г. Воронеж |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А35-5812/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
В полном объеме постановления изготовлено 22 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Восток Продукт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2015 по делу N А35-5812/2014 (судья Матвеева О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток Продукт" (ОГРН 1053827042290, ИНН 3827020030) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (ОГРН 1044637043692, ИНН 4632012456) о признании недействительными решения N 2075 от 24.04.2014 и решения N 2076 от 24.04.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток Продукт" (далее - Общество, ООО "Восток Продукт") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения N 2075 от 24.04.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, решения N 2076 от 24.04.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Восток Продукт".
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2015 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 2075 от 24.04.2014, N 2076 от 24.04.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов признаны недействительными.
На Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску возложена обязанность устранить нарушения прав общества с ограниченной ответственностью "Восток Продукт" и внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения на основании заявления ООО "Восток Продукт" от 17.04.2014 вх. N 2075 и от 17.04.2014 вх. N 2076.
С Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восток Продукт" взысканы расходы по уплате госпошлины 4000 руб.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что в представленном Обществом заявлении по форме Р13001 в разделе 4 Лист М, по форме Р14001 в разделе 5 Лист Р, сведения о заявителе, где проставляется собственноручная подпись заявителя и удостоверительная подпись нотариуса не была изготовлена на бланке, что по мнению налогового органа, противоречит Положению "О порядке изготовления, обращения, учета и использования бланка единого образца для совершения нотариальных действий" (Утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 21 - 22.12.2009 года, протокол N 14/09).
В судебное заседание не явились ИФНС России по г. Курску и ООО "Восток Продукт", которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалы дела от ИФНС России по г. Курску через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ИФНС России по г. Курску и ООО "Восток Продукт".
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общим собранием Участников ООО "Восток Продукт" от 09.04.2014 (Протокол N 2) было решено принять в состав Участников Общества - Быстренина Андрея Дмитриевича и увеличить уставный капитал Общества за счет вклада Быстренина А.Д. на сумму 15000 руб.
ООО "Восток Продукт" обратилось в ИФНС России по г. Курску с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 и о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме N Р14001 (сведения о генеральном директоре), утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.
К указанным заявлениям были приложены: протокол N 2 от 09.04.2014 общего собрания Участников ООО "Восток Продукт"; заявление о принятии в общество от 09.04.2014; акт приема-передачи имущества в уставной капитал Общества от 09.04.2014; устав ООО "Восток Продукт" в новой редакции в двух экземплярах; квитанция об оплате госпошлины за регистрацию изменений учредительных документов юридического лица ООО "Восток Продукт" на сумму 800 руб.
ИФНС России по г. Курску отказала Обществу в регистрации решениями N 2075 от 24.04.2014, N 2076 от 24.04.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Полагая, что решения ИФНС России по г. Курску N 2075, N 2076 от 24.04.2014 незаконны, ООО "Восток Продукт" обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ, Единый государственный реестр юридических лиц ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, в государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно - правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. При несоответствии указанных в пункте 1 указанной статьи сведений государственного реестра сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих исправлений.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 2 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Приведенный перечень документов, установленный законом для государственной регистрации соответствующих изменений является исчерпывающим
В силу п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 38 Приказа Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" при свидетельствовании, в соответствии со статьей 80 Основ, подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи.
В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявителем может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Как следует из материалов дела заявление и все предусмотренные вышеуказанными нормами закона документы для внесения спорных записей были представлены ООО "Восток Продукт" в регистрирующий орган.
Подписи заявителей на соответствующих листах заявлений удостоверены нотариусом, о чем на представленных заявлениях имеются соответствующие отметки.
Доказательств, свидетельствующих о несоответствии формы поданных заявлений требованиям приказа Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, в материалы дела не представлено.
Ввиду чего у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений.
Доводы Инспекции относительного того, что в представленном Обществом заявлении по форме Р13001 в разделе 4 Лист М, по форме Р14001 в разделе 5 Лист Р, сведения о заявителе, где проставляется собственноручная подпись заявителя и удостоверительная подпись нотариуса не была изготовлена на бланке, что по мнению налогового органа противоречит Положению "О порядке изготовления, обращения, учета и использования бланка единого образца для совершения нотариальных действий" (Утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 21 - 22.12.2009 года, протокол N 14/09) отклоняются.
Данное обстоятельство не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку приведенный в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ перечень оснований для отказа в государственной регистрации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Учитывая, что подлинность подписи заявителя на спорных заявлениях была удостоверена нотариусом, у Инспекции в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ отсутствовали основания для отказа Обществу в государственной регистрации изменений.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Восток Продукт" и признал оспариваемые решения ИФНС России по г. Курску от 24.04.2014 N 2075, N 2076 недействительными.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Курской области ООО "Восток Продукт" произведена уплата государственной пошлины в размере 4000 руб. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с налогового органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 руб.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2015 по делу N А35-5812/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2015 по делу N А35-5812/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5812/2014
Истец: ООО "Восток Продукт"
Ответчик: ИФНС России по г. Курску
Третье лицо: ИФНС России по г. Курску