г. Киров |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А82-12984/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-СЕРВИС"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2015 по делу N А82-12984/2014, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-СЕРВИС" (ОГРН 1107610003588, Ярославская область, г. Ярославль, Юго-западная промышленная зона тер., дом 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН 1027600695154, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д.),
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Целинная, д. 50),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-СЕРВИС" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЭКО-СЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС, Управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 18.06.2014 по делу N 05-03/277П-14 (РНП-76-14).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее - третье лицо, Учреждение).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЭКО-СЕРВИС" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что его нельзя признать уклонившимся от заключения контракта, поскольку Учреждение считало государственный контракт заключенным и, соответственно, приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направило в антимонопольный орган сведения о расторжении контракта; в государственном контракте отсутствует график оказания услуги по вывозу ТБО, приложений к контракту либо технического задания, в которых описан график оказания услуг не существует; в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие утверждение суда о том, что в учреждении отбывает наказание более 1200 человек; срок исполнения обязательств на момент вынесения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (02.04.2014) еще не наступил; нельзя считать ООО "ЭКО-СЕРВИС" не исполнившим обязательства по контракту; Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ) не установлен запрет на направление протокола разногласий к государственному контракту; двадцатидневный срок для подписания контракта заканчивался 08.04.2014; победитель мог быть признан уклонившимся от заключения контракта лишь по истечении данного срока; решением от 02.04.2014 об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик прервал срок подписания контракта (не позднее 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения заявок); заказчик надлежащим образом не отреагировал на протокол разногласий и письмо ООО "ЭКО-СЕРВИС" от 26.03.2014; заказчик направил в антимонопольный орган сведения о расторжении контракта, что само по себе исключает факт незаключения контракта; информация об уклонении от заключения контракта в антимонопольный орган не поступала; ООО "ЭКО-СЕРВИС" не было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела антимонопольным органом, в связи с чем были нарушены права Общества на защиту; о том, что ООО "ЭКО-СЕРВИС" вменяются действия по уклонению от подписания контракта, в результате которых Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков, стало известно из решения антимонопольного органа по делу.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему опровергает приведенные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Учреждение в ходатайстве о рассмотрении дела без участия своих представителей указало, что решение суда считает законным и обоснованным.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела откладывалось на 21.07.2015 в 15 часов 30 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.
Стороны и третье лицо представили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.03.2014 Учреждением на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО (л.д. 99-103) и проект контракта (л.д. 104-108).
17.03.2015 единой постоянно действующей комиссией по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Учреждения (далее - Единая комиссия) принято решение о признании Общества победителем запроса котировок. Данное решение формализовано в протоколе заседания Единой комиссии от 17.03.2014 N 5 (л.д. 115-117).
25.03.2014 ООО "ЭКО-СЕРВИС" подписало государственный контракт с Учреждением (л.д. 118-120) - с протоколом согласования разногласий (л.д. 49), которым предполагалось включить в пункт 3.1 раздела 3 "Права и обязанности Сторон" проекта контракта подпункты 3.1.4 и 3.1.5 следующего содержания: 3.1.4 - "осуществлять загрузку автомашины и процедуру досмотра не более чем 1,5 часа"; 3.1.5 - "Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств, в случае невыполнения "Государственным заказчиком" своих обязательств, предусмотренных п.3.1.4 Договора" (л.д. 49).
26.03.2014 ООО "ЭКО-СЕРВИС" направило в адрес Учреждения письмо с просьбой подписать договор разногласий (л.д. 50).
Заказчик на данное письмо не ответил; направил в адрес Общества письмо от 26.03.2014, в котором просил Общество приступить к вывозу ТБО по графику - с 27.03.2014 по 01.04.2014.
03.04.2014 Учреждением принято решение N 78/ТО/12/3-2742 об одностороннем отказе от исполнения контракта (л.д. 40-41), из которого следует, что Общество не приступило к выполнению обязанностей по контракту.
21.05.2014 Учреждение направило в УФАС письмо о направлении уведомления о расторжении контракта (л.д. 97-98), в котором сообщило о том, что государственный контракт на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов подписан Обществом с протоколом разногласий; ООО "ЭКО-СЕРВИС" не приступило к выполнению обязанностей по договору.
17.06.2014 Управлением издан приказ о проведении внеплановой (выборочной) проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении заказчиком - Учреждением запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО (л.д. 126).
18.06.2014 Управлением принято решение по делу N 05-03/277П-14 (РНП-76-14) (л.д. 34-39), согласно которому сведения, представленные Учреждением в отношении ООО "ЭКО-СЕРВИС", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО на два года.
Из указанного решения следует, что ответчику в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе поступили сведения от Учреждения (заказчика) для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ЭКО-СЕРВИС", уклонившегося, по мнению заказчика, от заключения контракта на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО) в связи с существенным нарушением им условий государственного контракта. По мнению Управления, у заказчика не было оснований для внесения указанных в протоколе разногласий от 20.03.2014 изменений в контракт, не предусмотренных извещением о проведении запроса котировок на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО; протокол разногласий признается отказом ООО "ЭКО-СЕРВИС" от заключения контракта на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО; отказ от заключения контракта подтверждается также тем, что ООО "ЭКО-СЕРВИС" не приступил к выполнению работ по настоящее время.
