Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2015 г. N Ф09-6950/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А07-2093/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Базина Валентина Алексеевича, индивидуального предпринимателя Грачева Дмитрия Владимировича, индивидуального предпринимателя Садыкова Рамиля Ринатовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2015 по делу N А07-2093/2015 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании принял участие Валиахметов И.Ю. - представитель индивидуального предпринимателя Базина В.А. (доверенность от 24.12.2014), индивидуального предпринимателя Грачева Д.В. (доверенность от 25.12.2014), индивидуального предпринимателя Садыкова Р.Р. (доверенность от 25.12.2014).
Индивидуальные предприниматели Базин Валентин Алексеевич, Грачев Дмитрий Владимирович, Садыков Рамиль Ринатович (далее - предприниматель Базин В.А., предприниматель Грачев Д.В., предприниматель Садыков Р.Р. соответственно, предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация и Управление соответственно, заинтересованные лица) о признании незаконным и несоответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказа Управления в передаче в общую долевую собственность предпринимателю Базину В.А. 8088/10000 доли земельного участка, предпринимателю Грачеву Д.В. 956/10000 доли земельного участка, предпринимателю Садыкову Р.Р. 956/10000 доли земельного участка с кадастровым номером 02:55:020412:90 общей площадью 6 890 кв.м, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Сельская Богородская, д. 27/1, выраженного в письме Управления от 23.01.2015 N Б-183, обязании Управления в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность и в месячный срок со дня принятия названного решения направить в адрес предпринимателей проекты договоров купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020412:90 общей площадью 6 890 кв.м по цене, действующей на момент подачи заявления от 20.06.2012 (с учетом уточнения заявленных требований, т. 2 л.д. 88-95).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление градостроительства и архитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2015 (резолютивная часть от 14.05.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласились предприниматели (далее также - податели апелляционной жалобы, апеллянты), в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податели ссылаются на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апеллянты считают недоказанным обстоятельство резервирования испрашиваемого земельного участка, поскольку обременение в виде резервирования не зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", сведения о резервировании спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости также отсутствуют. Полагают, что сам по себе факт размещения земельного участка в границах красных линий не относится законодательством к числу оснований, препятствующих приватизации земельного участка, поскольку таким препятствием является только расположение земельного участка на землях общего пользования.
В подтверждение своей правовой позиции апеллянтами с апелляционной жалобой представлены копии уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 03.04.2015 N 04/101/017/2015-1720, кадастрового паспорта земельного участка от 28.11.2011 N 02/11/1-311812.
Руководствуясь ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции определил отказать в приобщении названных документов к материалам дела ввиду их наличия в деле (т. 1 л.д. 66-69, т. 2 л.д. 99).
К дате судебного заседания от апеллянтов поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу N А07-2093/2015 до рассмотрения по существу дела N А07-10842/2015, в удовлетворении которого судом отказано по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителей, в котором заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителей и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 28.05.2012 (т. 1 л.д. 59) предпринимателем Базиным В.А. у общества с ограниченной ответственностью фирма "Котон" (далее - фирма "Котон") в собственность были приобретены:
- административно-хозяйственное строение, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 760,1 кв.м, лит. Б,Б1,Б2,БЗ, адрес объекта: г. Уфа, Калининский район, ул. Сельская Богородская, д. 27, корп. 1;
- проходная, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 33,5 кв.м, лит. В, адрес объекта: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, д. 27, корп. 1;
- склад-магазин, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 491,3 кв.м, лит. А,А1, адрес объекта: г. Уфа, ул. ул. Сельская Богородская, д. 27, корп. 1 (т. 1 л.д. 59).
По договору купли-продажи от 07.02.2014 предприниматель Базин В.А. продал предпринимателям Грачеву Д.В., Садыкову Р.Р. в общую долевую собственность (по 1/2 доле в праве собственности) здание склада-магазина общей площадью 491,3 кв.м (т. 1 л.д. 60).
Право собственности предпринимателей на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 04 АГ 793486 от 15.06.2012, серии 04 АГ 793485 от 15.06.2012, серии 04 АЕ 195722 от 23.06.2014, серии 04 АЕ 195723 от 23.06.2014 (т. 1 л.д. 49-54).
Согласно заключению специалиста Мустафиной Э.И. от 23.03.2015 N 36 (т. 2 л.д. 40-45), кадастровому паспорту земельного участка от 28.11.2011 N 02/11/1-311812 (т. 1 л.д. 66-69) названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020412:90 общей площадью 6 890 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации магазина, склада, временной открытой автостоянки, административного помещения и гаража, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, г. Уфа, ул. Сельская Богородская, д. 27/1.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 03.04.2015 N 04/101/017/2015-1720 (т. 2 л.д. 99) следует остутствие зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020412:90.
