г. Москва |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А40-43793/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассматривает в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу ООО "Тибурон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2015 по делу N А40-43793/15, судьи Кузина М.М. (149-348)
по заявлению Департамента торговли и услуг г.Москвы
к ООО "Тибурон" (ОГРН 2037734012920; 123182, г.Москва, ул. Авиационная, д. 74, корп. 4)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Кузьмичева И.И. по доверенности от 30.09.2014, удостоверение N 9727; |
от ответчика: |
Орлов Д.А. по доверенности от 03.06.2015 N И/01-339/5, удостоверение N 17992; Муромский В.В. по доверенности от 03.06.2015 N И/01-336/5, удостоверение N 38965 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг г.Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Тибурон" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Решением суда от 21.05.2015 заявленные требования - удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в связи с проведением внеплановой проверки с целью выполнения предписания Департамента от 03.09.2014 N 648 и на основании Распоряжения от 28.01.2015 N133, и в соответствии с имеющимися полномочиями 28.01.2015 должностными лицами Департамента торговли и услуг города Москвы (советником Кудряшовой М.С., главным специалистом Благовым A.M. и заместителем начальника Управления Ильиным И.А.) была проведена проверка ООО "Тибурон" по адресу: г.Москва, ул. Живописная, д.38, корп.1.
В ходе проведения проверки было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: в торговом зале магазина ООО "Тибурон" находилась в обороте алкогольная продукция в широком ассортименте в период приостановления действия лицензии общества с 23.09.2014 но 23.03.2015.
Решение о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 23.09.2014 N 23-01-19-1630/РПР и Решение от 02.12.2014 N 23-01-19-1957/РОВЗ об отказе в возобновлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО "Тибурон" в магазине по адресу: г.Москва, ул. Живописная, д.38, корп.1 были вручены под расписку в получении представителю общества по доверенности Хитрову М.В. Таким образом, на момент проведения проверки общество было надлежащим образом уведомлено о приостановлении действия лицензии.
Алкогольная продукция в широком ассортименте была выставлена на полках и витринах торгового зала с соответствующими ценниками, заверенными печатью организации. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции включает в себя покупку, хранение, транспортировку и реализацию товара. Хранение продукции является единым процессом розничной торговли. Выставление товара в торговом зале, на витрине, выкладка на прилавке, а также предоставление сведений о продаваемых товарах (стоимости, названия, объема и крепости алкогольной продукции) являются публичной офертой заключения договора розничной кунли-продажи в месте продажи товара.
Таким образом, ООО "Тибурон" осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Данный факт подтверждается актом проверки от 28.01.2015 N 133 с приложением фотоматериалов; ценниками ООО "Тибурон" на алкогольную продукцию, изготовленными в период приостановления действия лицензии общества; объяснениями представителя общества по доверенности Хитрова М.В. к Акту проверки и протоколу изъятия вещей и документов; объяснениями свидетеля Нечаева В.Б., 1961 г.р.; объясненими свидетеля Старыгина В.В., 1964 г.р.;
Кроме того, выявление факта осуществления ООО "Тибурон" розничной продажи алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии подтверждено в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе, анализа деклараций об объеме оборота алкогольной продукции за четвертый квартал 2014 г. (входит в период приостановления действия лицензии общества), а именно: объем розничной продажи ООО "Тибурон" по форме 11 составляет 12,212 дал, по форме 12 объем розничной продажи составляет 11, 200 дал.
Тем самым должностными лицами Департамента было обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ "Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии".
Должностным лицом Департамента в отношении ООО "Тибурон" было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, с указанием о явке представителя Общества в Департамент на 26.02.2015.
В целях пресечения административного правонарушения, и в связи с невозможностью обеспечить сохранность по месту обнаружения, в отношении алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте должностным лицом Департамента была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - изъятие, о чем был составлен Протокол изъятия вещей от 28.01.2015. Протокол был составлен в присутствии представителя по доверенности ООО "Тибурон" Хитрова М.В. и двух понятых: Нечаева В.Б. и Старыгина В.В. Была составлена опись алкогольной продукции на 14 листах (всего 207 наименований, 1 614 единиц продукции). Изъятая алкогольная продукция согласно Описи была упакована и опечатана, и помещена на хранение по адресу: г.Москва, Савеловский проезд, д. 10, стр.3.
26.02.2015 должностным лицом Департамента, в присутствии представителя ООО "Тибурон" Кузьмичева И.И. по доверенности б/н от 30.09.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 223 по ч. 3 ст.14.17 КоАП РФ и на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлен для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность 5 за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ определены полномочия по возбуждению дел должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4. ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления распития) алкогольной продукции" должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Департаменте торговли и услуг города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП, функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции возложены на Департамент торговли и услуг города Москвы.
Согласно п. 12 Положения должностные лица Департамента составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
Нарушений процедуры привлечения ООО "Тибурон" к административной ответственности судом не установлено.
В порядке ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее -Федеральный закон).
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) устанавливает, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" деятельность но розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
ООО "Тибурон" допустило нарушение законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: в торговом зале магазина Общества находилась в обороте алкогольная продукция в широком ассортименте в период приостановления действия лицензии общества с 23.09.2014 но 23.03.2015.
Таким образом, в действиях ООО "Тибурон" содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Анализируя субъективную сторону вмененного Обществу правонарушения, суд первой инстанции правомерно установил, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Тибурон" предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства о лицензировании в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено.
Согласно п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.05.2015 по делу N А40-43793/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43793/2015
Истец: Департамент торговли и услуг г. Москвы
Ответчик: ООО "Тибурон"