Не согласившись с решением Управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, позицию ответчика, изложенную в отзыве на жалобу и дополнении к нему, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 1 статьи 74 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
Положениями частей 11, 13, 14, 15 статьи 78 данного Закона предусмотрено, что в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (часть 11). Контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола (часть 13). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта (часть 14). В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств (часть 15).
Согласно частям 1, 2, 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2). Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 10).
В соответствии с пунктами 1, 8, 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, настоящие Правила устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра (пункт 1). В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Федерального закона (пункт 8). Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (пункт 11).
Из протокола N 5 заседания Единой комиссии от 17.03.2014 следует, что победителем в запросе котировок признано ООО "ЭКО-СЕРВИС". Указанный протокол размещен в единой информационной системе 17.03.2014.
Следовательно, государственный контракт по результатам запроса котировок следовало заключить не позднее 07.04.2014. При этом Федеральным законом о контрактной системе не предусмотрена возможность рассмотрения разногласий по государственному контракту, заключаемому по результатам процедуры запроса котировок.
Между тем, из материалов дела следует, что Общество подписало контракт 25.03.2014 с протоколом разногласий. Данный протокол разногласий был направлен Обществом в адрес заказчика. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до истечения двадцатидневного срока, установленного частью 13 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе, государственный контракт был заключен в редакции проекта государственного контракта, размещенного одновременно с извещением о проведении запроса котировок.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество предпринимало действия, направленные на выполнение обязанностей по государственному контракту, право на заключение которого возникло у заявителя по результатам проведения запроса котировок.
При таких обстоятельствах Управление имело основания для принятия обжалуемого решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральным законом о контрактной системе не установлен запрет на направление протокола разногласий к государственному контракту; заказчик надлежащим образом не отреагировал на протокол разногласий и письмо ООО "ЭКО-СЕРВИС" от 26.03.2014; в государственном контракте отсутствует график оказания услуги по выводу ТБО, приложений к контракту либо технического задания, в которых описан график оказания услуг, не существует, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу части 14 статьи 78 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
При этом положения указанного Федерального закона не допускают направление участником закупки протокола разногласий.
В заявке на участие в запросе котировок ООО "ЭКО-СЕРВИС" приняло на себя обязанность исполнить условия государственного контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок цен.
В пункте 4 извещения о проведении запроса котировок цен (л.д. 99-101) определены сроки оказания услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество нельзя признать уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что Учреждение считало государственный контракт заключенным и, соответственно, приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направило в антимонопольный орган сведения о расторжении контракта, что само по себе исключает факт не заключения контракта; информация об уклонении от заключения контракта в антимонопольный орган не поступала, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из имеющихся материалов дела не следует, что государственный контракт заключен в установленном законом порядке, направление Обществом протокола разногласий к государственному контракту Управлением правомерно квалифицировано отказ от заключения контракта, факт уклонения от заключения государственного контракта был установлен антимонопольным органом в ходе проведенной проверки и подтвержден материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что двадцатидневный срок для подписания контракта заканчивался 08.04.2014; победитель мог быть признан уклонившимся от заключения контракта лишь по истечении данного срока; решением от 02.04.2014 об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик прервал срок подписания контракта (не позднее 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения заявок), также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае Общество, направив в адрес заказчика протокол согласования разногласий, выразило несогласие с содержанием государственного контакта. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что после подписания государственного контракта 25.03.2014 (с протоколом разногласий) или после истечения указанного двадцатидневного срока ООО "ЭКО-СЕРВИС" приступило к исполнению данного контракта, что могло бы свидетельствовать о согласии с его условиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "ЭКО-СЕРВИС" не было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела антимонопольным органом, в связи с чем были нарушены права Общества на защиту; о том, что ООО "ЭКО-СЕРВИС" вменяются действия по уклонению от подписания контракта, в результате которых Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков, стало известно из решения антимонопольного органа по делу, также не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении дела антимонопольным органом участвовал директор Общества. При этом из протокола заседания инспекции Управления от 18.06.2014 (л.д. 159) следует, что в ходе рассмотрения дела устанавливались обстоятельства, касающиеся вопроса заключения государственного контракта. Директор Общества пояснил, что услуги по вывозу ТБО не могли оказываться, поскольку в государственный контракт не включены условия, указанные в протоколе согласования разногласий. Таким образом, в ходе рассмотрения дела антимонопольный орган устанавливал, в том числе обстоятельства заключения государственного контракта. В указанном протоколе отсутствуют какие-либо сведения о том, что директор ООО "ЭКО-СЕРВИС" ходатайствовал об отложении рассмотрения дела с целью представления дополнительных пояснения, документов, привлечения к участию в деле иных представителей Общества.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.04.2015 по делу N А82-12984/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12984/2014
Истец: ООО "ЭКО-СЕРВИС"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 2 УФСИН по Ярославской области, ФКУ Исправительная колония N 2 УФСИН по Ярославской области, Богомазова Ольга Сергеевна