г. Чита |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А58-644/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Власова Андрея Дмитриевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2015 года по делу N А58-644/2015 по заявлению государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия" (ИНН 1435238811, ОГРН 1111435002194) к индивидуальному предпринимателю Власову Андрею Дмитриевичу (ИНН 143521630573, ОГРН 304143515300062) о взыскании 345 293, 60 руб.,
суд первой инстанции, судья Васильева А.Б.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: не было;
установил:
Истец, государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Власову Андрею Дмитриевичу о взыскании 345 293 рублей 60 копеек вреда, причиненного провозом тяжеловесных грузов.
Решением суда первой инстанции 13 мая 2015 требования истца удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Материалами дела подтверждается факт провоза 30 мая 2014 года и 05 июня 2014 года ответчиком тяжеловесного груза по автомобильной дороге "Умнас" с превышением осевой нагрузки транспортного средства при отсутствии специального разрешения.
Ответчик не представил доказательств наличия специального разрешения на превышение фактической нагрузки на оси транспортного средства, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованном уклонении ответчика от уплаты 345 293 рублей 60 копеек платы за провоз тяжеловесного груза.
Ответчик не доказал отсутствие своей вины в провозе тяжеловесного груза в нарушение установленного федеральными законами и нормативными актами порядке.
Довод ответчика о том, что автомобиль принадлежит ответчику как физическому лицу, в связи с чем дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом, признается судом несостоятельным.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать истцу в удовлетворении требований.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 6720028761028.
Из апелляционной жалобы следует, что суд не принял во внимание, что собственником рассматриваемого транспортного средства, которым было совершено правонарушение является физическое лицо Власов Андрей Дмитриевич, а арбитражному суду не подведомственны дела с участием граждан.
Суд не принял во внимание, что участок дороги п. Верхний Бестях-г.Якутск а/д "Умнас" является дорогой республиканского значения. В приложении N 1 к Правилам N 934 установлены показатели размера вреда для движения транспортных средств по автомобильным дорогам только федерального значения. Расчет, представленный истцом, не проверен судом первой инстанции и является незаконным.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200287610274.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ответ на апелляционную жалобу истец представил в суд сведения о том, что указанная автомобильная дорога относится к дорогам общего пользования республиканского значения.
Кроме того истец представил уточненные расчеты убытков, рассчитанные на основании Правил определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия), утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N274 "О Правилах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия)".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 30.06.2015.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 30 мая 2014 года водитель Шляховский В.В. следовал с грузом по маршруту п. Верхний Бестях - г. Якутск, управляя автотранспортным средством SHAANQI SX3255DR384, государственный номер У 431 КЕ 14, принадлежащим ответчику.
Сотрудниками ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" произведено взвешивание автомобиля ответчика, о чем составлен акт от 30 мая 2014 года N 30-1, в котором зафиксировано, что фактическая полная масса автомобиля составила 41, 410 тонн, при допустимой нагрузке 19 тонн, на ось нагрузка допустимая/фактическая 7/8,08; 6/16,8; 6/16,53.
05 июня 2014 года водитель Шляховский В.В. также следовал с грузом по автомобильной дороге "Умнас", управляя автотранспортным средством SHAANQI SX3255DR384, государственный номер У 431 КЕ 14, принадлежащим ответчику.
Сотрудниками ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" произведено взвешивание автомобиля ответчика, о чем составлен акт от 05 июня 2014 года N 05- 3, в котором зафиксировано, что фактическая полная масса автомобиля составила 35, 890 тонн, при допустимой нагрузке 19 тонн, на ось нагрузка допустимая/фактическая 7/7,02; 6/15,05; 6/13,82.
По результатам взвешивания были составлены акты от 30.05.2014, от 05.06.2014.
Согласно материалам дела в период с 25 мая 2014 по 25 июня 2014 в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) N 13-116 от 18.04.2014 "О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года; О внесении изменений в приложение N 1 к приказу от 18.04.2014 N 13-116 "О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года; О внесении изменений в приложение к приказу от 18.04.2014 N 13-116 "О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года" было введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось.
Таким образом материалами дела подтверждается, что собственник автомобиля, ответчик по делу, использовал указанное транспортное средство с нарушением установленного порядка эксплуатации транспортного средства в период введенных ограничений в связи с чем такое средство признается тяжеловесным.
Статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется (ч.3):
1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;
2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи;
3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.8).
