г. Челябинск |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А07-1707/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Тимохина О.Б., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 по делу N А07-1707/2015 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Шарипов А.А. (доверенность от 29.11.2012 N 007/441.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - заявитель, ООО "ЭСКБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания N ЦО-15-259-002 от 13.01.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - третье лицо, ОАО "УЖХ Кировского района ГО Г. УФА РБ").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЭСКБ" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие оспоренного предписания закону. Полагает, что после расторжения заявителем в одностороннем порядке договора с управляющей организацией именно заявитель является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома, а вывод суда первой инстанции о том, что исполнителем коммунальных услуг продолжает оставаться управляющая организация, неверен. Указывает, что поскольку договор между заявителем и управляющей организацией прекратил свое действие в связи с его расторжением, заявитель в порядке пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2012 N 442, обслуживание потребителей перешло к заявителю. Письмом Государственный комитет РБ по тарифам известил о предстоящем переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием реквизитов для оплаты потребленной электроэнергии. Также указывает, что в отсутствие подписанного сторонами договора, договор ресурсоснабжения нельзя считать заключенным, а отношения рассматривать как договорные. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора ресурсоснабжения и без заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией не может предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Таким образом, при отсутствии договора электроснабжения между управляющей компанией и гарантирующим поставщиком, к предоставлению коммунальной услуги приступает заявитель. Также считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что при расчете размера платы за поставленные ресурсы необходимо руководствоваться абзацами 2 и 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N354). Обращает внимание, что, учитывая различия, определяющие деятельность управляющей и ресурсоснабжающей организаций, законодательством предусмотрено для них различное правовое регулирование. Установленный абзацами пункта 44 Правил N354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. ОАО "ЭСКБ" считает, что в этих случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежит расчету и распределению на собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с абз.4 п.44 Правил N354 - по формулам NN11-14 Приложения N2 Правил N354. Помимо этого заявитель указывает на то, что заинтересованным лицом проведена проверка лишь одной квартиры многоквартирного дома, в связи с чем, факт завышения начисления платы по всему дому не доказан. В материалах дела отсутствуют расчеты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды определенной исходя из норматива потребления.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заинтересованного лица и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
От заинтересованного лица в материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых комитет против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Также со стороны Госкомжилнадзора РБ поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа дела N А07-27765/2014 со схожими обстоятельствами.
В удовлетворении указанного ходатайства судом отказано ввиду отсутствия установленных законом обстоятельств, являющихся основанием для приостановления производства по делу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "ЭСКБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.04.2002, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202770642 и осуществляет электроснабжение жилого дома N 69 по ул. Пархоменко в г. Уфе, находящегося в управлении ОАО "УЖХ Кировского района ГО Г. УФА РБ".
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ обращения жителя дома N 69 по ул. Пархоменко в г. Уфе по вопросам соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные ресурсы (л.д.53,54), на основании распоряжения от 03.12.2014 N 6972 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 13.01.2015 N ЦО-15-6972-259 (л.д.62-65).
Как установлено проверкой, с 31.07.2014 ООО "ЭСКБ" на основании п.53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в одностороннем порядке отказалось от исполнения заключенного с ОАО "УЖХ Кировского района ГО Г. УФА РБ" договора от 01.01.2014 электроснабжения для целей оказания собственникам помещений многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения, и продолжило осуществление энергоснабжения указанного жилого дома в отсутствие заключенных договоров на поставку коммунального ресурса "электроэнергия" с самостоятельным предъявлением собственникам помещений многоквартирного дома к оплате платы, в том числе, за коммунальную услугу "электроэнергия на общедомовые нужды". По результатам проверки правильности начисления такой платы в период с августа по декабрь 2014 комитет пришел к выводу о нарушении заявителем порядка определения размера этой платы, установленного абзацами 2 и 3 пункта 44 Правил N 354, в связи с чем, определенный заявителем объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный в соответствии с указанными нормативными требованиями.