На основании постановления Администрации от 03.03.2006 N 1008 названный земельный участок был предоставлен в аренду на срок с 15.01.2005 по 14.10.2008 фирме "Котон" (т. 1 л.д. 55-58).
Предприниматель Базин В.А. обратился в Администрацию с заявлением от 20.03.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020412:90 (т. 1 л.д. 62).
Указанное заявление было получено заинтересованным лицом 20.03.2012.
29.12.2014 заявители обратились с совместным заявлением в Администрацию с просьбой дать разрешение на приватизацию путем выкупа по цене, действующей на момент подачи заявления от 20.06.2012, в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020412:90 общей площадью 6 890 кв.м, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Сельская Богородская, д. 27/1, разрешенное использование: для эксплуатации магазина, склада, временной открытой автостоянки, административного помещения и гаража, под объектами недвижимости: здание проходной, здание склада-магазина, административно-хозяйственное строение, являющиеся собственностью предпринимателей, и направить в их адрес договора купли-продажи со множественностью лиц на стороне покупателя на указанный земельный участок (т. 1 л.д. 61).
Доли рассчитаны предпринимателями следующим образом: доля земельного участка предпринимателя Базина В.А. - 8088/10000, доля земельного участка предпринимателя Грачева Д.В. - 956/10000, доля земельного участка предпринимателя Садыкова Р.Р. - 956/10000.
На данное заявление Управление дало ответ в письме от 23.01.2015 N Б-183, в котором указало, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы и в границах красных линий, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным (т. 1 л.д. 63-64).
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим права заявителей в сфере предпринимательской деятельности, предприниматели обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требования заявителей, суд первой инстанции пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку зарезервирован для муниципальных нужд в установленном законом порядке, и находится в границах красных линий.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы предпринимателей, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирован ст. 36 ЗК РФ (здесь и далее - в ранее действовавшей редакции).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
На основании п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу приведенных норм ЗК РФ уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В рассматриваемом случае основаниями для отказа в предоставлении испрашиваемого предпринимателями земельного участка с кадастровым номером 02:55:020412:90 общей площадью 6 890 кв.м явились: нахождение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы и в границах красных линий (письмо от 23.01.2015 N Б-183, т. 1 л.д. 63-64).
Кроме того, при рассмотрении дела по существу заинтересованными лицами было указано, что дополнительным препятствием для приватизации испрашиваемого заявителями земельного участка является его резервирование для муниципальных нужд (т. 2 л.д. 83, 140).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Норма ст. 49 ЗК РФ регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
В силу указанной нормы изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу п. 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур сроком до 01.01.2015 зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к настоящему решению.
Согласно приложению N 2 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 (в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10) испрашиваемый предпринимателями земельный участок с кадастровым номером 02:55:020412:90 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель.
Указанное решение опубликовано в выпуске газеты "Вечерняя Уфа" от 29.12.2010 N 249 (11647).
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/10 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" опубликовано в выпуске газеты "Вечерняя Уфа" от 25.12.2013 N 244-245 (12392-12393).
Таким образом, на момент первоначального обращения предпринимателя Базина В.А. в Администрацию с заявлением от 20.03.2012 (т. 1 л.д. 62) и на момент совместного обращения заявителей 29.12.2014 за предоставлением в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020412:90 (т. 1 л.д. 61) названный земельный участок в установленном порядке был зарезервирован для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", которым зарезервированы земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7822 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд.
Согласно приложению N 2 к указанному решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан испрашиваемый предпринимателями земельный участок с кадастровым номером 02:55:020412:90 также включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель.
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 опубликовано 29.01.2015 в опубликовано в выпуске "Вечерняя Уфа" N 17-18(12665-12666).
Таким образом, учитывая последовательность и систематичность принятых органом местного самоуправления названных решений, следует признать сохранение у муниципального образования намерения использования путем изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый предпринимателями земельный участок с кадастровым номером 02:55:020412:90 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель, в силу закона такой участок не подлежит приватизации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ заинтересованного лица в приватизации испрашиваемого заявителями земельного участка является правомерным.
Доводы подателей апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельства резервирования испрашиваемого земельного участка, поскольку обременение в виде резервирования не зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", апелляционная коллегия находит необоснованными.
Согласно п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу п.п. 2, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления и вступает в силу не ранее его опубликования.
