г. Москва |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А41-7039/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Мещеряков М.Н., по доверенности от 07.03.2014,
от заинтересованных лиц:
от администрации городского округа Домодедово - Голенцов М.В., по доверенности от 06.10.2014 N 3-35/525,
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово - Воробьева А.И., по доверенности от 21.05.2015 N 12-19/20,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сандиа-Строй" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2015 года по делу N А41-7039/15, принятое судьей Гришиной Т.Ю., по заявлению ООО "Сандиа-Строй" к администрации городского округа Домодедово, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово о признании отказа в реализации преимущественного права незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сандиа-Строй" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрация городского округа Домодедово, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово с требованиями:
- о признании незаконным отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, село Ям, улица Школьная, дом 36, общей площадью 537,5 кв.м, оформленного письмом от 12.12.2014 N 3-17/3945;
- об обязании администрации устранить допущенные нарушения путем совершения юридически значимых действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", необходимых для реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения по адресу: Московская область, г. Домодедово, село Ям, улица Школьная, дом 36, общей площадью 537,5 кв.м, а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости указанного имущества в порядке, установленном Федеральным Законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке: направить ООО "Сандиа-Строй" проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации.
Решением от 13 апреля 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал, поскольку судом был установлен факт наличия задолженности у заявителя перед администрацией по внесению арендной платы на дату обращения с заявление о выкупе арендуемого помещения.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Сандиа-Строй" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель общества ссылался на пункт 1.5. договора аренды нежилых помещении N 535-КИ от 08.06.2011, которым предусмотрено, что арендная плата корректируется один раз в год в соответствии со статьей 614 ГК РФ. Арендатор самостоятельно пересчитывает арендную плату в связи с изменением базовой ставки после опубликования соответствующих нормативно-правовых актов исполнительного органа Домодедовского района в средствах массовой информации путем умножения действующей ставки на коэффициент индексации. На 2014 год не была установлена базовая ставка арендной плазы, с которой пункт 1.5. договора связывал возможность изменения арендной платы. Решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 17.12.2013 N 1-4/562 установлена новая методика расчета арендной платы, в то время как спорный договор не предусматривает автоматической корректировки данного условия при изменении соответствующего акта публично-правового образования. Определение размера арендной платы на основании отчета об оценке представляет собой кардинальное изменение способа расчета арендной платы и базируется на иных принципах определения стоимости аренды в сравнении с согласованными сторонами, поэтому задолженности но указанному договору у арендатора нет и не было на дату обращения за выкупом.
Представители заинтересованных лиц возражали против доводов жалобы. Просили обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснили, что заявитель при наличии задолженности по арендной плате не соответствует совокупности условий, установленных в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, соответственно, у него отсутствуют правовые основания для выкупа арендуемого помещения в соответствии с положениями Закона N 159-ФЗ. На вопрос апелляционного суда представитель администрации пояснил, что каких - либо иных препятствий для выкупа помещения не установлено, общество относится к надлежащим субъектам, помещение не включено в соответствующий перечень, препятствующий выкупу, является обособленным объектом недвижимости и пр.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Сандиа Строй" (арендатор) и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (арендодатель) 08 июня 2001 года был заключен договор аренды нежилых помещений N 535-КИ, по которому администрация г/о Домодедово передает ООО "Сандиа Строй" во временное пользование за плату нежилое помещение по адресу: Московская область, г.Домодедово, с. Ям, ул. Школьная, д.36, общей площадью 537,5 кв.м, а ООО "Сандиа Строй" принимает указанное нежилое помещение и ежемесячно вносит арендную плату на счет арендодателя.
Договор аренды от 08.06.2001 первоначально был заключен сроком на 10 лет (пункт 6.5. договора), в дальнейшем дополнительным соглашением от 21.06.2011 N 6 к договору срок аренды был продлен до 01.07.2015.
28 августа 2014 года ООО "Сандиа Строй" было подано заявление в администрацию городского округа Домодедово о соответствии арендатора условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". ООО "Сандиа Строй" просило в порядке, установленном Федерального закона N 209-ФЗ обеспечить реализацию преимущественного права приобретения арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, село Ям, улица Школьная, дом 36, общей площадью 537,5 кв.м.
12.12.2014 письмом заместителя руководителя администрации-Председателя комитета по управлению имуществом В.А. Барулина ООО "Сандиа Строй" было отказано в выкупе арендуемого имущества в связи с имеющейся задолженностью по арендной плате в сумме 2 537 684 рублей 98 копеек, в том числе пени - 1 273 934 рубля 98 копеек.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и нарушает право общества на реализацию предусмотренного названным Законом преимущественного права выкупа арендуемого помещения, ООО "Сандиа Строй" обратилось с заявлением в суд.
Изучив материалы дела, апелляционный суд признает незаконным отказ администрации городского округа Домодедово Московской области в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, оформленный письмом от 12.12.2014 N 3-17/3945, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу положений части 2 статьи 9 и части 2 статьи 10 Федерального закона N 159-ФЗ с 01 января 2009 года субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 этого Закона требованиям, получил возможность по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Данный Закон опубликован 25 июля 2008 года.
В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям, и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с причиной отказа в приобретении арендуемого имущества.
Согласно материалам дела на момент обращения общества с заявлением о принятии решения в соответствии с Законом об отчуждении о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений в собственность (28.08.2014), общество непрерывно пользовалось спорным помещением более двух лет, начиная с 2001 года.
Те обстоятельства, что общество относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, и арендуемые помещения не включены в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, администрация и комитет не оспаривали.
Как следует из материалов дела, решением от 12.12.2014 N 3-17/3945 администрация отказала обществу в преимущественном праве на приобретение спорного имущества, основанием для чего послужило наличие по состоянию на 12.12.2014 задолженности у ООО "Сандиа Строй" по арендной плате в сумме 2 537 684 рублей 98 копеек, в том числе пени в сумме 1 273 934 рублей 98 копеек.
В обоснование довода о наличии у общества задолженности по арендной плате за 2014 год, администрация сослалась на решение Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 17.12.2013 N 1-4/562, согласно которому с 2014 года стоимость арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, установлены в размере, равном рыночной стоимости годовой арендной платы за 1 кв.м в год без учета НДС.
Пунктом 40 приложения к данному решению Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области стоимость годовой арендной платы в отношении арендуемых обществом помещений определена в размере 3 960 рублей за 1 кв.м./год без НДС.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договорами аренды.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен может быть установлено только федеральным законодателем лишь в определенных случаях.
В данном случае плата за аренду нежилыми помещениями не является регулируемой в соответствии с федеральным законом, тем самым ее размер определяется исключительно соглашением сторон, в данном случае - условиями договора аренды с учетом дополнительных соглашений к договору и приложений к ним.
Согласно пункту 1.4 договора аренды от 08.06.2001 N 535-КИ годовая арендная плата определяется на основании прилагаемого расчета (приложение N 1) и является неотъемлемой частью договора.
Пунктом 1.5 договора аренды от 08.06.2001 N 535-КИ стороны согласовали, что арендная плата корректируется один раз в год в соответствии со статьей 614 ГК РФ. Арендатор самостоятельно пересчитывает арендную плату в связи с изменением базовой ставки после опубликования соответствующих нормативно-правовых актов исполнительного органа Домодедовского района в средствах массовой информации путем умножения действующей ставки на коэффициент индексации.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 договора изменение условий договора или его расторжение могут иметь место по соглашению сторон за исключением случаев, предусмотренных законодательством или данным договором. Изменение и уточнение условий настоящего договора оформляются дополнительным соглашением в месячный срок после получения одной из сторон предложения об изменения договора.
Согласно расчету годовой арендной платы (приложение к дополнительному соглашению от 23.01.2012 N 7), согласованному и подписанному сторонами - комитетом и обществом, арендная плата рассчитывается по формуле: Ап = Бап*Киз*Км*Кт*Кз*Кд*Кнж*Ки*S, где: Бап - базовая ставка арендной платы в рублях за 1 кв.м. в год, Киз - коэффициент износа, Км - коэффициент качества материала строения, Кт - коэффициент типа строения, Кз - коэффициент, учитывающий территориальную зону (район) расположения арендуемого помещения (здания), Кнж - коэффициент качества нежилого помещения, Ки - коэффициент удобства использования, Кд - коэффициент вида деятельности, S - площадь помещений.
Решением Совета депутатов городского округа Домодедово от 22.08.2013 N 1-4/534 была установлена базовая ставка арендной платы на 2014 год в размере 4000 рублей за 1 кв.м в год без учета НДС.
Решением Совета депутатов городского округа Домодедово от 17.12.2013 N 1-4/562 "Об определении стоимости арендной платы за недвижимое муниципальное имущество" было признано утратившим силу Решение Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 22.08.2013 N 1-4/534 "О базовой ставке арендной платы на 2014 год".
Также указанным решением Совета депутатов городского округа Домодедово от 17.12.2013 N 1-4/562 стоимость арендной платы с 2014 года за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, установлена в размере, равном рыночной стоимости годовой арендной платы за 1 кв.м в год без учета НДС.
Таким образом, на 2014 год не была установлена базовая ставка арендной плазы, с которой пункт 1.5. договора связывал возможность изменения арендной платы.
Принятие Советом депутатов городского округа Домодедово Московской области решения от 17.12.2013 N 1-4/562 об определении стоимости арендной платы за недвижимое муниципальное имущество, которым изменен размер годовой арендной платы за спорное нежилое помещение, не подпадает под положения пункта 1.5. договора аренды нежилых помещений N 535-КИ от 08.06.2001, поскольку в силу пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата не может быть изменена арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором и без заключения дополнительного соглашения об изменении арендной платы.
Принятие указанного решения от 17.12.2013 N 1-4/562 противоречит условиям договора, предусмотренным в пункте 1.5, поскольку изменяет алгоритм проведения расчета арендной платы, и подлежит применению при заключении новых договоров аренды.
Вывод суда первой инстанции о том, что изменение администрацией размера арендной платы в одностороннем порядке является обоснованным, поскольку стороны согласовали, что основанием для изменения размера арендной платы по договору является введение в действие нормативных правовых актов, устанавливающих иной порядок определения размера арендной платы, апелляционный суд признает ошибочным.
Их правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2014 N 310-ЭС14-3488 по делу N А54-4774/13, следует, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и указали, что поскольку положения спорного Договора не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчёта арендной платы, судебное внесение заявленных истцом изменений в пункт 4.1 Договора недопустимо, иное привело бы к нарушению баланса частных и публичных интересов, a также принципа правовой определенности.
Системное толкование условий договора аренды указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете, и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей.
Поскольку положения договора аренды от 08.06.2001 N 535-КИ не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие Советом депутатов городского округа Домодедово Московской области решения от 17.12.2013 N 1-4/562 само по себе не может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование нежилым помещением, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора.
Вышеизложенное также подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 1709/11.
Размер указанных коэффициентов, в том числе Бап (базовая ставка арендной платы в рублях за 1 кв.м. в год), о применении которых стороны договора достигли соглашения при расчете размера арендной платы, решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 17.12.2013 N 1-4/562 не устанавливались
Данным решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области, определяющим стоимость годовой арендной платы в отношении арендуемых обществом помещений в размере 3 960 рублей за 1 кв.м./год без НДС, по сути, установлен новый порядок определения размера арендной платы (без применения каких-либо коэффициентов).
Апелляционный суд признает необоснованной ссылку суда первой инстанции на пункты 19, 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", в соответствии с которыми арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Как следует из указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пункты 19, 20 применяются только тогда, когда стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования.
В рассматриваемой ситуации решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 17.12.2013 N 1-4/562 установлена новая методика расчета арендной платы, в то время как спорный договор не предусматривает автоматической корректировки данного условия при изменении соответствующего акта публично-правового образования.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области в адрес общества был направлен проект дополнительного соглашения N 8 от 14.01.2014 к договору аренды нежилого помещения 535-КИ от 08.06.2001, в соответствии с которым размер арендной платы предлагалось установить в размере 1 935 000 рублей в год без учета НДС. Предложение о заключении дополнительного соглашения па иных условиях определения арендной платы, чем предусмотрено в договоре, не было принято ООО "Сандиа Строй".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что стороны не пришли к соглашению об урегулировании разногласим при заключении дополнительного соглашения к договору.
Согласно пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 2 той же статьи Кодекса гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Учитывая, что решение Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 17.12.2013 N 1-4/562 относится к нормативным актам органов местного самоуправления и не могло предусматривать в качестве правового акта нормы гражданского законодательства, применять данное решение Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области к договорным отношениям сторон в отсутствие обоюдного их согласия нельзя.
При изложенных обстоятельствах плату, которую общество обязано было вносить за аренду помещений, нельзя было определять на основании решения Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области; она подлежала установлению исходя из упомянутой формулы, согласованной комитетом и обществом как сторонами договора аренды.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что размер арендной платы по договору аренды от 08.06.2001 N 535-КИ по состоянию на 2013-2014 годы установлен в соответствии с дополнительным соглашением от 23.01.2012 N 7 к договору и приложением к нему (расчетом).
Из представленных заявителем и администрацией расчетов задолженности по арендной плате, апелляционным судом установлено, что на момент обращения общества к администрации с заявлением о выкупе арендуемого им нежилого помещения (28.08.2014) у него отсутствовала задолженность по арендной плате. Согласно расчету общества в августе 2014 имелась задолженность по пеням в сумме 50 руб., которую апелляционный суд считает текущей как оплаченной уже при следующем очередном ежемесячном арендном платеже 10.09.2014. Данное обстоятельство апелляционный суд не считает препятствующим для реализации обществом права на выкуп помещения.
Других обстоятельств, которые могли бы выступать в соответствии с Законом об отчуждении основаниями для отказа в удовлетворении заявления общества, не имеется, что подтверждается материалами дела и признано представителями администрации и комитета.
Поскольку обществом соблюдены все условия, необходимые в соответствии с Законом об отчуждении имущества для возникновения права на выкуп арендуемого имущества, у администрации отсутствовали законные основания для отказа заявителю в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества - нежилого помещения.
В силу части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает незаконным оспариваемый отказ администрации городского округа Домодедово Московской области в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, село Ям, улица Школьная, дом 36, общей площадью 537,5 кв.м, оформленный письмом от 12.12.2014 N 3-17/3945.
В целях восстановления нарушенного права ООО "Сандиа Строй" апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию устранить допущенные нарушения путем совершения юридически значимых действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения по адресу: Московская область, г. Домодедово, село Ям, улица Школьная, дом 36, общей площадью 537,5 кв.м.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ООО "Сандиа Строй" в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на должника, то есть с администрации городского округа Домодедово Московской области в пользу ООО "Сандиа Строй" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в сумме 4500 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 27.04.2015 N 43 в размере 1500 рублей подлежит возврату ООО "Сандиа Строй" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2015 по делу N А41-7039/15 отменить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Домодедово в реализации ООО "Сандиа Строй" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу Московская область, г. Домодедово, с. Ям, ул. Школьная, д. 36, общей площадью 537,5 кв.м (лит. 1Б1, 1Б2, 1Б3, в,к,э, 1Г).
Обязать администрацию городского округа Домодедово Московской области совершить действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ, а именно:
- обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, с. Ям, ул. Школьная, д. 36, общей площадью 537,5 кв.м (лит. 1Б1, 1Б2, 1Б3, в,к,э, 1Г), в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", по состоянию на 28.08.2014;
- принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
- направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества с рассрочкой оплаты сроком на три года, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Взыскать с администрации городского округа Домодедово в пользу ООО "Сандиа Строй" расходы по госпошлине 4500 рублей.
Возвратить ООО "Сандиа Строй" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по п/п от 27.04.2015 N 43.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7039/2015
Истец: ООО "Сандиа-Строй"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово