г. Челябинск |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А07-2868/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тележным А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАРСТРОЙ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2015 по делу N А07-2868/2015 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "СТАРСТРОЙ" - Гирт М.А. (паспорт, доверенность N 01-888 от 25.12.2014);
Инспекции Гостехнадзора по ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Заманов Т.М. (паспорт, доверенность N 68 от 12.21.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "СТАРСТРОЙ" (далее - заявитель, общество, ООО "СТАРСТРОЙ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Инспекция Гостехнадзора) о признании отказа в постановке на учёт самоходных машин (машина бурильная ТЕХОМА - 900, заводской номер 8461, номер двигателя 2900063, 1992 года выпуска и машина бурильно-шнековая БО-883, заводской номер 153952/9, номер двигателя 32320, 2005 года выпуска) незаконным и об обязании совершить действия по регистрации вышеуказанных самоходных машин с выдачей свидетельств о регистрации и паспортов самоходных машин.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2015 (резолютивная часть от 06.05.2015) по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СТАРСТРОЙ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, решение принято арбитражным судом первой инстанции при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В частности, общество указывает на то, что до 02.07.2012 соответствующие единицы техники находились на балансе ОАО "Востокнефтепроводстрой". В соответствии с решением единственного акционера всех голосующих акций ОАО "Востокнефтепроводстрой" было реорганизовано путём преобразования в ООО "ГСИ-Востокнефтпроводстрой", о чём 02.07.2012 налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
На основании передаточного акта от ОАО "Востокнефтепроводстрой" к ООО "ГСИ-Востокнефтепроводстрой" по остаточной стоимости переданы основные средства, в том числе вышеуказанные единицы техники.
В соответствии с решением единственного участника ООО "ГСИ-Востокнефтепроводстрой" было реорганизовано путём присоединения к ООО "СТАРСТРОЙ", о чём 18.07.2014 налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам -правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Имеющийся в материалах дела передаточный акт, по мнению апеллянта, подтверждает переход права на соответствующие единицы техники от ОАО "Востокнефтепроводстрой" к ООО "ГСИ-Востокнефтпроводстрой" и в дальнейшем - к ООО "СТАРСТРОЙ". Имеющаяся в материалах дела справка так же подтверждает нахождение указанных единиц техники на балансе заявителя.
До судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция не согласилась с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество обратилось в Инспекцию Гостехнадзора о регистрации и постановке на учёт самоходных машин:
1)машина бурильная ТЕХОМА - 900, заводской номер 8461, номер двигателя 2900063;
2)машина бурильно-шнековая БО-883, заводской номер 153952/9, номер двигателя 32320.
16.01.2015 Инспекцией Гостехнадзора письмом N 7 от 16.01.2015 в регистрации данной техники было отказано по мотиву отсутствия паспортов самоходных машин, предусмотренных п. 1.5. Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утверждённого Минсельхозпродом Российской Федерации от 28.06.1995 и Госстандартом Российской Федерации от 26.06.1995, с изменениями и дополнениями от 27.09.2001 N 942/318, зарегистрированным в Минюсте РФ 06.07.1995 N 808, а также иных документов на самоходные машины (т. 2 л.д. 120).
Не согласившись с отказом Инспекции Гостехнадзора в регистрации и постановке на учёт самоходных машин, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ООО "СТАРСТРОЙ" в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Инспекцию Гостехнадзора о регистрации и постановке на учёт двух самоходных машин:
1)машина бурильно-шнековая БО-883, заводской номер 153952/9, номер двигателя 32320;
2)машина бурильная ТЕХОМА - 900, заводской номер 8461, номер двигателя 2900063.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким образом, пункт 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ связывает допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N938) регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - Постановление N 460) в целях упорядочения регистрации, учёта, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 01.09.1995 вводятся паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; органами Гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации.
Условия выдачи паспорта на самоходные машины определены Положением о паспорте на самоходные машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995 (далее - Положение о паспорте самоходной машины).
В соответствии с Положением о паспорте самоходной машины наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1.5); паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов: организациями, предприятиями, изготавливающими машины, с 01.09.1995; таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001; государственными инспекциями Гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001 или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учетё, - в случаях изменения регистрационных данных (пункт 2.1).
Порядок заполнения паспортов установлен разделом 3 Положения о паспорте самоходной машины.
Согласно пункту 2.5 Положения о паспорте самоходной машины государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нём отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 (далее - Правила регистрации).
На основании пункта 1.4 Правил регистрации подлежат в органах Гостехнадзора тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Согласно пункту 2.1 Правил регистрации машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учёта в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.
В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Регистрационные действия осуществляются при наличии определённых условий (пункты 1.4, 1.9, 1.13, 2.8 Правил регистрации), по результатам регистрации на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак (пункт 2.12).
Пунктом 2.8.6 Правил регистрации установлено, что регистрация приобретённых машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учёта по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
В пункте 2.8.6 Правил перечислены документы, подтверждающие право собственности на машину, номерной агрегат.
Из содержания изложенных норм права следует, что регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании:
- документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации;
- паспорта самоходной машины, который содержит заводской номер машины (рамы).
Свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины (пункт 2.15 Правил). Эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.
Таким образом, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, в числе которых свидетельство о регистрации и паспорт самоходной машины, которые содержат заводской номер машины (рамы) и подтверждают её соответствие установленным требованиям, а также возможность безопасного допуска в эксплуатацию.
В обоснование своего права на самоходные машины заявителем представлена бухгалтерская справка о наличии техники на балансе общества, а также передаточные акты, подтверждающие передачу обязательств от правопредшественника к правопреемнику в результате проведения процедур реорганизации ОАО "Востокнефтепроводстрой" в ООО "ГСИ-Востокнефтпроводстрой", который в свою очередь был реорганизован в форме присоединения к ООО "СТАРСТРОЙ".
Исследовав указанные акты, коллегия судей установила, что спорная техника в них не указана, отсутствуют и первичные учётные документы, на основании которых самоходные машины были приобретены, оприходованы и поставлены на баланс правопредшественников (договоры, товарные накладные, акты приёма-передачи), а также регистрационные документы (в том числе свидетельство о регистрации и паспорта самоходных машин).
Приложенные к передаточным актам оборотно -сальдовые ведомости по счёту 01 за 31.03.2012 и за 30.06.2014 (т. 1 л.д. 11-113, 118) в силу ст. 10 действовавшего в 2012 году Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 1 ст. 10 действующего в 2014 году Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" относятся к регистрам бухгалтерского учёта, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности.
Соответственно, данные регистры, в отсутствие первичных учётных документов, на основании которых техника была принята к учёту и оприходована, лишь подтверждают факт нахождения имущества на балансе правопреемника и его передачу на баланс правопредшественника, но не переход права собственности, как утверждает заявитель.
Выданная обществом справка N 20/14-2015 о наличии у него спорной самоходной техники на балансе с указанием её индивидуализирующих признаков (т. 1 л.д. 119) составлена самим обществом в одностороннем порядке по данным регистров бухгалтерского учёта, указанные в ней сведения документально не подтверждены, в связи с чем она не может быть признана ни документом, подтверждающим наличие права собственности на самоходные машины, ни документом, подтверждающим технические характеристики и год выпуска спорной техники.
Иных доказательств, позволяющих достоверно установить год выпуска, заводской номер, номер двигателя, и т.д. в отношении представленной на регистрацию самоходной техники, (свидетельств о регистрации, сведений заводов-изготовителей, таможенных органов, судебных актов и т.д.), в деле нет.
При отсутствии данных доказательств не представляется возможным установить основные характеристики автотранспортных средств (машина бурильно-шнековая БО-883, машина бурильная ТЕХОМА), а также проверить указанные заявителем в бухгалтерской справке сведения о годах выпуска самоходной техники, необходимые для установления его обязанности по представлению паспорта на самоходные машины в качестве основания для её регистрации.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие необходимых регистрационных документов и (или) первичных учётных (иных) документов, подтверждающих право собственности на машины, совершённые с такой техникой регистрационные действия не могут быть признаны легитимными с позиций пункта 4 Постановления N 938, пункта 1.1.4 Правил регистрации, пункта 2.5 Положения о паспорте самоходной машины
Спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы заявителя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "СТАРСТРОЙ" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. 00 коп. (платёжное поручение N 2498 от 27.05.2015 на сумму 3000 рублей) в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2015 по делу N А07-2868/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАРСТРОЙ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СТАРСТРОЙ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению N 2498 от 27.05.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А.Малышева |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2868/2015
Истец: ООО "СТАРСТРОЙ"
Ответчик: Инспекция Гостехнадзора по ГО г. Уфа РБ, Инспекция Гостехнадзора по ГО г. Уфа Республики Башкортостан