г. Хабаровск |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А73-2747/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нелюбиной В.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": не явились;
от Министерства обороны Российской Федерации: Солдатенко Дмитрий Александрович, представитель по доверенности от 22.01.2015 N 212/1/43;
от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Солдатенко Дмитрий Александрович, представитель по доверенности от 26.12.2014 N 29/281
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 12.05.2015
по делу N А73-2747/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Жолондзь Ж.В.
по иску Открытого акционерного общества Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Министерству обороны Российской Федерации; Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании 11 348,21 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767; ИНН 7707049388; место нахождения: город Санкт-Петербург улица Достоевского, 15, далее- ОАО "Ростелеком", истец) обратилось Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316; ИНН 2722103016; место нахождения: Хабаровский край, город Хабаровск, улица Серышева, 15, далее- ФКУ "ОСК ВВО", ответчик), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; ИНН 7704252261; место нахождения: город Москва, улица Знаменка, 19, далее- Минобороны РФ) о взыскании задолженности за оказанные услуги связи за период с марта 2013 по март 2014 в сумме 11 348, 21 руб., а при недостаточности у ответчика денежных средств взыскать долг с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.05.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Минобороны РФ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы со ссылкой на правовую позицию, отраженную в Постановлениях Президиума от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 указывает на отсутствие заключенного между сторонами спора государственного контракта, в связи с чем, по мнению Минобороны РФ, задолженность не может быть взыскана.
ОАО "Ростелеком" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с ней, указав на подтверждение факта оказания услуг показаниями оборудования связи, перепиской сторон, наличие у ответчика оснований для размещения заказа у истца как у единственного поставщика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минобороны РФ и ФКУ "ОСК ВВО" настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
ОАО "Ростелеком", извещенное о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, что не является препятствием для проведения судебного разбирательства в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном стать\ми 258, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании письменного обращения (исх. N 134) в период с марта 2013 по март 2014 ОАО "Ростелеком" оказало комендатуре военных сообщений железнодорожного участка, станции и аэропорта Улан - Удэ услуги местной, зоновой, междугородной и международной электрической связи, а также обеспечило доступ к сети интернет, что подтверждается показаниям оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи, и не оспаривается ответчиком.
Письмом от 19.06.2013 (исх. 203) Военный комендант железнодорожного участка, станции и аэропорта Улан - Удэ сообщил ОАО "Ростелеком", что договор на предоставление услуг связи будет подписан после поступления денежных средств из федерального бюджета, предусмотренных на данный вид расходов.
Вместе с тем, договор на оказание услуг связи заключен не был.
В соответствии с выставленными счетами от 31 марта 2013 года N 7559, от 30 апреля 2013 N 7559, от 31 мая 2013 N 7559, от 30 июня 2013 N 7559, от 31 июля 2013 N 7559, от 31 августа 2013 N 7559, от 30 сентября 2013 N 7559, от 31 октября 2013 N 7559, от 31 ноября 2013 N 7559, от 31 декабря 2013 N 7559, от 31 января 2014 N 7559, от 28 февраля 2014 N 7559, от 31 марта 2014 N 7559 стоимость оказанных услуг составила 11 348, 41 руб., из которых 9 134, 41 руб. за услуги местной, зоновой связи и интернета, 2 213, 80 руб. за услуги междугородной и международной связи.
Услуги связи оплачены не были, что явилось основанием для обращения ОАО "Ростелеком" в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выступлении представителя стороны, и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правоотношения сторон по настоящему спору регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В соответствии с частью 1 статьи 779, частью 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи (статья 51 Закона о связи).
В спорный период заключение контрактов для государственных нужд регламентировалось Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Установлено, что в рамках настоящего спора, правоотношения сторон возникли в связи с оказанием услуг связи вне рамок государственного контракта.
Между тем, дав оценку представленным в материалы дела документам, суд апелляционной инстанции признает доказанным факт оказания в спорный период услуг связи, в связи с чем, обязанность по оплате должна быть возложена на ответчика.
Отсутствие между сторонами в спорный период заключенного в установленном порядке государственного контракта в данном случае не освобождает ответчика от возмещения стоимости фактически оказанных услуг. В ином случае на стороне ФКУ "ОСК ВВО" возникает неосновательное сбережение денежных средств истца.
Согласно статьям 4, 21 Закона о связи, отношения в области связи регулируются также правовыми актами Президента Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 51.1 Закона о связи, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, является действиями, нарушающими безопасность государства. Такое прекращение возможно только с письменного согласия соответствующего учреждения или предприятия.
Сведений о том, что ФКУ "ОСК ВВО" в адрес истца направлялся письменный отказ от услуг связи, материалы дела не содержат.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм, поскольку факт оказания услуг связи подтвержден, невыполнение требований Закона N 94-ФЗ о проведении соответствующей процедуры заключения государственного контракта не может явиться основанием для отказа в удовлетворения требований.
Правовая позиция относительно взыскания стоимости работ, выполненных в отсутствие государственного контракта, отраженная в Постановлениях Президиума от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13, направлена, в первую очередь, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, недопущение недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков к приобретению незаконных имущественных выгод в обход Федерального закона.
Из материалов настоящего дела указанных обстоятельств не усматривается.
Дав оценку представленным материалам дела по правилам главы 7 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, поскольку доказательства оплаты задолженности за оказанные истцом услуги связи по договору ответчиком не представлены, суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, и с учетом требований статьи 120 ГК РФ, а также пункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", взыскал задолженность с ответчика, а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения жалобы не установлено, а потому она отклонятся.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.05.2015 по делу N А73-2747/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2747/2015
Истец: ОАО Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Бурятского филиала
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"