По итогам указанного мероприятия заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 13.01.2015 N ЦО-15-259-002, которым заявителю предписано в срок до 15.03.2015: устранить выявленные нарушения; привести объем по услуге "электроэнергия, предоставленной на общедомовые нужды" и определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с абз.2 и 3 п.44 Правил N 354; произвести перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам жилых и нежилых помещений за услугу "электроэнергия, предоставленную на общедомые нужды" на разницу начисленной и предъявленной к оплате суммы и суммы, определенной исходя из норматива потребления коммунальной услуги "электроэнергия" предоставленную на общедомовые нужды за расчетные периоды за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года предъявленных к оплате в августе, октябре, ноябре, декабре 2014 года; представить письменную информацию о выполнении предписания с приложением подтверждающих документов в Госкомжилндзор РБ.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание N ЦО-15-259-002 от 13.01.2015 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст.2, ч.1 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам проверки соблюдения нормативов качества оказания коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома.
В силу ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч.12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч.15). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч.16).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п.9 Правил N 354).
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 Правил N 354 (пп."а" п.17 Правил N 354).
В соответствии с п.21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 ЖК РФ, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу указанных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги. Такое толкование Правил N 354 соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что управление многоквартирным домом N 69 по ул. Пархоменко в г. Уфе осуществляется ОАО УЖХ Кировского района ГО г. Уфа", с которой заявителем (ресурсоснабжающая организация) 01.01.2014 заключен договор энергоснабжения N 020206929. Исполнение этого договора прекращено заявителем в одностороннем порядке с 31.07.2014 в связи с неисполнением ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п.53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
Установив эти обстоятельства, суд первой инстанции, тем не менее пришел к выводу о том, что ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа" не утратило статус исполнителя коммунальной услуги, а у ООО "ЭСКБ", как у ресурсоснабжающей организации не возникло право производить расчет напрямую с собственниками помещений обслуживаемого ОАО "УЖХ Кировского района ГО г. Уфа" многоквартирного жилого дома.
Однако, эти выводы суда первой инстанции противоречат изложенному выше толкованию закона. В отсутствие заключенного с управляющей организацией договора энергоснабжения именно заявитель является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по рассматриваемому объекту жилищного фонда. На это обстоятельство также указано в извещении Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 07.07.014 N 1415-03 (л.д.24).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам (абз.1). Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз.2). В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абз.3). Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчёта не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 Приложения 2 к этим Правилам.
В соответствии с правой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Решении от 11.06.2013 N АКПИ13-205, абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Закрепленный абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 названного Федерального закона. Абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Поскольку именно заявитель, являющийся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, основания для понуждения его к определению объема коммунальной услуги в соответствии с абз.2 и 3 п.44 Правил N 354 отсутствуют.
Поддержанный судом первой инстанции вывод комитета о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, заявитель должен оплачивать за счет собственных средств, сделан без учета положений абз.4 п.44 Правил N 354.
При таких обстоятельствах оспоренное предписание, содержащее требование об осуществлении заявителем перерасчета платы за оказанную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в соответствии с абз.2 и 3 п.44 Правил N 354, следует признать не соответствующим закону.
Поскольку таким предписанием нарушаются права заявителя в сфере экономической деятельности ввиду возложения на него обязанности по несению дополнительных расходов, является подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных ООО "ЭСКБ" требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
При обращении в суд с заявлением и с апелляционной жалобой ООО "ЭСКБ" уплачена госпошлина в сумме 4500 руб.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанная сумма подлежит возмещению заявителю за счет заинтересованного лица.
Также при обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2015 по делу N А07-1707/2015 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" удовлетворить.
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующее положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предписание от 13.01.2015 N ЦО-15-259-002, вынесенное Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана".
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (основной государственный регистрационный номер 1140280411600) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (основной государственный регистрационный номер 1020202770642) в возмещение судебных расходов 4500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 31.03.2015 N 3534.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1707/2015
Истец: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"
Ответчик: Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"