г. Хабаровск |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А73-5211/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 05.06.2015
по делу N А73-5211/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, заявитель, должник) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановления отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 13.04.2015, вынесенного в рамках исполнительного производства N 14918/14/01/27, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 05.06.2015 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ОСП по Центральному району г. Хабаровска имеется исполнительное производство N 14918/14/01/27, возбужденное на основании исполнительного документа: исполнительный лист серии ВС N 053634889 по делу N 2-876/2014, выданный органом: Центральный районный суд г. Хабаровска 05.03.2014 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ Хабаровского края предоставить Гавриленко Алене Андреевне за счет жилищного фонда Хабаровского края благоустроенное жилое помещение, по договору социального найма, отвечающее установленным техническим требованиям, в пределах г. Комсомольска-на Амуре Хабаровского края согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края, на состав семьи из одного человека (не менее 28 кв.м. общей площади) в виде отдельной квартиры.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику.
23.05.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края в сумме 50 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска постановление судебного пристава-исполнителя о наложении на должника указанного исполнительского сбора, оставлено в силе.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
Требование судебного пристава-исполнителя от 16.03.2015 исполнено не было.
Указанное требование, содержащее уведомление о необходимости явиться 08.04.2015 в 13 час. 30 мин. в отдел судебных приставов по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6 с документом, удостоверяющим личность, а также надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса, о привлечении Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вручено должнику под штамп входящего 17.03.2015, о чем свидетельствует оттиск входящего штампа.
08.04.2015 судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол N 000201/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. В назначенный срок представитель должника не явился, информации подтверждающей исполнение решения суда судебному приставу исполнителю не представлено.
08.04.2015 вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 09 час. 30 мин. 13.04.2015 по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20, каб. N 1.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 09.04.2015, о чем свидетельствуют оттиски входящего штампа.
По состоянию на 13.04.2015 Министерством решение суда не исполнено, документов подтверждающих, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
13.04.2015 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска в отсутствие представителей Министерства, при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края штрафа по части 1 статьи 17.17 КоАП РФ в размере 30.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство ЖКХ Хабаровского края обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что в ОСП по Центральному району г. Хабаровска ВС N 053634889 по делу N 2-876/2014, выданного 05.03.2014 Центральным районным судом г. Хабаровска возбуждено исполнительное производство N 14918/14/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Гавриленко А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим требованиям, в пределах г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края, на состав семьи из одного человека (не менее 28 кв.м. общей площади) в виде отдельной квартиры.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику выставлялись требования об исполнении решения суда.
Однако в адрес отдела судебных приставов от Министерства в ответ на требования поступали информационные письма о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
Требованиями должник предупреждался об административной ответственности, предусмотренной ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
16.03.2015 с целью исполнения указанного ранее исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 06.04.2015.
В требовании должник предупреждался об ответственности по статье 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
Однако в установленные сроки требования исполнительного документа исполнены не были.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Гавриленко А.А. благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 13.04.2015.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.06.2015 по делу N А73-5211/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5211/2015
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю