г. Москва |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А41-13029/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от ООО "ЭстейтЮниаль": Хлебникова О.А., по доверенности от 02.02.2015,
от Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области: Костина Н.В., по доверенности от 08.04.2015 N 206/09/3563,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭстейтЮниаль" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2015 по делу N А41-13029/15, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению ООО "ЭстейтЮниаль" к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области о признании недействительными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭстейтЮниаль" (далее - заявитель, ООО "ЭстейтЮниаль", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к ГУ - ГУ ПФ РФ N 6 по городу Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Фонд,) о признании недействительными решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058775 и N 087 309 14 РК 0058773.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении камеральных проверок в отношении заявителя установлены факты несвоевременного представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты или иные вознаграждения физическим лицам.
Начальником Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области на основании актов камеральной проверки от 23.06.2014 N 08730930044145 (л.д. 28-33) и N 08730930044148 (л.д. 34-39) приняты решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.08.2014 N 087 309 14 РК 0058773 (л.д. 23-27) и N 087 309 14 РК 0058775 (л.д. 18-22), в соответствии с которыми ООО "ЭстейтЮниаль" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 187 675 рублей 83 копеек и 101 847 рублей 77 копеек, соответственно, а также обществу начислены пени по страховым взносам в общей сумме 1 661 рублей 37 копеек.
Не согласившись с указанными решениями управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, ссылаясь на уважительность причины пропуска срока для представления отчетности, тяжелое финансовое положение общества, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
С учетом положений указанной статьи и разъяснений, данных в совместном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.071996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие, этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным законом установлена ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В силу статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Частью 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: 1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; 2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу пункта 4 части 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения управлением оспариваемых решений) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей до 01.01.2015 предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым. Порядок учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении таких обстоятельств Федеральным законом N 212-ФЗ не установлены, в связи с чем, применению подлежат положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
В данном случае из решений управления не усматривается, что при их вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.
Положения пункта 3 статьи 114 НК РФ, с учетом пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривают уменьшение штрафа не менее чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, установленного судом.
Таким образом, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который суд посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения при привлечении лица к ответственности установленных частью 1 статьи 19 и частями 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Факт совершения правонарушения плательщиком сборов не оспаривается, в связи с чем орган Пенсионного фонда Российской Федерации правомерно квалифицировал действия заявителя по несвоевременному представлению расчетов по части 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
Апелляционным судом учитывается отсутствие негативных последствий для бюджета, поскольку заявителем в орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты или иные вознаграждения физическим лицам.
Представитель заявителя в заявлении и в судебном заседании ссылался на совершение правонарушения в связи тем, что аудиторская фирма ООО "АК-аудит", с которой у заявителя был заключен договор об оказании бухгалтерских услуг от 11.01.2009 N К-114 (л.д. 99-106), вовремя не представила в орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за вышеуказанные периоды в связи с кадровыми и экономическими трудностями.
ООО "ЭстейтЮниаль" также указывает на то, что на момент совершения правонарушения общество не знало об этом в связи с тем, что все ведение бухгалтерского учета осуществляло ООО "АК-аудит".
В материалах дела имеется письмо генерального директора ООО "АК-аудит", в котором он признает, что несвоевременная сдача отчетности заявителя произошла по вине ООО "АК-аудит" (л.д. 17). Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства и отнесен к микро предприятиям, что подтверждается справкой о нахождении субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки Москвы сведений о получателе поддержки от 02.02.2015 (л.д. 87).
Таким образом, апелляционный суд, принимая во внимание, что заявитель признает факт совершения правонарушения, отсутствуют неблагоприятные последствия правонарушения, а также у заявителя отсутствовал умысел на совершение правонарушения, то руководствуясь положениями Федерального закона N 212-ФЗ, счел возможным уменьшить размер взыскиваемого штрафа до 18767 рублей 58 копеек и 10184 рублей 78 копеек.
На основании изложенного, решение Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области от 12.08.2014 N 08730914РК0058773 о привлечении ООО "ЭстейтЮниаль" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах подлежит признанию недействительным в части взыскания штрафа в размере 168908 рублей 25 копеек, а решение Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 6 по г. Москве и Московской области от 12.08.2014 N 08730914РК0058775 о привлечении ООО "ЭстейтЮниаль" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах - в части взыскания штрафа в размере 91662 рублей 99 копеек.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решения Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 6 по городу Москве и Московской области от 12.08.2014 N 08730914РК0058773 и N 08730914РК0058775 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафов в размере 168908 рублей 25 копеек и 91662 рублей 99 копеек, не соответствуют нормам Федерального закона N 212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2015 по делу N А41-13029/15 отменить. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ЭстейтЮниаль" требования удовлетворить.
Признать недействительным Решение государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 6 по городу Москве и Московской области от 12.08.2014 N 08730914РК0058773 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЭстейтЮниаль" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в части взыскания штрафа в размере 168908 рублей 25 коп.; уменьшить сумму штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств до 18767 рублей 58 коп.
Признать недействительным Решение государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 6 по городу Москве и Московской области от 12.08.2014 N 08730914РК0058775 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЭстейтЮниаль" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в части взыскания штрафа в размере 91662 рублей 99 коп; уменьшить сумму штрафа с учетом наличия смягчающих обстоятельств до 10184 рублей 78 коп.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13029/2015
Истец: ООО "ЭстейтЮниаль"
Ответчик: ГУ-ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ-ГУ ПФР N6 по г. Москве и Московской области