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется (ч.9):
1) Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
В целях настоящих Правил под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:
Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
Решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств (п.2 Правил).
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п.3 Правил).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, автодорога п. Верхний Бестях - г. Якутск является участком автомобильной дороги "Умнас" общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с пунктом 8 статьи 10, частью 5 статьи 26 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 802-З N 495-IV "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)" и п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) приняло Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274 "О Правилах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия)" утвердив Правила определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия).
Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), являющийся правопреемником Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) определено уполномоченным органом управления дорожным хозяйством по определению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия).
В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В силу названных нормативных актов и уставных документов истец является органом осуществляющим управление дорожным хозяйством по определению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия).
Из указанного следует, что истец вправе взыскать с ответчика, как собственника транспортного средства размер платы в счет возмещения вреда причиненному указанному участку автомобильной дороги Республиканского значения, по которому проходит маршрут рассматриваемого транспортного средства как 30.05.2014, так и 05.06.2014.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается факт провоза 30 мая 2014 года и 05 июня 2014 года ответчиком тяжеловесного груза по автомобильной дороге "Умнас" с превышением осевой нагрузки транспортного средства при отсутствии специального разрешения, в связи с чем им подлежит уплата возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Из Правил определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия)", утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274 "О Правилах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия)" следует, что настоящие Правила устанавливают порядок определения размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия) (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги) (п.1).
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении уполномоченным органом управления дорожным хозяйством специального разрешения на движение транспортных средств (п. 2).
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется уполномоченным органом управления дорожным хозяйством. Порядок взаимодействия всех участников дорожного движения по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства. Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе (п. 3).
Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (п.4).
Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по методике расчета платы за провоз тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящим Правилам (п.5).
В соответствии с методикой расчета платы за провоз тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Республики Саха (Якутия) согласно приложению к указанным Правилам, плата за разовый провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам рассчитывается исходя из вида транспортного средства, перевозящего груз, размеров превышения предельно допустимых значений полной массы указанного транспортного средства и каждой осевой массы, протяженности маршрута и рассчитывается по формуле:
Пр = (Рпм + (Рпом1 +... + Рпомi)) x S x Ттг, где:
Пр - плата за разовый провоз тяжеловесного груза автотранспортным средством;
Рпм - размер платы в соответствии с предельными значениями полной массы автотранспортных средств, указанными в таблице N 1.1 к настоящей Методике;
Рпомi - размер платы в соответствии с предельными значениями осевой массы двуосных автотранспортных средств и двуосных тележек и предельными значениями осевой массы трехосных тележек автотранспортных средств, указанными в таблицах N 1.2 и 1.3 к настоящей Методике;
S - протяженность маршрута тяжеловесного автотранспортного средства (в сотнях км);
Ттг - компенсационный индекс текущего года к 2008 году, равный индексу-дефлятору инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Суд апелляционной инстанции, оценив расчет представленный истцом по каждому установленному факту проезда тяжеловесного транспортного средства, сопоставив его с указанной выше методикой расчета платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходил маршрут конкретного транспортного средства, усматривает, что с ответчика надлежит взыскать убытки в заявленном размере, но по правовым основаниям, вытекающим из Правил расчета убытков, утверждённых Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274.
Суд апелляционной инстанции считает, что требования истца о взыскании с ответчика убытков подлежат удовлетворению исключительно в заявленном размере. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что размер убытков рассчитанный на основании Правил расчета убытков, утверждённых Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274 согласно представленным истцом расчетам составляет 820 728,34 руб. Между тем, истец фактически заявил к взысканию убытки в меньшем размере - 345 293, 60 руб. (160559,28+184734,32), что не превышает фактически причиненного убытка.
Таким образом суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы о том, что данная автомобильная дорога является дорогой республиканского значения в связи с чем не подлежит применению Методика расчета убытков, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" находит, что, хотя данные доводы нашли свое подтверждение, но не привели к принятию судом неправильного решения, поскольку судом взыскано с предпринимателя убытков не больше, чем фактически им причинено при их расчете по методике, утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что автомобиль принадлежит гражданину Власову Андрею Дмитриевичу, в связи с чем требование истца неподведомственно к рассмотрению в Арбитражном суде, не принимается судом апелляционной инстанции, как основанное на неправильном толкования норм процессуального права и оценки фактических обстоятельств дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ считает, что у него отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "13" мая 2015 года по делу N А58-644/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-644/2015
Истец: Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия"
Ответчик: Ип Власов Андрей Дмиртиевич