Пунктом 10 названного положения о резервировании установлено, что действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами: а) истечение указанного в решении срока резервирования земель; б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель; в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель; г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; д) решение суда, вступившее в законную силу.
Таким образом, государственная регистрация и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений носят правоподтверждающий, а не правообразующий характер, не являются самостоятельным основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обременений (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), и являются подтверждением наличия обременения в отношении земельного участка исключительно перед третьими лицами.
С учетом изложенного, учитывая факт официального опубликования решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 и от 28.01.2015 N 41/6, апелляционная коллегия приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации обременения в виде резервирования земельного участка и отсутствие сведений об этом в кадастре недвижимости не опровергает вывода судов о наличии препятствий к приватизации земельного участка ввиду его резервирования.
Апелляционная коллегия также полагает необходимым отменить следующее.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 и от 06.09.2011 N 3771/11, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, не собственнику этого объекта.
Как было отмечено, предпринимателю Базину В.А. на праве собственности принадлежат административно-хозяйственное строение, общая площадь 760,1 кв.м, лит. Б,Б1,Б2,БЗ, и проходная, общая площадь 33,5 кв.м, лит. В, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Сельская Богородская, д. 27, корп. 1.
У предпринимателей Грачева Д.В., Садыкова Р.Р. в общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве собственности) находится здание склада-магазина общей площадью 491,3 кв.м, лит. А,А1, расположенное по указанному адресу.
Кроме того, согласно техническому паспорту на отдельно стоящее нежилое 2-х этажное строение и нежилые пристрои к нему по состоянию на 10.02.2011 (т. 2 л.д. 105-118) помимо административно-хозяйственного строения, лит. Б,Б1,Б2,БЗ, на испрашиваемом земельном участке имеется объект недвижимости, этажность: 2, назначение - оздоровительное, фактическое использование - ремонтный бокс, оздоровительное, общей площадью 341,6 кв.м.
Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями заявителей, данными в уточненном заявлении (т. 2 л.д. 90-91).
Апелляционная коллегия не соглашается с доводами заявителей, указанными в заявлении, о том, что данный объект входит в состав административно-хозяйственного строения, право собственности на который зарегистрировано за предпринимателем Базиным В.А., поскольку рассматриваемому объекту присвоена литера Б4, в то время как за заявителем зарегистрировано право собственности на объект с литерами Б,Б1,Б2,БЗ, и сопоставление площадей помещений, указанных в техническом паспорте, и условий договора купли-продажи от 28.05.2012 (т. 1 л.д. 59) указывает на то, что заявителем было приобретено административно-хозяйственного строение без учета оздоровительного объекта.
Доказательства, подтверждающие право собственности заявителей на указанный объект, материалы дела не содержат, предпринимателями суду такие доказательства не представлены.
Ссылки подателей апелляционной жалобы в пояснениях апелляционному суду на отсутствие государственной регистрации права собственности на указанный объект отклоняются, поскольку отсутствие государственной регистрации права не исключает наличие такого права в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С учетом изложенного, апелляционная коллегия с учетом положений п. 5 ст. 36 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) считает преждевременным разрешение вопроса о предоставлении в собственность заявителей земельного участка без учета прав и законных интересов правообладателя объекта недвижимости литер Б4.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении ходатайства апеллянтов о приостановлении производства по апелляционной жалобе, поскольку независимо от разрешения вопроса о законности резервирования испрашиваемого земельного участка, приобретение земельного участка в собственность заявителей с учетом изложенных обстоятельств не соответствует требованиям п. 5 ст. 36 ЗК РФ (в редакции на момент обращения заявителей в орган местного самоуправления).
Ссылки апеллянтов на факт размещения земельного участка в границах красных линий с учетом вышеизложенных выводов апелляционного суда отклоняются апелляционным судом как не повлиявшие на обоснованность выводов суда первой инстанции по существу спора.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации на основании пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с излишней уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе предпринимателям из федерального бюджета подлежит возврату по 100 рублей каждому.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2015 по делу N А07-2093/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Базина Валентина Алексеевича, индивидуального предпринимателя Грачева Дмитрия Владимировича, индивидуального предпринимателя Садыкова Рамиля Ринатовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Базину Валентину Алексеевичу, индивидуальному предпринимателю Грачеву Дмитрию Владимировичу, индивидуальному предпринимателю Садыкову Рамилю Ринатовичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме по 100 рублей каждому.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2093/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2015 г. N Ф09-6950/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: БАЗИН ВАЛЕНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ, Грачев Дмитрий Владимирович, Садыков Р. Р., Садыков Рамиль Ринатович
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН