г. Томск |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А45-5499/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смолкиной Марины Владимировны на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 мая 2015 года по делу N А45-5499/2015 (судья О.В. Чернова)
(дело рассмотрено в порядке упрощенного производства)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, г. Новосибирск
к индивидуальному предпринимателю Смолкиной Марине Владимировне, с. Довольное (ОГРНИП 312545618800048, ИНН 542006484791)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Смолкиной Марины Владимировны (далее - предприниматель, ИП Смолкина М.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 26.02.2015 г. N 272.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 мая 2015 года требование заявителя удовлетворено. ИП Смолкина М.В. привлечена к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ИП Смолкина М.В. обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить по следующим основаниям:
- суд пришел к неправильному выводу о том, что ИП Смолкина М.В. нарушила п. 132 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013), а также о наличии вины предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
- ИП Смолкина М.В. не может быть привлечена к ответственности по указанной статье, поскольку административным правонарушением является только неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти, тогда как предпринимателю вменяется не выполнение предписания Роспотребнадзора по Новосибирской области, то есть территориального органа.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1. АПК РФ, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25.02.2015 г. при проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя Смолкиной Марины Владимировны в магазине "Мясная лавка" ИП Смолкиной М.В., расположенном по адресу: Новосибирская область, с. Довольное, ул. Ленина, 136, установлено, что индивидуальный предприниматель Смолкина Марина Владимировна не выполнила в установленный срок предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции.
По результатам проведенной проверки Управлением выявлено, что нарушения, указанные в предписании от 15.12.2014 г. N 8056/111-зп не устранены.
В отношении предпринимателя Смолкиной М.В. Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 26.02.2015 г.
В порядке, предусмотренном частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган направил в арбитражный суд материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд первой инстанции, привлекая ИП Смолкину М.В. к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, исходил из доказанности административным органом состава правонарушения и вины в его совершении.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 15 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок продавцом законного предписания уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции.
Субъектом указанного нарушения определены изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), орган по сертификации или испытательная лаборатория (центр).
Объективной стороной вменяемого правонарушения является неисполнение указанными лицами в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом при проверке соблюдения требований технических регламентов.
Данный состав является формальным и для установления его объективной стороны достаточным является наличие факта невыполнения предписания.
Для привлечения к административной ответственности по п. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, необходимо, чтобы предписание государственного органа было законным и реально исполнимым для лица его получившего.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки предпринимателем Смолкиной М.В. не выполнено предписание от 15.12.2014 г. N 8056/111-зп об устранении выявленных нарушений технических регламентов, а именно: мясная продукция перед выпуском в обращение не подлежит декларированию соответствия в установленном порядке - индивидуальным предпринимателем Смолкиной М.В. в отделе мясной продукции в производственном помещении (оборудованном, в том числе, столом для разрубки мяса, пилой, мясорубкой, низкотемпературным холодильником) осуществляется производство мясного фарша следующих наименований: "Домашний", "Говяжий", затем названный мясной фарш реализуется в магазине "Мясная лавка" ИП Смолкиной М.В. (указанный фарш выставлен на реализацию в торговом зале, при наличии ценников на каждое наименование продукции (на ценниках указано: фарш "Домашний", фарш "Говяжий") без обозначения, что указанный фарш не предназначен для продажи, доступно для потребителей), при этом не представлены документы, подтверждающие качество и безопасность на названный фарш (никаких документов на указанный фарш нет), что является нарушением статьи 11 Федерального Закона от 30.03.1999 N52-ФФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании", пункта 132 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013), пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Пунктом 132 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) от 09.10.2013 г. N 68 установлено, что мясная продукция (кроме мясной продукции для детского питания и мясной продукции нового вида) перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза подлежит декларированию соответствия в установленном порядке.
Согласно пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов, выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия, указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В соответствии со статьей 11 Федерального Закона от 30.03.1999 N т52-ФФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Предписанием от 15.12.2014 г. N 8056/111-зп об устранении выявленных нарушений предпринимателю необходимо было в срок до 01.02.2015 г. устранить допущенные нарушения. Указанное предписание предпринимателем в срок не исполнено.
Срок, установленный в предписании от 15.12.2014 года, был достаточным для его исполнения. Обращение о продлении срока исполнения предписания от предпринимателя не поступало, как не поступало ходатайств о переносе срока исполнения предписания, в связи с невозможностью его выполнения в установленный срок.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно части 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки от 25.02.2015 г., протоколом об административном правонарушении от 26.02.2015 г. N 272.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на соблюдение ей п. 132, 133, 134, 135 Технического регламента, наличие требуемых документов со ссылкой на составление программы контроля, что не может быть признано судом апелляционной инстанции доказательством исполнения предписания административного органа, установившего при проверке отсутствие фактов декларирования товаров, а равно документов о качестве и безопасности мясной продукции.
При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что само предписание, результаты проверки, предпринимателем не оспорены, законных оснований для неисполнения предписания не усматривается.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя Смолкиной Марины Владимировны объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Смолкиной М.В. приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение предписания в установленный срок, недопущение совершения административного правонарушения.
Непринятие мер для надлежащего исполнения предписания свидетельствует о пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях индивидуального предпринимателя Смолкиной Марины Владимировны содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, и вина в его совершении.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные доводы предпринимателя об отсутствии состава административного правонарушения и его вины.
Судом апелляционной инстанции также подлежит отклонению довод ИП Смолкина М.В. о том, что она не может быть привлечена к ответственности по указанной статье, поскольку административным правонарушением является только неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти, тогда как предпринимателю вменяется невыполнение предписания Роспотребнадзора по Новосибирской области, то есть территориального органа.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона предусмотрено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Статьей 13 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, данная служба (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров.
Согласно пункту 67 данного Регламента в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
Административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров" включает, в том числе выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Регламента).
Пунктом 70 Регламента предусмотрено, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений.
В соответствии с пунктами 19, 63 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей составляют протоколы об административном правонарушении, в том числе предусмотренном частью 15 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
Приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40 утвержден перечень должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, к которым в том числе, относятся руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; начальники и заместители начальников управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; начальники отделов и их заместители, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; руководители и заместители руководителей управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации; начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации; начальники территориальных отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, осуществляет свою деятельность в том числе, через свои территориальные органы. Территориальные органы вправе проводить проверки по вопросам, отнесенным к компетенции Роспотребнадзора, и выдать по результатам проверки обязательные для исполнения предписания, в случае неисполнения предписания вправе составлять протоколы об административном правонарушении, в том числе предусмотренном частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Системный и буквальный анализ вышеуказанных положений позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что, несмотря на отсутствие в диспозиции части 15 статьи 19.5 КоАП РФ указания на территориальные (структурные) подразделения (органы) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, неисполнение законных предписаний, выданных территориальными органами указанного федерального органа исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, образует состав указанного административного правонарушения.
Аналогичные выводы поддержаны судебной практикой по делам А69-4418/2014, А27-19546/2014, А12-2253/2015.
Поскольку факты нарушений и вина предпринимателя подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то с учетом части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, части 2 статьи 4.1 КоАП РФ судом правомерно назначено наказание в рамках санкции части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 мая 2015 года по делу N А45-5499/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.Е. Ходырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5499/2015
Истец: Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области
Ответчик: ИП Смолкина Марина Владимировна, Смолкина М В
Третье лицо: Агапов Михаил Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5725/15
14.01.2016 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5725/15
30.11.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-26361/15
27.11.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-26361/15
12.10.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-26361/15
24.07.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5725/15
25.05.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-5499/15