г. Вологда |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А05-991/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Козловой С.В. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
при участии от Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу представителя Поповой Н.А. по доверенности от 10.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" Грозина Олега Васильевича на определение Арбитражного суда Архангельской области от 07 мая 2015 года по делу N А05-991/2011 (судья Скворцов В.В.),
установил:
определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2011 принято заявление о признании общества с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (место нахождения: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, ул. Нечаевского, д. 3; ОГРН 1052907019890, ИНН 2907010205; далее - ООО "Вельские коммунальные системы", должник) несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2011 в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден Грозин Олег Васильевич.
Определением Арбитражного суда от 10.10.2011 в отношении должника введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден Грозин Олег Васильевич.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2013 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Грозин Олег Васильевич.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - уполномоченный орган) обратилась в суд с жалобой на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим должника Грозиным О.В. возложенных на него обязанностей, в которой просила: признать ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей, выразившееся в непроведении торгов по продаже имущества; отстранить Грозина О.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
Определением суда от 07.05.2015 признано ненадлежащим бездействие конкурсного управляющего ООО "Вельские коммунальные системы" Грозина О.В., выразившееся в длительном непроведении торгов по продаже имущества должника.
Грозин О.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Вельские коммунальные системы".
Арбитражный управляющий Грозин О.В. с судебным актом не согласился, просит обжалуемое определение отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что заявителем не представлены доказательства причинения убытков кредиторам должника; на то, что основанием для продления конкурсного производства явилось решение собрания кредиторов должника от 11.12.2014 о необходимости взыскания дебиторской задолженности; на то, что за период конкурсного производства были проведены мероприятия по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке, поступление денежных средств в конкурсную массу значительно превышает оценочную стоимость подлежащей продаже дебиторской задолженности; на то, что в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о начале продажи имущества должника; на то, что вывод суда об уклонении конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей неверен и непроведение торгов в срок, установленный собранием кредиторов, не является существенным нарушением.
В отзыве уполномоченный орган и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемое определение без изменения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд также не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что определениями суда от 22.08.2011, 21.03.2012, 24.12.2013 признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Вельские коммунальные системы" требования уполномоченного органа на сумму 3 664 461 руб. 24 коп.
Уполномоченный орган просит признать незаконным бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в затягивании процедуры конкурсного производства, а именно в непроведении торгов по продаже имущества должника, включенного в конкурсную массу, и отстранить Грозина О.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) основанием для удовлетворения жалобы кредитора о нарушении его прав и законных интересов бездействием арбитражного управляющего является установление судом фактов несоответствия обжалуемого бездействия законодательству и нарушения им прав и законных интересов кредитора должника.
С учетом пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих" арбитражный суд может совместно рассмотреть жалобу лица, участвующего в деле о банкротстве, на действия конкурсного управляющего и ходатайство этого лица об отстранении конкурсного управляющего.
Из материалов дела следует, что арбитражный управляющий Грозин О.В. утвержден конкурсным управляющим должника решением суда от 11.07.2013.
Согласно отчету конкурсного управляющего Грозина О.В. о своей деятельности от 04.12.2014 инвентаризация имущества должника проведена 12.07.2013, оценка имущества ООО "Вельские коммунальные системы" проведена по состоянию на 12.07.2013. Рыночная стоимость имущества составляет 12 113 963 руб.
На собрании кредиторов должника, состоявшемся 22.11.2013, уполномоченным органом и конкурсными кредиторами было принято решение об утверждении Положения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения было предусмотрено проведение продажи имущества должника в течение месяца со дня утверждения общим собранием кредиторов Положения.
Собранием кредиторов должника, состоявшимся 23.12.2013, в пункт 4 Положения были внесены изменения в части сроков проведения торгов, в соответствии с которыми было установлено организовать продажу имущества должника не ранее 20.05.2014 и не позднее 01.07.2014.
Вместе с тем до настоящего времени торги по продаже имущества не проведены, сведения о проведении торгов не опубликованы, информация о проведении торгов в отчете конкурсного управляющего отсутствует.
Обращаясь с настоящим заявлением, уполномоченный орган ссылается на то, что бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении торгов по продаже имущества должника, нарушает права и законные интересы уполномоченного органа как кредитора, поскольку длительное проведение конкурсного производства ведет к увеличению расходов по делу о банкротстве, что уменьшает вероятность получения кредиторами удовлетворения своих требований, таким образом причиняя кредиторам убытки.
В соответствии со статьей 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом. Конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника.
Пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
На основании пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 данного Закона, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" установлено, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В связи с этим допускается продление срока конкурсного производства, но в исключительных случаях.
Таким образом, Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев только в исключительных случаях. При этом предполагается, что, действуя разумно и добросовестно, конкурсный управляющий в период процедуры с учетом временных ограничений обязан осуществить все предусмотренные законом действия, в том числе принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, осуществить реализацию имущества и расчеты с кредиторами.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что конкурсный управляющий в течение более двух лет (на дату рассмотрения апелляционной жалобы) с даты своего утверждения в должности конкурсного управляющего не принял мер, направленных на реализацию конкурсной массы, тем самым не исполнил решения собрания кредиторов, которыми утверждены Положение о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника и изменения к нему. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в частности конкурсным управляющим не представлено каких-либо доказательств, на основании которых суд мог бы сделать вывод о наличии уважительных причин, повлекших затягивание сроков формирования и реализации конкурсной массы должника.
В связи с этим суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим Грозиным О.В. возложенных на него обязанностей и нарушении с его стороны требований, установленных статьями 20.3 и 129 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов
При этом судом учитывается, что в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" при осуществлении предусмотренных Законом о банкротстве функций по утверждению и отстранению арбитражных управляющих суд должен исходить из таких общих задач судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных прав и законных интересов участников судебного разбирательства и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей является основанием для отстранения такого управляющего по ходатайству собрания (комитета) кредиторов либо лица, участвующего в деле о банкротстве (абзац второй пункта 3 статьи 65, абзацы шестой и седьмой пункта 5 статьи 83, абзацы второй и третий пункта 1 статьи 98 и абзацы второй и третий пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве).
Отстранение арбитражного управляющего по данному основанию связано с тем, что арбитражный управляющий утверждается для осуществления процедур банкротства и обязан при их проведении действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (статья 2 и пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), а неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, выражающееся в нарушении им законодательства при осуществлении своих полномочий, приводит к возникновению обоснованных сомнений в способности данного управляющего к надлежащему ведению процедур банкротства.
В связи с этим, а также в целях недопущения злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) при рассмотрении дела о банкротстве суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения.
Принимая во внимание исключительность названной меры, недопустимость фактического установления таким образом запрета на профессию и необходимость ограничения во времени риска ответственности за совершенные нарушения, суд должен также учитывать, что основанием для подобных отказа или отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, а также нарушения, имевшие место значительное время (несколько лет и более) назад.
Установив, что претензии уполномоченного органа к конкурсному управляющему Грозину О.В. носят объективный характер, допущенные управляющим в ходе проведения в отношении должника процедур банкротства нарушения являются существенными и длящимися, позволяющими кредиторам должника усомниться в компетентности конкурсного управляющего, суд в целях защиты прав и интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, отстранил конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей.
Суд первой инстанции указал, что длительное бездействие, выразившееся в неосуществлении надлежащих мероприятий по реализации конкурсной массы должника при отсутствии достаточных к тому оснований, влечет затягивание срока конкурсного производства и, соответственно, увеличение расходов на процедуру банкротства, а значит, уменьшает вероятность получения кредиторами удовлетворения своих требований, которое является основной целью и задачей процедуры конкурсного производства.
При этом судом первой инстанции было установлено, что конкурсным управляющим в течение всего периода конкурсного производства не предпринимались действия по оформлению права собственности на банно-прачечный комбинат, здание котельной и станцию биологической очистки, переданные должнику по акту приема-передачи от 25.03.2013 от МУП "Тегринское" в ходе процедуры банкротства последнего.
В свою очередь, Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, утвержденное на собрании кредиторов 22.11.2013, не распространялось на недвижимое имущество, на необходимость регистрации права собственности на которое ссылается конкурсный управляющий.
Кроме того, в определении от 18.02.2014 по настоящему дел суд первой инстанции указывал конкурсному управляющему Грозину О.В. на недопустимость неоправданного увеличения сроков продажи имущества должника.
Доводы подателя жалобы об отсутствии причиненных им убытков судом первой инстанции отклонены.
Как верно заметил суд первой инстанции, отсутствие доказательств, подтверждающих точный размер убытков, а равно и фактическое отсутствие реальных убытков, не является препятствием для отстранения конкурсного управляющего, если установлена возможность причинения таких убытков в результате допущенных им нарушений.
Согласно статье 145 Закона о банкротстве одновременно с отстранением конкурсного управляющего суд утверждает нового управляющего в порядке, установленном пунктом 1 статьи 127 Закона о банкротстве.
Ввиду отсутствия со стороны собрания кредиторов и саморегулируемой организации предложений относительно кандидатуры конкурсного управляющего должника арбитражный суд первой инстанции правомерно назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении конкурсного управляющего ООО "Вельские коммунальные системы".
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ изменение или отмену судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 07 мая 2015 года по делу N А05-991/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Грозина Олега Васильевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-991/2011
Должник: ООО "Вельские коммунальные системы"
Кредитор: ООО "Вельская энергетическая компания"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Вельское", Акционерный коммерческий банк "Московский Индустриальный Банк" (открытое акционерное общество) в лице филиала "Северо-западное региональное управление" (г.Архангельск), Грозин Олег Васильвич, Грозин Олег Васильевич, Жаров Андрей Петрович, Комитет по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Муниципальное образование "Тегринское", МУП "Водоканал", МУП "Тегринское", МУП "Тегринское" (для КУ - Ляпуновой Е. В.), Неуступов Сергей Клавдиевич, НП "СРО АУ "Объединение", ОАО "Архангельская сбытовая компания", ОАО "Архангельскоблгаз" Вельский филиал, ОАО "Балтийский Инвестиционный Банк" филиал "Архангельский", ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго", ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие N184", ОАО "Сбербанк России" - Вельское отделение N4065, ООО "Вельская энергетическая компания", ООО "ТеплоСнабжающая Компания", СЗФ ОАО АКБ "Росбанк", территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество, Вельский районный суд, Конкурсный управляющий ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" Сверюков М. С., Конкурсный управляющий ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" Севрюков М. С., Отдел Федеральной службы судебных приставов по Вельскому району Архангельской области, Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Филиал ОАО "Уралсиб"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4335/15
11.07.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-991/11
05.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3740/13
21.06.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3743/13
18.06.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-991/11
15.08.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-991/11
14.12.2011 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-991/11
08.11.2011 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-991/11
17.10.2011 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-991/11