г. Москва |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А40-119464/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., И.С. Лящевского,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2015,
по делу N А40-119464/14, принятое судьей Головкиной О.Г. (шифр судьи 134-1020),
по иску Муниципального предприятия "Автотранс" (ОГРН 1025801498458, адрес: 442960, Пензенская обл., г. Заречный, ул. Коммунальная, д. 10)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Рыбина И.В. по доверенности от 03.04.2015.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Автотранс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1.751.671 руб. 80 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан на городских маршрутах при оплате проездного билета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 29.04.2015, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2015 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования исходил из следующего.
Истец предоставлял федеральным льготникам, проживающим на территории г. Заречного Пензенской области, право проезда на своем автотранспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ).
Согласно письму Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16.10.2012 г. N 8029 установлена предельная стоимость единого месячного социального проездного билета 13 руб. 41 коп.
Сумма полученных истцом доходов составила 2 735 582 руб. 40 коп., в то время как расходы исходя из расчета 1,32 руб. за 1 пасс/км составляют 4 487 254 руб. 20 коп., таким образом, убытки составили 1 751 671 руб.
Как указывает истец, полученная прибыль не покрыла в полном объеме его имущественную потерю, представляющую собой сумму не полученной от льготников провозной платы, что является основанием для взыскания вреда.
Согласно сведениям почты России количество проездных билетов составило 11.154 штуки, в то время как среднегодовая стоимость одного проездного билета составляет 245 руб. 26 коп.
Таким образом, в связи с соблюдением норм действующего законодательства истцом были понесены убытки в размере 1 751 671 руб. 80 коп., которые в соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ, а также на основании ст. 53 Конституции РФ подлежат возмещению в полном объеме.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, отменяя обжалуемый судебный акт исходил из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, а именно: предоставление бесплатного проезда в натуральной форме заменено на денежные выплаты.
Кроме изменения порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан, Федеральный закон N 122-ФЗ разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, в том числе, по вопросу социальной поддержки и социально обслуживания рядка категорий граждан.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Межбюджетные трансферты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации", предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации до 2010 года, пока в субъектах Российской Федерации формировались условия и принимались нормативные правовые акты для выполнения поставленной перед ними Федеральным законом N 122-ФЗ задачи перехода к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения льготных категорий граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С января 2010 года, с учетом урегулирования во всех субъектах Российской Федерации Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Федеральном законе N 184-ФЗ, предоставляющих субъектам Российской Федерации по предметам совместного ведения право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, исходя из своих бюджетных возможностей, финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено. Нормативными актами такие обязательства на Российскую Федерацию не возложены.
Указанное выше не противоречит выработанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой определенности в вопросах обеспечения ранее гарантированных льгот определенным категориям граждан, высказанной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 года N 103 l-0-O, от 3 июля 2007 года N 523-О-П и др.
Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако, такие вопросы подлежат разрешению в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительством Пензенской области приняты постановления от 29.04.2009 N 337-пП "О порядке предоставления на территории Пензенской области льготного проезда отдельным категориям граждан на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения" (далее - постановление N 337-пП), постановление от 30.08.2006 N 563-пП "О Порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожным транспортом пригородного сообщения" (утратил силу в связи с принятием постановления N 337-пП).
Вышеуказанным постановлением N 337-пП утвержден Порядок предоставления льготного проезда на территории Пензенской области на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте в натуральной форме для лиц, включенных в федеральный и региональный регистры и имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и Пензенской области.
Право льготного проезда в транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) в соответствии с настоящим Порядком предоставляется гражданам, проживающим на территории Пензенской области, имеющим право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 вышеуказанного Порядка основанием для предоставления льготного проезда является единый социальный проездной билет.
Пунктом 11 вышеуказанного Порядка установлено, что при поступлении средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), предназначенных для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Пензенской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Министерство финансов Пензенской области перечисляет на лицевой счет Управления промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Пензенской области, указанные средства для последующего перечисления их перевозчикам.
Данный пункт постановления подлежит применению в зависимости от оценки в совокупности со всеми правовыми актами по данному вопросу и его соотношения в иерархии указанных законов, в том числе федерального уровня.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N А28-10362/2013-325/25 от 20 января 2015 года; N А53-22581/2013 от 29 января 2015 года; N А40-143309/2013 от 18 марта 2015 года, N А40-127496/2013 от 18 марта 2015 года, N А40-173404/2013 от 28 апреля 2015 года, N А40-173457/2013 от 28 апреля 2015 года, N А40-173399/2013 от 29 апреля 2015 года, N А40-173453/2013 от 06 мая 2015. Суд, отказывая в удовлетворении иска по аналогичным требованиям истца указал, что в соответствии со ст. 26.3 со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Нормативные акты данного субъекта не признаны несоответствующими законодательству либо нарушающими права транспортной организации в связи с перевозкой граждан отдельной категории, действовали и исполнялись на территории Пензенской области в спорный период.
Соблюдение принципа разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, включая сферу нормотворческого регулирования вопросов обеспечения для отдельных категорий граждан возможности пользоваться услугами общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также исполнения обязательств в соответствии с принятыми на основании законодательства и действующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, свидетельствуют о правомерности, а не о противоправности соответствующих действий.
Учитывая положения действующего законодательства и отсутствие у Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженности перед истцом, суд апелляционной инстанции установил отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2015 по делу N А40-119464/14 отменить. В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119464/2014
Истец: МП Автотранс, Муниципальное предприятие "Автотранс"
Ответчик: Министерство Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