город Ростов-на-Дону |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А53-8299/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2015 по делу N А53-8299/2015, принятое судьей Ереминым Ф.Ф. в процедуре упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой Дом"
к заинтересованному лицу Таганрогскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой Дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Таганрогскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области (далее - административная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) по делу об административном правонарушении N Т-00056-15 от 11.03.2015.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил благоустройства г. Таганрога.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2015 постановление о назначении административного наказания N Т-00056-15 от 11.03.2015, вынесенное Таганрогским межрайонным отделом Административной инспекции Ростовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Мой Дом", признано незаконным и отменено. Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Административная инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2015 отменить, ссылаясь на наличие вины в действиях общества. Административная инспекция указывает, что у общества имелась возможность соблюдения Правил благоустройства в части решения вопроса об установке контейнерной площадки, а также, вмененное обществу правонарушение является повторным.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 12 час. 00 мин. 27.02.2015 административной инспекцией установлено, что ООО "УК "Мой Дом", являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. С.И. Шило, 212-1, не приняло мер по оборудованию в соответствии со ст. 2.1.3 и ст.6.3 СанПин 42-128-4690-88 контейнерной площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечило наличие сборников для отходов у данного многоквартирного дома, не приняло мер по установке урн у подъездов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, что является нарушением п.1 ч.1 ст.25, ч.1, ч.2 ст.26, ч.1 ст.8 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы от 29.12.2014 N 48.
04.03.2015 в присутствии представителя ООО УК "Мой Дом" Беядовского Д. Г. по доверенности должностным лицом инспекции составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
11.03.2015 начальником Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области, в присутствии представителя по доверенности ООО УК "Мой Дом" Епифановой Н.В., вынесено постановление N Т-00056-15 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (постановление).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Так, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, при этом правильно исходил из следующего.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования относится к ведению муниципальных образований как вопрос местного значения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131 -ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов; соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Решением Городской думы города Таганрога от 31.05.2011 N 311 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Правил благоустройства юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Согласно части 1 статьи 29 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Городской Думой г. Таганрога от 31.05.2011 N 311, контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пунктам 2.1.3, 6.3 СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями; учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170, определены требования и порядок по обеспечению выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 170 содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), лестничные площадки, крыши, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции (подпункты "а" - "д").
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; доведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Материалами административного дела установлено, что по адресу Ростовская область, г. Таганрог, ул. С.И. Шило, 212-1, не оборудованы в соответствии со ст. 2.1.3 и ст.6.3 СанПин 42-128-4690-88 контейнерные площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечено наличие сборников для отходов у данного многоквартирного дома, не приняты меры по установке урн у подъездов, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, что является нарушением п.1 ч.1 ст.25, ч.1, ч.2 ст.26, ч.1 ст.8 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы от 29.12.2014 N 48.
Пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 м.
ООО УК "Мой Дом" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог ул. С.И. Шило, 212-1.
Как следует из материалов дела, дела в пределах землеотводов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. С.И. Шило, 212-1, специальные площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения на них мусоросборников для твердых бытовых отходов жизнедеятельности жильцов указанного дома, а так же необходимые сборники для этих отходов, отсутствуют.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с n.5 2.2.3, 2.3.2 в исключительных случаях, когда соблюдение санитарных разрывов невозможно, а также в спорных и конфликтных ситуациях принятие окончательного решения лежит на органах местного самоуправления. Данная норма также подтверждается позицией Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах (письмо исх. N 27-89/1389 от 25.04.2014), Административной инспекцией РО (решение от 06.05.2013 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении NТ-00140-13) (л.д. 18-24).
Во исполнение указанных требований законодательства Администрацией г. Таганрога, принято Постановление N 5978 от 30.11.2004 "Порядок и создание постоянно действующей комиссии по определению мест размещения и корректировкой удаленности контейнеров в районе жилого сектора", согласно которому, рассмотрение вопросов, связанных с размещением и корректировкой удаленности контейнерных: площадок в районе жилого сектора возлагается на постоянно действующую комиссию в составе представителя УЖКХ г. Таганрога, представителя ТУ, представителя КУИ г. Таганрога, представителя МУП "Благоустройства", представителя МУП "Спецавтохозяйство", представителя Центра Госсанэпидемнадзора, представителя Отдела по охране ОС и ПР.
Комиссия осуществляет свою работу на основании обращений организаций всех форм собственности.
Факт нарушения положений Правил благоустройства образует объективную сторону вмененного обществу правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники (владельцы).
В случае привлечения на договорной основе подрядной организации, собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации, предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
Следовательно, общество является надлежащим субъектом правонарушения.
Вместе с тем, согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, согласно статье 2.2 КоАП РФ, в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что предприятием сделано не было.
В рассматриваемом случае, в силу того, что землеотвод жилого дома N 212\1 по ул. С. Шило в г. Таганроге не позволяет выполнить установку контейнерной площадки с соблюдением норм действующего санитарного законодательства, обществом представлены в материалы дела доказательства того, что управляющей организацией в адрес УЖКХ г. Таганрога, Управление Роспотребнадзора г. Таганрога, ООО САХ "Экогород" были направлены письма c просьбой произвести комиссионное обследование и дать заключение по определению места размещения контейнерной площадки для организации сбора и накопления отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников (л.д. 31-50).
Из представленных материалов следует, что в данном случае обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующих Правил благоустройства, что свидетельствует об отсутствии вины общества в нарушении ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у общества имелась возможность соблюдения Правил благоустройства в части решения вопроса об установке контейнерной площадки, опровергаются материалами дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2015 по делу N А53-8299/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8299/2015
Истец: ООО Управляющая компания "Мой Дом"
Ответчик: Таганрогский Межрайонный отдел Административной инспекции РО, Таганрогский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области
Третье лицо: Таганрогский Межрайонный отдел Администра