регламент утратили силу 1 марта 2015 года в связи с изданием Постановления администрации г. Владивостока Приморского края от 06.03.2015 N 549, однако данный факт не влияет на законность оспариваемого предписания, и, соответственно, на обоснованность выводов обжалуемого решения.
На основании изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы об обоснованности и соответствии закону положений Регламента в указанной выше части признаются коллегией ошибочными и отклоняются.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.05.2015 по делу N А51-2619/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2619/2015
Истец: Администрация города Владивостока
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю